200 лет спустя возрождается производство слуцких поясов

В стране остались считанные экземпляры слуцких поясов

Давно известный факт: в стране остались считанные экземпляры слуцких поясов, а лучшие образцы находятся за границей. Зарубежные музеи привозят драгоценные аксессуары к нам на временные экспозиции из хранилищ Москвы и Вильнюса, привлекая тысячи посетителей. И вот горячая новость: по поручению Президента в стране будет возрождено производство уникальных поясов, которые станут для туристов, несомненно, самым изысканным подарком на память о Беларуси.


— Но не так просто поставить на конвейер производство тканей «под старину». Еще предстоит изучить технологию производства слуцких поясов, — ставит первоочередную задачу Александр Локотко, директор Института искусствоведения, этнографии и фольклора НАН.


Накануне управляющий делами Президента Николай Корбут собрал на рабочее совещание историков, искусствоведов, технологов, дизайнеров, ткачей–практиков, которые вместе с Витебским государственным технологическим университетом, предприятиями «Белхудожпромыслы», «Слуцкие пояса», Борисовским комбинатом декоративно–прикладного искусства разработают технологию возрождения драгоценных тканей.


Елена Карпенко, завотделом древнебелорусского искусства Национального художественного музея, напомнила, что пояса начали ткать в начале XVIII века в Слуцке мастера Маджарские, приглашенные Радзивиллами. Слуцкие ткани создавались на восточный «лад персiдскi» — процесс поэтично описал в своих «Слуцкiх ткачыхах» Максим Богданович.


Аксессуары приобретали шляхтичи для своих нарядных костюмов. Наши изделия оказались не менее изысканными, чем восточные прототипы, — и их стали копировать в Польше, Франции, России. Поэтому под «белорусской маркой» в мире существует множество поясов «а ля Слуцк». Один из таких на днях был приобретен в экспозицию Несвижского замка — за несколько тысяч долларов.


— После возрождения производства поясов они могут стать одной из статей нашего экспорта. Возможно, будут востребованы и в современной модной индустрии, — надеется Тадеуш Стружецкий, заместитель министра культуры. — Эти вещи с изысканной орнаментикой являются одним из высочайших достижений мировой художественной культуры. Их место не только в прошлом, но и в настоящем.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter