20 лет спустя

В последние годы хозяйство «Чырвоны баец» в Наровлянском районе славится количеством желающих устроиться туда на работу. Приезжают даже из райцентра. Хотя еще лет 10 назад ситуация там казалась безнадежной. Ни людей, ни продукции, ни денег, да и рядом — границы зоны отчуждения...
В последние годы хозяйство «Чырвоны баец» в Наровлянском районе славится количеством желающих устроиться туда на работу. Приезжают даже из райцентра. Хотя еще лет 10 назад ситуация там казалась безнадежной. Ни людей, ни продукции, ни денег, да и рядом — границы зоны отчуждения... После того как предприятие сделало ставку на свиноводство, количество работников выросло с 76 до 190. Деньги на увеличение поголовья, закупку кормов, реконструкцию животноводческих помещений были выделены по чернобыльской программе. В итоге увеличилось производство продукции, выросла зарплата. «К 2008 году поголовье свиней там увеличится до 8.000, хотя еще недавно было около тысячи, — рассказали мне в сельхозуправлении Наровлянского райисполкома. — Получать чистое молоко у нас непросто, а со свининой — проблем нет».

Такие же положительные изменения после переспециализации, которая на зараженных радионуклидами территориях проводится с 2002 года, произошли еще в 19 хозяйствах. В этом году к ним присоединятся еще около трех десятков предприятий, где намечены подобные мероприятия. Местные жители считают их крайне эффективными. Главный аргумент один: в деревнях стали исчезать апатия и иждивенческий настрой. У людей появилась работа и, соответственно, заработки.

«Даже в самые тяжелые для экономики страны годы финансирование чернобыльской программы сохранялось, — подчеркнул начальник отдела реабилитации загрязненных территорий Комчернобыля Геннадий Анципов. — В последние два года средства выделяются под полную потребность. К примеру, только на защитные меры в сельском хозяйстве — дополнительные дозы минеральных удобрений, известкование почв, создание культурных пастбищ для личного скота населения — мы тратим порядка 45 миллионов долларов в год. Всего же до 2010 года на реализацию чернобыльской программы уйдет порядка 3,3 трлн. рублей».

Такие инвестиции себя оправдывают. К примеру, за 5 последних лет количество населенных пунктов, где была зарегистрирована хотя бы одна проба «грязного» молока в частном секторе, сократилось с 325 до 121. Теперь даже те, кто хотел когда–то уехать из чернобыльских районов, все чаще решают остаться там.

Вообще, переселение людей с «грязных» территорий — процесс почти завершенный. За 20 постчернобыльских лет, по словам первого заместителя председателя Комитета по проблемам последствий катастрофы на ЧАЭС Владимира Черникова, место жительства сменили около 138 тысяч человек, для которых в других регионах Беларуси построено более 66 тысяч квартир. Для нашей небольшой страны, вынужденной решать и другие чернобыльские проблемы, это колоссальные цифры! Все, кто хотел уехать, уже уехали. 374 семьи, желающие на сегодня сменить прописку, заявление написали год — два назад. Планируется, что в 2007 году этот процесс будет завершен.

Всего в Наровлянском районе, который считается одним из наиболее пострадавших от техногенной катастрофы, сегодня ждут переезда 70 семей из 8 деревень. По сравнению с тем, что было в первые годы после аварии, когда район покинули более 10 тысяч человек, это мизер. «Главным образом это пенсионеры, решившие обзавестись на старость благоустроенным жильем, — сказала главный специалист по проблемам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС Марина Сычева. — Когда были силы содержать подсобное хозяйство, они и не думали переезжать. Теперь, когда кого–то оставили дети, другие, наоборот, хотят поближе к ним перебраться, старики и решили воспользоваться своим правом, которое им гарантирует государство. Думаю, что если не в этом году, так в следующем точно этот процесс будет полностью завершен».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter