19 мая состоится праздничный концерт «Ко дню открытия Белорусской государственной филармонии»

Тот самый день случился 25 апреля 1937 года. За месяц до этого, 30 марта 1937 года, состоялась презентация — как бы сказали сейчас — коллективов Белгосфилармонии: симфонического оркестра, оркестра белорусских народных инструментов, Белорусского ансамбля народной песни и танца (еще не Цитовича) и Белорусской хоровой капеллы (еще не Ширмы).

Происходило все это в довольно-таки несимпатичных и непривлекательных условиях. Знаменитый российский педагог и дирижер Илья Мусин, первым возглавивший симфонический оркестр Белгосфилармонии, вспоминает об этом так: «Концертным залом филармонии служило помещение клуба. Неуютное, пустое фойе, столь же непривлекательный зал. Вместо эстрады — типичная клубная сцена с тряпичными порталами. Акустика отвратительная. Неудивительно, что это помещение не способствовало привлечению слушателей».

Прошли годы, прежде чем основной концертной площадкой Белорусской государственной филармонии стал Дом офицеров. Потом в 1963 году филармония получила собственное здание. Но еще 42 года прошло, прежде чем это здание обрело свой нынешний облик с нарядным фойе, красивейшим Большим концертным залом и изысканным Малым залом имени Ширмы. Открытие филармонии в обновленном виде состоялось 26 января 2005 года.

А было еще множество других открытий организационного, духовного, художественного порядка, начиная с фронтовых бригад во время войны. Филармония обрастала новыми коллективами, новыми жанровыми направлениями, искала и находила новые способы работы со зрителями. Когда-то аншлаги были исключительно у гастролеров, потом публика валом повалила на своих музыкантов, открыв, что они во многом и получше приезжих знаменитостей.

Так что сплошное открытие и сплошная весна.

Кстати, напомню, что все филармонические концерты с 5 по 31 мая проходят в рамках XXXVII Фестиваля музыки «Минская весна – 2022», который нынче запоздал, как и весна календарная, но насыщен яркими событиями.

Так вот, о концерте мне подробно рассказал художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического симфонического оркестра Республики Беларусь, народный артист, лауреат Государственной премии Александр Михайлович Анисимов:

— Получилась, на мой взгляд, симпатичная, интересная, яркая программа, которая как бы, по моей задумке, отражает все главные магистральные направления работы нашего оркестра, да и всей филармонии за эти последние годы.

Вечер откроется «Сияющим днем». Парадокс? Но именно так называется произведение народного артиста Беларуси Вячеслава Кузнецова.

— Это наше святое дело, пропаганда белорусской музыки, — убежден Александр Анисимов.

Но тут дело еще и в том, какого автора выбрать. Автор балетов «Витовт» и «Анастасия» особенно близок духу Государственного академического симфонического оркестра. Музыка Кузнецова заряжает публику и оркестр энергией радости и эффектно высвечивает исполнительские достоинства коллектива. Что еще нужно для яркого начала?

А затем настанет время классики.

— Классика — это российская классика, Чайковский и Рахманинов, — подчеркивает маэстро.

Прозвучит, вполне символично, кантата Сергея Рахманинова «Весна» и симфоническая поэма Петра Ильича Чайковского «Франческа да Римини».

В исполнении рахманиновской кантаты примет участие заслуженный коллектив Государственная академическая хоровая капелла имени Г. Ширмы и солист Владислав Витушко.

— Участие капеллы — тоже важный и магистральный путь развития наших программ и вообще развития филармонии, — поясняет Анисимов.

И наконец, сложнейший Концерт для фортепиано с оркестром № 1 Ми-бемоль мажор Ференца Листа в исполнении ученицы Республиканской гимназии-колледжа при Белорусской академии музыки Ши Тяньжань. Наглядная демонстрация возможностей нашей фортепианной школы, когда даже детвора и подростки добираются до вершин виртуозности и абсолютно взрослого осмысления крупных музыкальных полотен.

— Работа с перспективной молодежью — это для нас тоже очень важно! За 20 лет работы я старался посвящать этому много времени. А то, что солистка родом из Китая, это, опять же, наш магистральный путь общения с талантливыми иностранными музыкантами. Многие из них с удовольствием приезжали в столицу Беларуси. Жаль, что из-за пандемии и неразумия западных политиков наши возможности общения в последнее время сильно сократились. Но, с другой стороны, Китай в области классической музыки резко вырвался вперед. Там есть и пианисты, и скрипачи, и вокалисты замечательные.

Замечу, что случилось это во многом благодаря российским и белорусским музыкантам, которые активно передают свой опыт и в самом Китае, и на наших образовательных площадках. Ши Тяньжань и многие другие молодые музыканты, обучающиеся в Республиканской гимназии-колледже и в Белорусской академии музыки, — яркое тому подтверждение. А усердия и любви к музыке китайцам не занимать.

Вот таким будет этот интереснейший вечер — казалось бы, в память о прошлом, но мощно устремленный в будущее.

Это не последний концерт Государственного академического симфонического оркестра в нынешнем сезоне. Будут еще «Шедевры классики» в Малом зале имени Ширмы 2 июня, будет 16 июня закрытие симфонического сезона — заключительный концерт цикла «Классика для всех». В конце мая оркестр побывает в Смоленске с Пятой симфонией Бетховена.

Но 19 мая — явно особенный день в нынешнем симфоническом календаре. Сияющий день, который запомнится надолго.

juliaandr@gmail.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter