1918 год в истории белорусской государственности

Прежде всего необходимо отметить, что белорусские земли издревле не стояли в стороне от государствообразующих процессов, происходивших на европейском пространстве. Особенности геополитического местонахождения белорусских земель сдерживали объективные процессы этногенеза, культурно–духовного развития и строительства национальной государственности из–за цивилизационного давления и с Запада, и с Востока (кстати, мы это наблюдаем и сегодня).

Вячеслав Данилович.
Фото ТатьЯны СтолЯровой.
Говоря о 1918 г., мы не должны забывать о том, что процесс становления белорусской государственности — тысячелетний. Сегодня в Институте истории НАН Беларуси разработана концепция истории белорусской государственности, в соответствии с которой мы рассматриваем государственность как внутренний потенциал народа, который обеспечивает его способность и право к длительному самостоятельному существованию. Этот внутренний потенциал формировался тысячелетиями у многочисленных поколений наших предков.

Несмотря на многочисленные войны, политические и экономические потрясения, белорусский народ выстоял, не исчез с исторической авансцены, сохранил традиции и духовно–культурные ценности, отстоял свое право на самостоятельное развитие и суверенное государство. Мы приобрели богатейший опыт выживания, отстаивания своих интересов. Именно глубинная национальная самобытность белорусского народа явилась объективным фактором того, что Беларусь никогда в истории не была ни зависимой территорией, ни тем более колонией Запада или Востока.

В нашей государственности были как исторические формы — государственные образования на нашей территории начиная от Полоцкого и Туровского княжеств, Киевской Руси, Великого Княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи, так и национальные — Белорусская Народная Республика, Социалистическая Советская Республика Беларусь, Литовско–белорусская Советская Социалистическая Республика, Белорусская Советская Социалистическая Республика, Республика Беларусь.

Как видим, национальные формы берут свое начало в 1918 г., когда и белорусское общество, и национальные лидеры созрели для того, чтобы объявить о создании самостоятельной республики. Провозглашение БНР не было случайным явлением. Именно в тот непростой и чрезмерно противоречивый исторический период появились объективные и субъективные условия для реализации идеи национальной государственности.

Первая мировая война и революционные события 1917 г. создали конкретно–историческую ситуацию для дальнейшего развития национального движения и окончательной его победы в борьбе за создание белорусского государства. I Всебелорусский съезд в декабре 1917 г. явился закономерным результатом предшествующего развития белорусского национального движения, активной деятельности его политических партий и организаций. Решения съезда засвидетельствовали, что белорусский народ политически был подготовлен к практической реализации идеи национальной государственности.

Как известно, несмотря на разгон съезда Облискомзапом, Исполнительный комитет Совета съезда продолжал действовать подпольно.

Оккупация германскими войсками западной части Беларуси создала реальную опасность того, что при заключении мирного договора между Германией и Россией интересы белорусского народа не будут приняты во внимание. Это вызвало обеспокоенность представителей белорусских национальных организаций и партий, которые стали добиваться участия в мирных переговорах.

Поэтому Исполнительный комитет Совета съезда решил направить делегацию в составе А.Цвикевича и С.Рак–Михайловского на мирные переговоры в Брест, возобновившиеся 17 января 1918 г. Исполнительным комитетом 19 января была утверждена декларация, которую должна была представить на обсуждение на мирных переговорах белорусская делегация. В декларации констатировалось, что «вся Беларусь в своих этнографических рубежах является единой и неразделимой и входит как автономная часть на равных правах в Российскую Демократическую Федеративную Республику». Положения декларации белорусской делегации перекликались с провозглашенными большевиками принципами, на основе которых должен был быть заключен мирный договор. Вместе с тем они соответствовали жизненным потребностям белорусского народа.

Однако участвовать в переговорах в качестве полноправного субъекта международных отношений белорусская делегация не смогла, т.к. выступала не от имени белорусского правительства, а как представитель Исполнительного комитета Совета I Всебелорусского съезда — организации, не имевшей соответствующего юридического статуса.

Кроме того, из–за срыва мирных переговоров в Бресте германские войска начали наступление по всему фронту и большевики вынуждены были покинуть Минск.

Поэтому, исходя из сложившихся обстоятельств, в преддверии занятия германскими войсками Минска Исполнительный комитет Совета I Всебелорусского съезда 21 февраля издал Первую Уставную грамоту, в которой отмечалось: «Исполнительный Комитет Совета I Всебелорусского съезда, пополненный представителями революционной демократии национальных меньшинств, достигая цели съезда, провозглашает себя временной властью в Беларуси для управления краем и созыва, как можно скорее, Всебелорусского Учредительного Сейма на основе общего права для всякого взрослого населения, без разницы национальности, вероисповедания и рода. Временную народную власть в крае, которая ставит себе целью защиту и утверждение завоеваний революции, будет осуществлять созданный нами Народный Секретариат Беларуси, который с этого дня начал выполнять свои обязанности».

Однако уже 25 февраля германский комендант выселил Народный Секретариат из занимаемого помещения и изъял кассу: около 300 тыс. рублей, преимущественно думскими билетами. Особоуполномоченный Народного Секретариата по военным делам К.Езовитов получил и выполнил приказ германского коменданта о расформировании белорусских вооруженных формирований. Все дальнейшие попытки Народного Секретариата создать на территории Беларуси вооруженные силы не имели успеха, потому что германские власти не позволяли этого.

Уже 3 марта 1918 г. в Бресте был подписан мирный договор между Россией, с одной стороны, Германией, Австро–Венгрией, Болгарией и Турцией — с другой. В соответствии с условиями этого договора территория Беларуси была разделена по линии Двинск — Свенцяны — Лида — Пружаны — Брест. Согласно статье 3 договора области, находившиеся западнее указанной линии, выводились из–под юрисдикции России, и она отказывалась от любого вмешательства во внутренние дела этих областей. Территория Беларуси, занятая германскими войсками на восток от линии Двинск — Свенцяны — Лида — Пружаны — Брест, считалась временно оккупированной.

По условиям Брестского мира сложилась новая геополитическая ситуация, которая явилась итогом неспособности Советской России продолжать военные действия. В результате от России были отделены территории Курляндии, Литвы, Лифляндии, Эстляндии и части Беларуси, а Украина и Финляндия были признаны самостоятельными государствами.

Поэтому именно признание Беларуси в качестве субъекта международных отношений являлось главной целью для белорусских деятелей на протяжении 1918 г. Безусловно, задача эта была очень сложная и ее решение зависело от целого ряда обстоятельств и разнообразных факторов.

Под влиянием радикально изменившейся геополитической ситуации произошла стремительная трансформация идеи белорусской государственности: от автономии Беларуси в составе Российской демократической республики по решениям I Всебелорусского съезда к провозглашению БНР и ее независимости в марте 1918 г.

Прежде всего в качестве протеста против несправедливого Брестского мира необходимо рассматривать принятие Исполнительным комитетом Совета I Всебелорусского съезда 9 марта Второй Уставной грамоты, в соответствии с которой была провозглашена БНР в рамках расселения и количественного преобладания белорусского народа. Однако во Второй Уставной грамоте еще ничего не было сказано о суверенности Беларуси, о ее территории и отношении к соседним республикам.

Третья Уставная грамота, провозглашавшая БНР независимым и свободным государством, была принята 25 марта. На основании этого акта было заявлено о расторжении всех старых государственных связей, а Народному Секретариату поручалось обратиться к заинтересованным сторонам с предложением пересмотра условий Брестского мира.

Согласно Третьей Уставной грамоте БНР охватывала «все земли, на которых живет и имеет численное преимущество белорусский народ, а именно Могилевщину, белорусские части Минщины, Виленского края, Гродненщины, Витебщины, Смоленщины, Черниговщины и смежные части соседних губерний, заселенные белорусами».

На протяжении 1918 г. Рада БНР и Народный Секретариат являлись по сути единственным общественно–политическим центром в Беларуси, который активно, насколько позволяли обстоятельства, действовал и пытался защищать интересы белорусского народа на международной арене. В качестве важнейших геополитических задач своей деятельности Рада БНР выдвинула объединение всех белорусских земель в одно целое и признание независимости БНР на международной арене. Ограниченное в своей деятельности жесткими условиями оккупации и не имея достаточных финансовых средств и квалифицированных кадров, правительство БНР тем не менее добилось относительных успехов. Так, в 1918 г. БНР получила фактическое признание со стороны Украины, открыла свои консульства в Советской России, на Северном Кавказе, получила поддержку со стороны Литвы и Латвии.

Руководство БНР предприняло ряд практических шагов, направленных на наполнение идеи белорусской национальной государственности реальным содержанием. Была создана Белорусская центральная торговая палата, которая в начале осени 1918 г. наладила товарообмен с Украиной. Народный Секретариат также разработал комплекс мер, направленных на формирование собственной финансово–кредитной системы. Значительная работа проводилась по возвращению в Беларусь беженцев. Решением этого вопроса занималась специально созданная комиссия по делам беженцев. Народным Секретариатом проводилась регистрация белорусских граждан и выдавались соответствующие удостоверения, а с лета 1918 г. действовал общегражданский паспорт БНР.

Примечательно, что удостоверение Народного Секретариата за № 1042 было выдано на имя Янки Купалы, в котором отмечалось: «Предъявитель этого, гражданин–белорус Янка Луцевич (белорусский поэт Янка Купала) был командирован в место Смоленск в свое время Народным Секретариатом Белорусской Народной Республики для сбора коллекций для Белорусской выставки в месте Минске, а также для выяснения, в каком положении находится там его семейство, и возвращения семьи в место Минск, где он имеет постоянное местожительство».

Деятельность Народного Секретариата и Рады БНР получила определенную поддержку на местах, что нашло свое выражение в создании местных Рад в Витебске, Могилеве, Бобруйске, Радошковичах и других населенных пунктах. Граждане также обращались в Народный Секретариат с просьбой о трудоустройстве. Кроме того, местные жители, как свидетельствуют архивные документы, воспринимали Народный Секретариат как орган власти, способный защитить от непомерных реквизиций и грабежей, совершавшихся оккупантами, а потому обращались в Народный Секретариат с соответствующими просьбами.

Наиболее значительных успехов Народный Секретариат достиг в области культурно–просветительской деятельности. Белорусский язык получил статус государственного. Проводились курсы белорусоведения и подготовки учителей для национальной школы. Были открыты белорусские школы и изданы учебники для них. Работал Государственный театр БНР под руководством Ф.Ждановича и Белорусский народный хор. Их гастроли по Беларуси способствовали активизации национально–культурной жизни на местах. В результате разворачивалось широкое культурно–просветительское движение.

Провозглашение БНР было исторической закономерностью, логическим продолжением всей предыдущей борьбы белорусских организаций и политических партий за реализацию идеи национальной государственности. По сути, впервые за всю историю существования белорусского народа были сделаны практические шаги в этом направлении. Вместе с тем из–за противоречивых геополитических и внутриполитических условий инициаторы создания БНР не смогли добиться ее суверенитета. БНР как государство не состоялось, однако с ее провозглашением вопрос белорусской государственности вошел в повестку дня европейской геополитики. Усилия деятелей белорусского национального движения, направленные на создание суверенного национального государства, обрели необратимый характер.

Говоря о роли 1918 г. в истории белорусской государственности, мы также не должны забывать о том, каким испытанием для Беларуси стала Первая мировая война, которая завершилась в ноябре 1918 г. Страна была разорена, ее территорию покинули около 1,5 миллиона жителей, сотни тысяч были мобилизованы в армию. Понятно, что в таких условиях массы населения края не были еще охвачены идеей государственного строительства, т.к. на первом плане были именно социальные проблемы, которые требовали немедленного решения.

На наш взгляд, главной причиной, почему БНР не состоялась, была геополитическая ситуация, сложившаяся во второй половине 1918 г. Германские оккупационные власти какое–то время, пока им это было выгодно, стремились использовать БНР как средство давления на Советскую Россию. Соответственно Советская Россия воспринимала БНР как проект в пику ее интересам. Нельзя забывать и о победителях Первой мировой войны — странах Антанты. Они сделали ставку на возрождение Польши в границах Речи Посполитой до 1772 г. В таких условиях независимой Беларуси просто не могло существовать. И не существовало никакого защитного механизма, чтобы сохранить новое государственное образование.

Вместе с тем нельзя забывать, что деятели левого крыла белорусского национального движения вошли в состав созданного согласно декрету В.Ленина от 31 января 1918 г. Белорусского национального комиссариата, функционировавшего на правах отдела Народного комиссариата по делам национальностей РСФСР. Белнацком заложил основы реализации белорусской национальной государственности в советской форме. Вместе с белорусскими секциями РКП(б) он вел политическую и культурно–просветительскую работу среди белорусов на территории Советской России. Его представители опекали беженцев, брали на учет белорусские организации и учреждения, эвакуированные во время Первой мировой войны, открывали белорусские школы и клубы, издавали литературу на белорусском и русском языках. В результате идея реализации белорусской национальной государственности на советской основе приобретала все более широкую поддержку, что находило отражение в принятии соответствующих резолюций белорусскими собраниями, конференциями и съездами.

Однако предложения по созданию белорусского государства, даже на автономных началах и в федеративной форме с Советской Россией, игнорировались руководством Северо–Западного комитета РКП(б) и Облискомзапа на протяжении всего 1918 г.

Тем не менее решающим шагом на пути национально–государственного самоопределения Беларуси на советской основе явились решения конференции белорусских секций РКП(б), состоявшейся 21 — 23 декабря 1918 г. в Москве. Конференция признала необходимым создание Временного рабоче–крестьянского правительства Беларуси. Было избрано Центральное бюро белорусских секций РКП(б) из 5 членов (Д.Жилунович (председатель), Ф.Балбеко, И.Нецецкий, М.Драко–Дракон, А.Червяков) и одного кандидата (И.Дыло).

Фактически вопрос о самоопределении Беларуси получил свое разрешение в последнюю неделю декабря 1918 г., когда центральное партийное и советское руководство согласилось на провозглашение независимой Социалистической Советской Республики Беларуси.

Уже 30 декабря 1918 г. начала работу VI Северо–Западная областная конференция РКП(б), провозгласившая себя I съездом Коммунистической партии (большевиков) Беларуси. Делегаты конференции согласились с таким предложением и без обсуждения единогласно приняли общую резолюцию о провозглашении Западной Коммуны Белорусской Советской Республикой при 5 воздержавшихся. При этом в одной из резолюций I съезда КП(б)Б подчеркивалось, что Белорусской Раде и ее Народной Республике «трудовой народ противопоставляет свою рабоче–крестьянскую власть, свою советскую республику». Тем самым де–факто косвенно признавалась роль БНР в становлении белорусской национальной государственности на советской основе.

В целом, анализируя события столетней давности, мы не должны забывать, что тогда впервые в истории мы пытались создать свое национальное белорусское государство. Сам процесс реализации этой идеи был очень сложный и противоречивый. Неудачная попытка создания БНР тем не менее способствовала реализации белорусской национальной государственности на советской основе в форме ССРБ. Это был сложный взаимосвязанный процесс, имелось много негативных моментов и недостатков, но в итоге на прочной основе БССР мы пришли к независимой Республике Беларусь.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что сегодня мы должны объективно, с научных позиций смотреть на события 1918 г. и стремиться к тому, чтобы консолидировать, а не разделять белорусское общество, укреплять нашу современную государственность.

Вячеслав ДАНИЛОВИЧ, директор Института истории Национальной академии наук Беларуси, кандидат исторических наук.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter