150 лет в искусстве

Сегодня в Национальном художественном музее Беларуси открывается юбилейная выставка Натальи и Георгия Поплавских

Сегодня в Национальном художественном музее Беларуси открывается юбилейная выставка выдающихся белорусских художников и подвижников Натальи и Георгия Поплавских.

Считается, что художники, как и философы, сидят где-то если не в слоновой, то в бетонной башне, без устали точая свое искусство. Есть такая башня и у наших мастеров – знаменитая «художественная» башня по улице Сурганова. Но, хорошо зная всех ее многочисленных творцов, я меньше всего соотношу Поплавских с этим не самым уютным сооружением. Для них мастерская – весь земной шар. Еще в начале 50-х годов, прихватив свои тяжелые этюдники, набитые запечатанными в свинцовые тюбики красками, они без устали странствуют по пыльным дорогам Беларуси, забираясь в ее самые отдаленные уголки, рисуя храмы и людей, большинства из которых, увы, уже нет и в помине. Прихватив свою малолетнюю дочь, они отправляются на этюды на Север,  Соловки,  Белое море, путешествуют по республикам Средней Азии, по несколько месяцев странствуют по Дальнему Востоку, добираясь до Анадыря, Сахалина, шагая по сотрясаемым бесчисленными землетрясениями островам Курильской гряды. И каждое такое путешествие — это сотни набросков, эскизов, картин. И неизгладимые впечатления от встреч с интересными, необычными людьми. 

Сегодня, когда открыт весь мир, и ты можешь ехать, куда твоя душа пожелает, много ли мы выносим из этих путешествий действительно ярких впечатлений? Ну потрясающие и все-таки стандартные пятизвездочные отели, ну золотые пляжи, забитые барахлом, и опять же стандартные супермаркеты, и рассчитанные на туристов «экзотичные» рынки. Еще, может быть, знаменитые музеи, которые надо успеть «охватить» за полтора-два часа. А они еще в 60—80-е годы прошли-проехали Китай, Индию, Австралию, Командоры, Индонезию, Мексику, Эфиопию. Более полугода вместе с рыбаками Георгий работает в суровых водах Атлантики, любуется с моря городами Канады, США, впервые попадает на Кубу. Последнее его путешествие на этот остров состоялось три года назад. И опять же из всех этих странствий художники привозят десятки новых, необычных для нас, работ. Но эти работы представляют ценность и для тех стран, в которых они побывали. Не случайно в 1973 году индийское правительство награждает Георгия Поплавского Международной премией имени Джавахарлала Неру, почетными дипломами и призами — Индонезия, Польша и, конечно же, родная страна. В 1991 году Георгий становится действительным членом академии художеств СССР, в 1995-м – действительным членом Национальной академии наук Республики Беларусь. В 2000 году за большой вклад в культуру ХХ века российское правительство награждает его Золотой медалью имени Пушкина. 

Сегодня художники в своих каталогах любят расписывать, что их работы находятся в частных коллекциях Польши, Германии, Израиля и т. д. Но имеют ли художественную и гражданскую ценность эти их произведения? А работы Поплавского находятся не только в Национальном художественном музее Беларуси, Могилева и его родном Бобруйске, их приобрела и Третьяковская галерея, Русский музей Санкт-Петербурга, Музей изобразительных искусств имени Пушкина, Смитсоновский центр Питсбурга и музей Нью-Орлеана США, художественный музей в Джакарте и многие-многие другие известные центры искусств. Георгий Поплавский известен не только как создатель живописных полотен, тонкий портретист, но, прежде всего, как график, чьи работы, посвященные Великой Отечественной войне, стали, по сути, эталонными. Я имею в виду цикл его работ «Время длинных ножей». Родная Беларусь, ее пейзажи, люди, их быт и жизнь запечатлены мастером в цикле «Браславщина – край озерный», «Льны Браславщины», «Прогулки с Ганишем» и многие другие. 

Георгий Поплавский известен и как книжный график. Он оформлял произведения Янки Купалы, Якуба Коласа, Ивана Мележа, был первым оформителем некоторых книг Алеся Адамовича, Василя Быкова, Владимира Короткевича, а еще индийского эпоса «Тирукурала», произведений Свифта, Шекспира, Петрарки, Шиллера… 

И все это время рядом с Георгием творила жена Наталья Поплавская. Серия ее литографий «Полесье», «Памятники истории и архитектуры Беларуси», «Браславские мотивы» покоряют не только изяществом и мастерством, но и душевной красотой и открытостью. Не случайно ее работы отмечались на республиканских и международных конкурсах, в том числе трижды дипломом имени Франциска Скорины. В 2001 году и сама художница указом Президента была награждена медалью Франциска Скорины. 

Сегодня на открытии юбилейной выставки народного художника Беларуси Георгия Поплавского и Натальи Поплавской, чей общий жизненный путь составил уже более 150 лет, я убежден будет звучать много прочувствованных, искренних слов. Их есть за что любить, есть за что уважать и восхищаться их творчеством. И не только за непревзойденные произведения, созданные за годы нелегкого труда, но и за глубину чувств, искренность и широту души, которые они дарят этому миру и людям. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter