Агропромышленный комплекс: итоги и перспективы

2018-й эстафету принял

Около 7 миллионов тонн молока получили за прошлый год в сельхозорганизациях страны. К 2016-му прибавили более 200 тысяч тонн. Успешно стартовала отрасль и в новом году. Среднесуточный надой от каждой коровы в эти дни 13,2 килограмма — на 650 граммов больше, чем в 2017-м. Несложно подсчитать валовую прибавку, учитывая, что коров у нас более 1,4 миллиона. Увеличивая производство сырья, сельчане создают предпосылки для успехов переработчиков. Полностью обеспечив внутренний рынок, они наращивают зарубежные поставки. За год экспортировано примерно 4,2 миллиона тонн молочных продуктов в пересчете на молоко. Прогрессируют и другие производители питания. Переработчики в числе лидеров по зарабатыванию валюты для страны. «СГ» продолжает подводить итоги работы АПК за прошлый год и рассказывать о планах на 2018-й. Сегодня слово переработчикам. 

Волковысское ОАО «Беллакт»

Намечаем экспорт детского питания в Китай, Турцию, Индию

Генеральный директор Александр ЯРОЦКИЙ:

— Александр Михайлович, ваше предприятие специализируется на производстве детского питания. Чем порадовали в прошлом году мам и малышей?

— Освоили для детей с полугода жидкие молочные каши, которые даже не надо подогревать:  они могут храниться не в холодильнике. Очень удобно для молодых мам, находящихся вне дома. Запустили и кисломолочный продукт для детей с 8 месяцев со слегка сладковатым вкусом. Начали производить новую линейку питания для детей с года «Вундеркинди».

Разработкой новых продуктов детского питания занималась технолог Алла Москалева. Непосредственно контролировала процесс их внедрения заместитель генерального директора по производству Татьяна Горкавик. Значимый вклад в освоение выпуска внесли начальник цеха Артур Стимбирис, мастер Вероника Костюкевич, слесарь Иосиф Сергей.

— Вы не только производите продукты для детей,  но и активно работаете с молодыми мамами, а также с медиками.

— Надо учитывать, что  детское питание —  не просто продукты. Это почти как лекарство, по сути, аптечный товар. Поэтому у нас в штате медработники: по одному  представителю в каждой области Беларуси и 2 — в Минске, а также 10 — в Москве и 7 — в других регионах России. Постоянно  проводим семинары для педиатров.  Производственники и медработники садятся за круглый стол и обсуждают актуальные вопросы детского питания.

В прошлом году через соцсети каждый квартал собирали мам со всей страны. Рассказывали о нашем предприятии.  Честно признаюсь: люблю сам общаться с мамами. Внимательно выслушиваю их замечания по нашей продукции.

— ОАО «Беллакт» стало в прошлом году основным поставщиком питания для детских кухонь Москвы.

— Да, вместе с другим производителем мы выиграли тендер на поставку своей продукции для малышей российской столицы. Пришлось приложить немало усилий для достижения такого успеха. 

— Ваше предприятие названо в числе тех переработчиков, кто в 2017-м активно осваивал новые иностранные  рынки.

— До прошлого года из 12 тысяч тонн производимого сухого молока лишь 10 процентов поступало в страны дальнего зарубежья. Да и то реализация не была системной. А в 2017-м продали туда около половины такой продукции.

Начинать было непросто. В других государствах нас не знали. Требовалось съездить туда, пообщаться с посредниками, научиться разговаривать на их языке, понять страну, завезти образцы, чтобы оценили качество нашей продукции. На это ушло около 3 месяцев.  Поскольку молоко всем очень понравилось, пошли заказы.  Если в начале года на складах был трехмесячный запас,  то за 2 месяца их распродали. В марте-апреле реализовали все, что произвели.  С июня запасы уменьшились, к осени их не стало.

Нашими покупателями стали 15 стран. Самые крупные поставки были в Оман, Судан, Ливию, Сирию, ОАЭ,  Китай, Монголию. Всего экспортировано продукции на 45 миллионов долларов, что на 5 миллионов больше предыдущего года.

— В 2018-м какие рынки наметили освоить?

— Хотим на постоянной основе освоить экспорт детского питания в Китай. Сейчас в этом направлении работаем с Турцией, Индией и Бангладеш. Намечаем увеличить объемы продаж детского питания в Пакистан, а также в Украину.

— Любое предприятие требует постоянного обновления. Как меняется облик вашего? 

— Раньше каждый цех принимал для себя молоко. Это создавало множество неудобств. В прошлом году сделали общую приемку, куда  также  перенесены все посты входного контроля сырья.

В 2018-м планируем закупку нового оборудования для розлива цельномолочной продукции в пэт-бутылки. Второй большой проект — модернизация линии по производству творога.

Не остаемся в стороне и от сельхозпроизводства. Сейчас рассматривается вопрос о присоединении к «Беллакту»  одного  из хозяйств области, которое  в перспективе может стать нашим  филиалом. 

Василий ГЕДРОЙЦ, «СГ», 

gedroiz@sb.by

ОАО «Горынский агрокомбинат» 

Консервированные овощи ОАО «Горынский агрокомбинат» попали на европейские рынки

Управляющий ОАО «Горынский агрокомбинат» Василий КОВАЛЕЦ:

— Василий Васильевич, как сложился 2017 год для предприятия?

— Для начала скажу, что с 2010 года мы находимся в процедуре санации. Тем не менее все плановые цифры по производству и реализации продукции за 2017-й выполнены. Заработанной прибыли пока недостаточно для восстановления платежеспособности, поэтому по согласованию с Брестским экономическим судом срок расчета с кредиторами продлен до конца 2018 года.  

Агрокомбинат входит в концерн «Брестмясомолпром». У нас богатый ассортимент овощных и фруктовых консервов, более 70 наименований. В последнее время проделана огромная работа, связанная с техническим перевооружением и модернизацией производства. Реконструирован овощной цех, сооружены новые овощехранилище и котельная. На реконструкцию овощецеха, например, из средств бюджета безвозмездно потрачено 3,4 миллиона рублей. В 2017 году получен хороший урожай зеленого горошка — на 10 центнеров с гектара больше, чем в 2016-м. Переработано его 2,5 тысячи тонн, а это на тысячу больше, чем в 2016 году.  За прошлый год произведено 19,7 миллиона условных банок продукции. Наш профиль — стеклобанки. По своим безопасным свойствам никто лучше тары для консервации и продуктов в целом еще не придумал. Стекло не выделяет никаких вредных веществ в отличие от жестяных банок и прочих упаковок.  

— В декабре 2017 года вы отправили 20 тонн овощных консервов в Латвию. Это пробная партия? Вам уже известно, как ее оценили покупатели?

— В 2016 году специально для экспорта в Европу была разработана торговая марка «Горынь», зарегистрированная на территории Таможенного союза стран ЕАЭС. Продукция по-прежнему поставляется в Россию, но хотелось бы расширить географию. На европейские рынки тяжелее выходить, предъявляются более высокие требования. Наш модернизированный цех с внедренной системой качества ISO дал возможность получить нужные сертификаты. Предприятие заключило контракт с латвийской дистрибьюторской компанией, которая со своей площадки распространяет товары на рынки других европейских стран. В Германию, например. Для того чтобы понять, как наши консервы снимаются с полок магазинов, нужно больше времени. Накануне поставки пробной партии проведены порядка десяти дегустаций, они получили хорошую оценку. Руководитель фирмы  звонил накануне Нового года, сказал, что «Горынь» находит спрос у покупателей. 

— Планы на ближайшее время?

— Это только первые шаги в данном направлении. Уже сейчас дистрибьюторской компанией прорабатывается возможность выхода «Горыни» на эстонский рынок. Мы надеемся на увеличение объемов производства, дальнейшее успешное сотрудничество и расширение европейских рынков сбыта.

Наталья ЧАСОВИТИНА, «СГ»

chasovitina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter