В Добруше восстановили имена 186 воинов Красной Армии, захороненных в братской могиле

186 вернувшихся домой


Фото Евгения УСТИНОВА
В Добруше восстановили имена 186 воинов Красной Армии, захороненных в братской могиле. И на мемориале городского кладбища «Лядцы» появились плиты с именами тех, кто отдал свою жизнь за свободу.

Больше половины имен появилось на плитах благодаря усилиям смотрителя кладбища Вячеслава Башилова. Бывший военный, человек, по словам руководства, чрезвычайно ответственный, к делу подошел серьезно:

— Я сравнил надписи на плитах с цифрами появившихся в последнее время документов. Оказалось, погибших в боях и умерших от ран в Добруше больше, чем начертано на мемориале. Дело в том, что некоторые фамилии тогда в спешке не занесли в список, некоторые документы пропали.


ПОГИБШИХ в войну героев на территории кладбища хоронили в разное время. Только спустя четыре года после войны, в 1949-м, Добрушский райисполком решил перезахоронить останки всех в одну братскую могилу. В 60-х здесь появился памятник. На плитах написали фамилии павших — тех, о которых были в курсе. Следующую реконструкцию проводили в 1992-м и старые списки просто переписали.

Вячеслав понял: долгие годы здесь лежат люди, отдавшие жизнь за освобождение его родного края, а о них так никто и не знает. Ситуация тронула до глубины души, ведь Великая Отечественная не обошла стороной и его семью. Деда Семена в армию не взяли: перед войной получил серьезную травму. Но молча смотреть, как гитлеровцы топчут родную землю, он не смог.



— Не того склада были люди! Дед до войны был лесником и хорошо знал местность. Стал передавать оружие партизанам, распространял листовки. Схватили его за месяц до освобождения и расстреляли в Гомеле. Где он похоронен, семья до сих пор не знает.

И Вячеслав почувствовал: его долг — «вернуть домой» если не деда, то хотя бы солдат и офицеров из братской могилы в райцентре. Он обратился за помощью к известному в районе поисковику, председателю общественного объединения «Ніколі не забудзем» Николаю Басенкову. Тот долгие годы собирал всевозможные сведения о боях на территории района, прекрасно знал о продвижении всех воинских частей по территории района и поделился нужными документами, о которых многие никогда и не слышали. К примеру, через 8—9 месяцев после освобождения немцы еще раз бомбили Добруш. Тогда погибло больше 40 военнослужащих. Они тоже захоронены здесь. Лежат и те, кто умер в добрушских госпиталях.

Вячеслав БАШИЛОВ

Недавно рассекречена часть документов о безвозвратных потерях Красной Армии, и несколько месяцев Вячеслав в свободное от работы время изучал собранные в обобщенном банке данных «Мемориал» списки, справки, похоронки и даже карандашные рисунки офицеров медицинской службы с указанием мест захоронения. Оказалось, у некоторых бойцов неправильно были указаны звания, иные лежали под неверными именами:

— Скажем, майор Ермаков. А по паспорту захоронения он числился как рядовой. Каленов раньше проходил как Коленов, родственники прислали письмо с просьбой поменять фамилию.

Собранных 186 фамилий еще раз перепроверили вместе с поисковиками, сотрудниками музея, представителями военкомата. Поддержку Вячеслав нашел и в лице заместителя генерального директора предприятия «Добрушский коммунальник», на чьем балансе находится кладбище, Аллы Белкиной:

— Я сама занимаюсь поисковой работой, потому хорошо понимала, какое большое дело сделал Вячеслав. Проблема была в том, что на замену плит у предприятия не оказалось средств. Обратились к председателю районной организации Белорусского фонда мира Елене Раздуевой и вместе с ней подали заявку в Гомельское областное отделение, включив обновление мемориала в план мероприятий, посвященных 75-летию освобождения района от немецко-фашистских захватчиков.

Алла БЕЛКИНА.

Фонд мира выделил более 1500 рублей на установку 21 гранитной плиты и нанесение нового списка имен. Теперь Вячеслав Башилов с трепетом проводит ладонью по еще недавно неизвестным фамилиям…

Мемориал в «Лядцах» — самое большое воинское захоронение в районе. Лежат здесь солдаты-освободители со всего СССР — армяне, казахи, узбеки, грузины, украинцы, русские, белорусы. Средний возраст погибших 23—24 года. Здесь же находится и могила Героя Советского Союза Федора Хлуднева, умершего от ран в госпитале в январе 1944-го.

— Он был артиллеристом, но в бою пришлось стать пулеметчиком, — рассказывает Вячеслав. — Отстреливался до последнего, получил тяжелое ранение. Когда немцы видели, что он вроде бы теряет сознание, подползали ближе — и Федор укладывал очередную партию врагов. Так продолжалось до тех пор, пока свои не оттянули его вместе с пулеметом. И наш долг — вечно помнить и знать каждого героя.

valchenko@sb.by

Фото Ивана КУЗМЕНКОВА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter