16 соток чудес

Уходящий год был знаменателен на встречи. И знакомство с витебчанином Михаилом Шлома — одна из них...

Уходящий год был знаменателен на встречи. И знакомство с витебчанином Михаилом Шлома — одна из них. Когда другие жалуются на неурожай, кандидат сельскохозяйственных наук Михаил Гаврилович только успевает раздаривать овощи и фрукты. Чего только нет на его 16 сотках! Малина, созревающая до морозов, горящие огнем не хуже кремлевских звезд яблоки сорта «рубиновые дюки», лимонник, боярышник, сформированный как стройное деревце. В почете у Шломы и земляника садовая. Особенно любит он модный нынче сорт «хоней» и ультраранний польский сорт «кама». «Кама» — сорт с секретом. Ягоды, сорванные не до конца созревшими, по вкусу — обычная клубника, а вызревшие и бордовые — как лесная земляника.


Хлебная профессия


Михаил Гаврилович родился в поселке Красное Климовского района Брянской области. Теперь это маленькая точка на стыке России, Украины и Беларуси. Географически, как шутит сам, он больше белорус — до Гомеля 70 км, а до Брянска — более 200.


Начинал пастухом в деревне, а после службы в армии в 1956 году при конкурсе 12 человек на место поступил на агрономический факультет Белорусской сельскохозяйственной академии. Поголодав изрядно в детстве, он решил выбрать для себя хлебную профессию. В 1961 году успешно окончил академию и получил распределение в экспериментальный совхоз «Добрушский» на должность главного агронома по внедрению науки. Так Беларусь стала его второй родиной.


Свой первый сад Михаил Гаврилович посадил в Горках Могилевской области, еще будучи аспирантом сельхозакадемии. И с тех пор вот уже почти полвека занимается садоводством. Старается сохранить и не дать исчезнуть сортам (в том числе и народной селекции), выгодно отличающимся по урожайности, вкусу, устойчивости к морозам, болезням и вредителям. Среди них груша «гнилка», которую он обнаружил в деревне Ольгово Витебского района. Ее плоды созревают и высыхают прямо на дереве, а затем падают. Остается лишь собрать готовые сухофрукты.


В приусадебных садах Глубокского района и в Полоцке он приметил сорт груши народной селекции «свекольная». Ее плоды как снаружи, как и внутри похожи на свеклу. Интерес представляет и груша (без имени, правда) оригинальная по форме (с перетяжкой) и просто тающая во рту. А разве можно пройти мимо яблонь старинных сортов «добрый крестьянин», «апорт кроваво–красный», «ананас», плоды которых в диаметре более 15 см? Эти и другие находки он по праву считает достоянием страны.


Ягода–загадка


Гордость садовода — диковинный плод. Первые кустики необычного растения появились у Шломы три года назад. Их привез знакомый из Риги. Растения хорошо прижились и активно разрослись, заполонив собой уже почти 30 кв. метров. Друзья и знакомые активно гадали: что, мол, это за сорт и вид? Какие только версии не выдвигали! Сам Михаил Гаврилович считает его гибридом ежевики и клубники. Да, это действительно гибрид. Только, как оказалось, малины и ежевики. Это — малина розоволистная. Прибалты ее величают rossalin. Только представьте: невысокий (до 1 — 1,2 м) округлый кустик с ажурными резными листьями, белоснежными и зеленоватыми цветками вперемешку, усыпанный торчащими вверх крупными (до 4 см в диаметре) ярко–коралловыми ягодами. Красота потрясающая!


Загадка этой ягоды в том, что она практически нейтральная по вкусу, с едва уловимым запахом. А вот варенье и джемы из гибрида получаются с тонким клубничным ароматом. Может, поэтому и считали, что в гибриде «поучаствовала» и земляника садовая? Да и по размеру заморская ягода — то ли огромнейшая малина, то ли большая земляника садовая. Плоды созревают в середине августа на побегах этого года.


Правда, красавица ягода просто так в руки не дается: побеги такие же колючие, как у ежевики. Без перчаток к ней не подступиться!


По старинке


В последние годы в наших садах появляется все больше диковинных одомашненных культур и новых сортов привычных растений, изощреннее становятся и средства защиты от болезней и вредителей. Неизменным же остается (по самой сути) лишь сам способ посадки. Хотя и здесь есть очень важные моменты, упустив которые на хороший урожай можно не рассчитывать.


Сам Михаил Гаврилович сажает, как он говорит, по старинке. Предпочтение отдает однолетним саженцам: у них практически не бывает изуродованных корней. Если у растения все корешки целые и невредимые, то стресс от пересадки оно чувствует лишь в первый год. А на второй уже начинает активно расти. При выкопке же 2 — 3–летних саженцев, как правило, теряется до трети корней. А дерево от этого потом долго болеет и плохо растет. Выход, конечно же, есть: при посадке уравнять по площади крону и корни.


— У хорошего саженца, — акцентирует внимание Шлома, — корни расположены всегда в несколько ярусов. Если сажать, накидывая на них землю комьями, то концы корней разных уровней сместятся в одну сторону и окажутся на дне ямы в неимоверной тесноте. А закопанные слишком глубоко и лишенные воздуха, они будут плохо работать, не обеспечивая растения необходимым питанием. Отсюда и хилый прирост в первые годы. Поэтому–то корни надо аккуратно поставить на земляной холмик, насыпанный в яме, расправить и прикрыть землей. Очень важно посадить дерево на нужную высоту, ориентируясь по корневой шейке. Не стоит при посадке увлекаться и свежей органикой. От соприкосновения с навозом (равно как и с минеральными удобрениями) корешки могут сгореть, а корневая шейка загнить. И растение обречено.


Михаил Гаврилович — настоящий фанат садоводства. Для него нет большей радости, чем щедро плодоносящие куст или дерево. Около тысячи саженцев он уже подарил и раздал.


Если каждый из нас вырастит хотя бы по дереву, то мир станет прекраснее. В этом уверен Михаил Шлома. И в свои 78 лет все еще полон сил, идей, а главное, энергии. А еще Михаил Гаврилович точно знает, что сельским хозяйством можно управлять без тонкостей, но вот грубостей оно не терпит.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter