В каком направлении будет развиваться белорусская экономика в 2015 году

2015 год. Чего ждать?

В Правительстве говорят: при оценке рисков и прогнозировании на 2015 год использован подход умеренного консерватизма.
В середине осени в кабинетах экономических ведомств всегда кипит работа: строят планы на будущий год, оценивают, какие риски могут помешать развитию страны, и предполагают, где контроль предстоит усилить, а где — ослабить. Нынешнее макроэкономическое планирование чем-то напоминает игру в рулетку. Ведь в последнее время много говорится про не самую хорошую внешнюю конъюнктуру. Причин много: и санкции ЕС против России, и вступление этой страны в ВТО, и не оставшийся незаметным откол украинского рынка. Факторов риска настолько много, что просчитать все возможные минусы вообще вряд ли возможно. Но деваться некуда, барабан крутить все равно придется.

В Правительстве говорят: при оценке рисков и прогнозировании на 2015 год использован подход умеренного консерватизма.


В Правительстве говорят: при оценке рисков и прогнозировании на 2015 год использован подход умеренного консерватизма. Приоритеты экономической политики разбили на две группы. В первой — факторы поддержания макроэкономической и социальной стабильности, во второй — экономический рост. Но в нынешней ситуации сложно понять, как возможно совместить эти вопросы. Ведь макростабильность подразумевает жесткую денежно-кредитную политику, бюджетную консолидацию и ограничения внутреннего спроса. А вот задачи роста связаны с доступностью кредитов по низким процентным ставкам, увеличением спроса и частных инвестиций, с бюджетными стимулами. Проще говоря, получаются «волна и камень, стихи и проза, лед и пламень…»

— Полагаю, что решение этой дилеммы — в концентрации усилий и инструментов экономической политики на решении структурных, макроэкономических вопросов, — говорит первый заместитель главы Аппарата Совмина — руководитель секретариата премьер-министра Александр Заборовский. И называет их: это развитие рыночных институтов, создание благоприятных институциональных условий для устойчивого экономического роста.

В Правительстве обозначили три основные целевые задачи 2015 года да и среднесрочной перспективы. Первая — повышение эффективности кредитного канала, вторая – разработка принципиально новых подходов в формировании госпрограмм и господдержки. И третья — создание институциональных условий для долгосрочной ликвидности за счет внутренних источников, в частности — накопительной пенсионной системы, жесткого медицинского страхования, а также других типов долгосрочных гарантий или директивного депонирования части текущих доходов.

— У нас проходили довольно непростые дискуссии с коллегами из МВФ относительно таких понятий, как «эффективное кредитование», «мягкое кредитование», — комментирует Александр Заборовский. — Так вот, в 2014 году для повышения эффективности кредитного канала Правительством были предприняты вполне конкретные меры, которые на 2015 год уже увязаны с пакетом прогнозных документов. 

В конце 2013-го и в течение всего 2014 года Правительство и Нацбанк действительно выполняли «тонкую настройку» кредитного механизма с тем, чтобы не допускать перегрева экономики из-за мягкого кредитования, но при этом стараясь не сдерживать инвестиции. В чем преимущества такого подхода? Прежде всего — бюджетирование. Потребность увязывается с источниками ресурсов, есть возможность концентрации их на приоритетах. Второй момент — снижение спроса на «мягкие» кредиты за счет фильтра плана финансирования, благодаря чему увеличится ликвидность для рыночного кредитования. Иными словами, это механизм снижения процентных ставок. И третий немаловажный пункт — координатором кредитования всех госпрограмм становится Банк развития. То есть на финансовом рынке появляется механизм займов под нужды программного финансирования.

Разработка принципиально нового подхода в формировании госпрограмм и господдержки — одна из сверхзадач на будущий год. Сейчас в Правительстве завершается отработка соответствующих нормативных документов. 

— Нашей стране не следует отказываться от программно-целевого механизма развития национальной экономики. При текущем уровне эффективности экономических институтов, бизнес-моделей ему просто нет альтернативы, — уверен Александр Заборовский. — Но должна быть эволюция формирования и реализации госпрограмм, оказания господдержки и повышения ее эффективности.

Очевидно, что новый тип госпрограмм будет вовсе не таким, как в прежние годы. Не просто перечнем конкретных проектов, который собирается зачастую по принципу «стогования». Теперь госпрограмма — это, скорее, увязанные для достижения конкретных качественных целей условия и механизмы поддержки развития с конкурсным принципом ее оказания. И под каждый приоритет государство определит конкретный лимит бюджетных средств и набор механизмов содействия, а отбор проектов уже будет осуществляться заказчиком на конкурсной основе.

Господдержка, скорее всего, будет означать долгосрочные кредиты на инвестиционные цели по ставке ниже рыночной. Единым в стране оператором и кредитором станет все тот же Банк развития. Но кредитополучателям обещают и возможную компенсацию части процентов в рамках секторальных инициатив (экспортное кредитование, лизинг) с учетом платежеспособности заемщика. Эти инструменты будут доступны для всех форм собственности. Не исключен и другой мощный инструмент — вклад бюджета в уставный фонд компаний и возмещение части расходов на приобретение технологического оборудования. В Правительстве отмечают принципиальный момент: возможна прямая бюджетная поддержка в виде снижения и обнуления налогов, выплат на единицу продукции. Но предполагается, что эта мера будет носить секторальный характер. 

Серьезный фактор, который является принципиально новым в планировании в 2015 году, — профицит бюджета, который даже называют «макроэкономическим якорем». Внешний долг будет выплачиваться за счет текущих бюджетных поступлений. Величина профицита составит не менее 1,5% ВВП, что положительно скажется на текущем счете платежного баланса. Таким образом, полагают экономисты, в новый год страна входит с новыми инструментами экономической политики и запасом прочности к внешним шокам. 

В следующем году наша страна будет активно расплачиваться по внешним долгам, но выплаты эти планируется обеспечить преимущественно за счет собственных источников, хотя в последнее время много говорится и о возможной новой кредитной программе. Пока в проекте республиканского бюджета на 2015 год предусмотрены валютные платежи по погашению и обслуживанию государственного долга в сумме порядка $ 4 млрд. На эти цели предлагается направить поступления от экспортных пошлин на нефтепродукты и таможенных пошлин от экспорта нефти сырой, калийных удобрений. 

Александр БЕНЬКО
benko@sb.by

Полина КОНОГА
konoga@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter