О деловой инициативе для развития бизнеса на селе

20 тысяч рублей на выращивание кроликов

Министерство экономики опубликовало данные по Декрету № 7 «О развитии предпринимательства». Помимо многих точечных решений в самых разных сферах ведения бизнеса, документ ввел принципиально новый механизм — упрощенный порядок начала предпринимательской деятельности. Так вот, за период его действия почти 15 тысяч субъектов открыли бизнес по уведомительному принципу. Его суть такова: подал документы через службу «Одно окно» — и завтра занимайся любимым делом, получай прибыль. Если предположить, что каждый новый бизнес на старте — это в среднем три-четыре рабочих места, то можно представить, какой вклад внесли меры в обеспечение занятости. Ведь примерно две трети заявок поданы как раз в регионах.


В прошлом году во время «Большого разговора» Президент затронул тему активного вовлечения людей в малый бизнес: «Мы очень много сделали, чтобы человек мог шевелиться, зарабатывать для себя и своей семьи. Мы создали все условия, начиная от мелкого предпринимательства до IT. Трудно найти такую страну, которая бы предоставила столько свобод для предпринимательства». 

Сегодня в Беларуси, благодаря в том числе и Декрету № 7, бизнес можно вести на выгодных условиях. Уведомительный порядок для отдельных видов экономической деятельности, а также максимальное упразднение административных барьеров обеспечили рост деловой активности в райцентрах. Бюрократические препоны в наши дни практически сведены к нулю: знай законы и имей желание открыть что-то свое. Понятно, в деревнях с работой сложнее. Однако в то время как одни жалуются на местные власти, Бога, Юпитер в Козероге, другие действуют. Стартуют с бизнесом, который, во-первых, приносит семье средства для жизни, во-вторых — пользу населенному пункту (магазин в деревне, объекты бытового обслуживания), в-третьих, создает дополнительные рабочие места. 

Вот пример. В Лидском районе с момента подписания Декрета № 7 только по уведомительному принципу открыли свое дело почти 600 (!) человек. Самые массовые сферы — розничная торговля (191 человек), предоставление услуг по перевозкам пассажиров и багажа (137), бытовых услуг (136). 

Еще одна из форм стимуляции деловой активности — субсидии. Тот же район, деревня Дитрики. Семья Хлопковых уже несколько лет разводит кроликов. Предыстория их бизнеса такова: переехали из Украины в 2014 году на родину супруга в Лиду. Оксана, многодетная мама, занималась воспитанием шестерых детей. Когда закончился декретный отпуск, встал вопрос о трудоустройстве. Решила подсобить мужу, который был на старте бизнеса. Стали развиваться, разделили обязанности: глава семьи заточен на продажу тушек, Оксана занялась племенным делом. Чтобы поддержать свое детище, в прошлом году Хлопковы обратились в службу занятости райисполкома. Оксана разработала и написала проект, защитила его. В итоге хозяйство лидчан получило безвозмездную субсидию в размере более 20 тысяч рублей. Деньги пошли на закупку вентиляционной системы, сетки для клеток. Неплохое подспорье для семейного бизнеса. Планы Хлопковых на перспективу — привлечение наемных работников. А это уже новый виток в деле. 

Пример хорошо иллюстрирует то, на что тоже обращал внимание Президент: у белорусов должна просыпаться предпринимательская жилка. Если такая есть, можно отыскать немало преференций в действующем законодательстве. Как говорится, государство дало удочку, а рыбу, будьте добры, ловите сами. 

bizyk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter