20 лет спустя

Василий Пичул — режиссер не современный. В том смысле, что всякие там «мейнстримы», «форматы», «гламуры» и зрелищные спецэффекты — это абсолютно не про него...

Василий Пичул — режиссер не современный. В том смысле, что всякие там «мейнстримы», «форматы», «гламуры» и зрелищные спецэффекты — это абсолютно не про него. Все то, из чего создается сегодняшнее кино, в фильмах Пичула искать не стоит. Вообще, любая из его картин — настолько дерзкий вызов зрительским ожиданиям, что каждый раз предсказать этим фильмам пыльное место на пресловутой кинематографической «полке» можно куда с большей вероятностью, чем коммерческий успех. Однако считанным картинам достается такая ошеломляющая популярность, как его «Маленькой Вере», например. Ее и сейчас обсуждают не менее бурно, чем 20 лет назад, когда фильм только вышел в прокат. Но теперь едва ли кто–либо возьмется объяснять непроходящий интерес к «Маленькой Вере» наличием в фильме известной скандальной сцены в исполнении Андрея Соколова и Натальи Негоды. По сегодняшним меркам сцену эту можно считать даже целомудренной, да и не похож Пичул на человека, стремящегося шокировать любой ценой. Несмотря на пробивающуюся седину, выглядит Василий Владимирович по–прежнему все тем же целеустремленным юношей, который убежден, что главные успехи — впереди.


При этом новая картина под названием «Застава», которую он снимает сейчас в Минске, — такой же кинематографический эксперимент, как и все предыдущие фильмы Пичула. Этот человек явно не любит проторенных троп...


— Да, это эксперимент, — соглашается Василий Владимирович. — Мелодрама времен Второй мировой войны, 12 серий. История трех молодых людей, которая начинается в мае 1941 года и заканчивается осенью 46–го. Я никогда не делал таких длинных фильмов, но сейчас решился — очень понравился сценарий. Его автор — Ариф Алиев, который дважды номинировался на «Оскара»: когда–то — за «Кавказского пленника» и вот теперь — за «Монгола»... Главные мужские роли исполняют молодые актеры Павел Жилин, Александр Лымарев и Иван Стебунов. Главные женские — Екатерина Маликова и Екатерина Вилкова. А еще у меня снимаются такие известные люди, как Даниил Спиваковский, Мария Звонарева...


— Ага, медийные, проверенные зрителем актеры...


— Нет, люди, которых я очень люблю. Медийность — это не режиссерское понятие. Честно говоря, о коммерческой судьбе своего фильма я пока не сильно думаю. И людей вокруг себя собрал тех, с кем мне интересно работать.


— Значит, кино вы снимаете из любопытства или ради хорошей компании, но не с целью выгодно продать или прославиться?


— Любой фильм (пусть это большая тайна и вслух об этом не говорят) режиссер делает для себя! Хоть и старается быть корректным по отношению к тем людям, которые вкладывают в его дорогое удовольствие свои деньги и вправе рассчитывать на их возврат. Иначе в следующий раз у режиссера будут большие проблемы с поиском работы. Например, «Застава» снимается для одной из самых крупных московских кинокомпаний «ЦентралПартнершип». С которой в разное время я начинал два проекта, по разным причинам так и не состоявшихся. Надеюсь, что «Застава» все–таки состоится.


— Кстати, Интернет сейчас вовсю обсуждает, что вы собираетесь снимать продолжение «Маленькой Веры». Или это слухи?


— Не совсем — если мне удастся найти деньги и убедить людей, что этот фильм может быть успешным, продолжение наверняка будет. Мария Хмелик, автор «Маленькой Веры» и других моих картин, сценарий новой «Маленькой Веры» написала достаточно давно. Хотя довольно долго я старался даже не думать об этом, потому что с этим фильмом у меня связано слишком много эмоциональных переживаний. Но однажды мне страсть как захотелось еще раз поработать с теми же актерами... Кстати, сценарий все они читали, все согласны участвовать в съемках. Но главной героиней будет уже не Наталья Негода, а другая Вера, дочь той самой Веры.


— И свой фильм вы назовете «Маленькая Вера–2»?


— «Маленькая Вера. Next time». То есть продолжение игры.


— Между прочим, кое–кто считает, что оригинальное название — это метафора. Вроде как вы подразумевали под этим «маленькую веру в светлое советское будущее»...


— Пусть каждый вкладывает тот смысл, какой ему ближе.


— Еще не могу не спросить о вашем предыдущем фильме — о мюзикле «Кинофестиваль». Почему он не выходит в прокат — потому что у вас получилась слишком злая сатира на ММКФ, как говорят?


— Вообще–то я давно мечтал снять мюзикл. Тренировался на «Старых песнях о главном», занимался музыкальным проектом Людмилы Марковны Гурченко... И вот наконец у меня появилась возможность снять традиционный мюзикл с песнями и танцами. Мне казалось, что все будет легко и волшебно. А вышло совсем наоборот... Ни одна прокатная компания, ни один телеканал в России не взяли у меня «Кинофестиваль», мотивируя тем, что картина якобы слабая, неудачная. Но Нью–Йоркский кинофестиваль дал этому фильму свой главный приз! Не могу назвать себя большим поклонником Америки, но эта награда стала для меня событием, все–таки Нью–Йорк — столица мюзиклов... Теперь фильм собираются показывать на территории США. Хотя снимал–то я его для нашей публики...


— Знаю, что ваша дочь — администратор на «Мосфильме». Вы довольны?


— Наверное, логичнее спросить об этом у Павла Лунгина, в студии которого она работает. Хотя, когда девочка, свободно владеющая тремя иностранными языками, трудится администратором... Конечно, как отца меня это огорчает. Но что я могу поделать? Ей уже 27, вполне взрослая девушка. С одной стороны, я в свои 27 лет уже «Маленькую Веру» снял... Но когда Сандра родила мне двоих замечательных внуков, какие еще у меня к ней могут быть претензии? У каждого свой путь...

 

Фото Александра Дмитриева.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter