Ради чего берлинскому профессору Керстин Мюллер хочется стать канцлером Германии

200 тысяч евро стоит… бесплатный ветеринар

НЕСКОЛЬКО раз наша аудитория ставила в трудное положение Керстин Мюллер, профессора Свободного университета Берлина. Правда, лишь на очень короткое время, так как ответ на любой вопрос затем все же был исчерпывающий. Это и впрямь похоже было на лекцию: уникальная аудитория, компетентный преподаватель, подготовленные студенты, в роли которых выступали участники учебы-семинара «Европейские стандарты в животноводстве», наглядный материал. Но особенно острая и неожиданная дискуссия развернулась у нас по, казалось бы, пустячному поводу: какой должен быть пол у коров? В смысле, на что здоровее ступать их копытам?..

Свободный университет соединяет в себе две функции: обучающую и лечебную. Ежегодно он принимает на первый курс 170 студентов, 90 процентов из них — женщины. За шесть лет обучения они изучают всех животных, но предпочтение все же отдают лошадям, домашним питомцам. На кого обучают? На ветеринара. Какова же минимальная у него зарплата после получения диплома? Очень низкая. Но когда дипломированный выпускник приобретает опыт и репутацию, его ставки резко возрастают, он становится высокооплачиваемым. Ну, а сколько все же у молодого? Около 2 тысяч евро, на которые он еле сводит концы с концами. Но что при этом характерно? Здесь учится много детей богатых родителей, которые считают профессию ветеринара престижной и, стало быть, в перспективе денежной.



Профессор Керстин МЮЛЛЕР прочи-тала свою лучшую лекцию.

Насколько дорого стоит получить такую профессию? Вопрос лишний — в Германии образование бесплатное, точнее — за счет налогов. Каков же этот счет? Немалый: шесть лет учебы будущего доктора Айболита обходится немецкому государству в 200 тысяч евро.



Символический силуэт у входа в университет.

Вторая, не менее важная функция университета, — здесь работают ветеринарные клиники для всех видов животных. Можно сказать, это центральная больница земли Бранденбург. Причем «пациентов» можно доставлять сюда на госпитализацию или вызывать врача на дом, в хозяйство. В ветклинике университета нам показали отдельные для каждого больного животного палаты-боксы, где студенты под руководством преподавателей обследуют и прописывают ему лечение. Вот эти услуги, включая и профилактику, уже не бесплатные. Из большого ассортимента лечебных услуг мы узнали прайс на самую популярную — обрезку копыт у коров — 8,5 евро за голову.

Вообще, именно это направление — лечебное — вызвало наибольший наш интерес, поскольку в группе было много ветеринаров и близких к ним специалистов. Разговор пошел профессиональный, причем вопросы задавали как немецкому профессору, так и она от нас пополняла запас знаний. 



Служебный офис и личный автомо-биль Керстин МЮЛЛЕР.

Болеет скот тем же, что и у нас. А вот методики лечения совпадают не всегда, причем не обязательно у немецких коллег они самые прогрессивные. Скажем, когда дискуссия началась вокруг ветпрепаратов, фрау Мюллер спросила: «У вас тетрациклин запрещен?» И, получив, утвердительный ответ, сказала: «А у нас пока нет». Речь шла о лечении мастита и копыт. Очень важное условие профилактики этой интернациональной «чумы» — содержание коров. Два раза в год  всем обязательно стригут копыта. А два раза в неделю скот пропускают через так называемые ванночки со спецрастворами. Какими? «Сложный вопрос», — прокомментировала профессор. И опять пошел сугубо профессиональный диспут с фотографированием отдельных образцов голландских и иных фирм.

— Мой совет — обращайте внимание на молодняк, — наставляла фрау Мюллер. — Если видите начало болезни, помечайте этих коров, заносите в журнал. Для этого должны быть обученные люди, компьютерные спецпрограммы. Вообще, если бы у меня была власть, как у Ангелы Меркель, я бы все полы в коровниках устилала соломой. Лучше ничего в мире не изобрели! Но соломы у нас не хватает, и некоторые используют для подстила остатки из биогазоустановок.



Больные животные и на прогулке под присмотром.

Соматика — еще одна чувствительная тема, особенно для белорусских животноводов. 400 тысяч клеток — допустимая норма в Германии. За превышение — штрафы и утилизация молока. И — о чудо! — у них, оказывается, есть хозяйства, где соматика в пределах всего 60 тысяч клеток. «Но есть и такие, где свыше 400 тысяч?» — допытывались отдельные мои земляки, в хозяйствах которых, возможно, эта самая соматика и за миллион зашкаливает. В Германии тогда применяют антибиотики, хотя и стараются делать это как можно реже. Немецкие ветеринары, видите ли, хотят приблизить то время, когда для лечения вымени антибиотики исключат вообще. В лабораториях университета фрау Мюллер с коллегами уже пришли к выводу, что не для всех видов маститов нужны эти лекарства.



Практическая работа с участниками учебы-семинара «Европейские стандарты в животноводстве».

Кто же контролирует соблюдение всех норм и условий для здоровья животных на фермах? Вы не поверите — не госконтроль. Кроме самих специалистов хозяйств, ученых-ветеринаров по вызову и лабораторий по качеству молока, кормов, в Германии много общественных организаций по защите животных. Их представители могут в любой момент зайти в любой коровник, сделать фотографии и разместить их в интернете. Как вам такой народный контроль!

С одной стороны, животных всячески защищают, а с другой, активно эксплуатируют: они должны больше давать молока и мяса. Кстати, средний удой по земле Бранденбург 9700— 10000 килограммов на корову. А в отдельных хозяйствах — от 10 до 11 тысяч. 

— Какое должно быть поголовье на ферме для достижения таких высоких показателей? — спросили мы.

— В среднем 250 голов.

 На одну корову приходится 5,2 лактации в среднем. То есть и здесь пока коровий век не очень долог. И это при том, что немецкие фермеры свои «фабрики молока» стараются оберегать от стрессов. 

Как они это делают, нам пришлось наблюдать позже в учебно-опытном аграрном предприятии Gros Kreutz. Наблюдать с сожалением. Один из наших специалистов — то ли по привычке, то ли по неосторожности – замахнулся ногой на доверчиво подошедшую корову, после чего все стадо в ужасе шарахнулось в сторону. Немецкий управляющий бросил жесткий взгляд в адрес бестактных коллег, но тактично промолчал. И уже потом нам повторно терпеливо объяснили: на немецких фермах к животным относятся почтительно и ласково, ни ног, ни рук, ни кольев, ни матерных слов не применяют. Как?! А вот так: надои и привесы тогда стремительно падают. 

Впрочем, об этом, как и в целом об уникальной ферме по фантастическому откорму быков, я расскажу в следующем фоторепортаже… 

Минск — Дольск — Берлин — Минск

Фото автора

P.S. Напомню, что учеба-семинар в Германии и Польше «Европейские стандарты в животноводстве» организована Белорусским крестьянским советом при поддержке Крестьянского союза земли Бранденбург.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter