13 января 2013 года...

Ровно год исполнился со дня крушения круизного лайнера "Коста Конкордиа" у берегов итальянского остова Джильо в Тирренском море. Он совершал путешествие по Средиземноморью с 4.200 пассажирами и членами экипажа на борту (из них 111 россиян), только накануне отплыв из порта Чивитавеккья, в 80 км от Рима. Подойдя слишком близко к берегу, огромный девятипалубный корабль длиной корпуса 290 м напоролся на риф. Вода стала быстро заполнять машинное отделение через 70-метровую пробоину. К счастью, берег был рядом, но жертв избежать не удалось. Погибли 32 человека, включая пятилетнюю девочку. Тела одной пассажирки и одного члена экипажа так и не были обнаружены. Россияне серьезно не пострадали.

Трагедия Costa Concordia, год спустя

Ровно год исполнился со дня крушения круизного лайнера "Коста Конкордиа" у берегов итальянского остова Джильо в Тирренском море. Он совершал путешествие по Средиземноморью с 4.200 пассажирами и членами экипажа на борту (из них 111 россиян), только накануне отплыв из порта Чивитавеккья, в 80 км от Рима. Подойдя слишком близко к берегу, огромный девятипалубный корабль длиной корпуса 290 м напоролся на риф. Вода стала быстро заполнять машинное отделение через 70-метровую пробоину. К счастью, берег был рядом, но жертв избежать не удалось. Погибли 32 человека, включая пятилетнюю девочку. Тела одной пассажирки и одного члена экипажа так и не были обнаружены. Россияне серьезно не пострадали.

13 января на небольшом островке собрались тысячи людей - родственники погибших из разных стран, сами пострадавшие - пассажиры того злополучного круиза, сотни журналистов, спасатели, официальные лица. Все, как год назад, когда весь мир узнал о существовании Джильо (в переводе означает "лилия"), не самого популярного до тех пор курорта так называемого Тосканского архипелага.

Мэрия Джильо вместе с руководством компании-судовладельца "Коста крочере" организовали поминальную церемонию. Она пройдет сегодня в порту, у входа в который по-прежнему находится полузатонувший корабль. На протяжении семи месяцев там идет сложнейшая и уникальная операция по ликвидации последствий, которая предусматривает последующую отбуксировку лайнера после приведения его в вертикальное положение.

Местные жители уже привыкли к зрелищу лежащий на боку на рифах у берега "Конкордии". Рядом только выросла почти такого же размера платформа, на которой постоянно 24 часа в сутки трудятся и живут 400 специалистов, готовящих судно к эвакуации. Пока темпы осуществления работ отстают от первоначально намеченных примерно на три месяца, а это значит, что и будущий туристический курортный сезон островитяне проведут с "Конкордией", "украшающий" вид на подходе к порту. Накануне годовщины Совмин Италии продлил статус чрезвычайной ситуации у берегов Джильо, а мэр заповедного острова Серджо Ортелли выразил опасения, что лайнер уберут и вовсе лишь к началу следующего года. На 100 млн увеличилась и стоимость работ - с 300 млн до 400 млн евро. Эти расходы взяла на себя компания-судовладелец.

Местные жители, правда, не считая небольшого эстетического неудобства, в накладе не остались. За счет трагедии они получили признание, рекламу и большую обычного прибыль. Сначала основными клиентами на острове были спасатели и журналисты. Сейчас специалисты хоть и живут прямо на платформе, но столуются и осуществляют прочие ежедневные бытовые нужды на острове, а это значит он не опустел - обычно вне сезона там остаются не более двух сотен человек. Многие островитяне второй год подряд не закрыли на зиму рестораны, гостиницы, магазины для обслуживания внесезонных посетителей. Да и минувшим летом число туристов нисколько не сократилось - наоборот кораблекрушение стало хорошей рекламой, привлекшей к тому же любопытных. Наконец, специальным указом президента Итальянской республики Джорджо Наполитано служба спасения Джильо и всего микрорегиона (Монти Арджентарио) награждена Золотой медалью за доблесть.

Специалисты внимательно следят за экологической обстановкой в зоне крушения. За год сотрудниками Управления по охране окружающий среды Тосканы были проведены 13,5 тыс анализов и проб воды. В результате ученые констатировали, что "негативные последствия кораблекрушения, которые могли бы стать катастрофическими для местной экосистемы, оказались очень ограниченными благодаря оперативным действиям". В первую очередь, удалось сразу же предотвратить утечку топлива и успешно провести операцию по его откачке - баки "Конкордии" были полными.

Что же касается судебного процесса над виновными - он идет неспешно. Пока состоялось всего два заседания - в марте и октябре, под которые из-за большого числа присутствующих в городе Гросетто оборудовали целый театр. Последнее заседание продолжалось в течение пяти дней. Свои выводы излагали независимые эксперты, которые считают, что команда об эвакуации пассажиров была дана с умышленной задержкой, чтобы избежать последующих проблем со страховой компанией. Сейчас материалы вернулись снова в прокуратуру, дата нового заседания не объявлена. В импровизированном зале суда присутствовал капитан Франческо Скеттино, считающийся главным виновником произошедшего. С него уже даже снят домашний арест под подписку о невыезде, а за решеткой он провел лишь несколько дней в самом начале. Кроме того, он сам выступил истцом по другому гражданскому делу против компании-судовладельца за незаконное увольнение. Сообщалось, что Скеттино пишет книгу, и права на нее уже приобретены за круглую сумму.

Почти разобралась со всеми судебными исками и "Коста крочере". Как сообщили в генуэзской штаб-квартире компании, которая с 1997 года входит в группу крупнейшего американского круизного оператора "Карнивал копрорэйшн", 70 проц из 3.055 пассажиров не понесших в ходе кораблекрушения серьезных потерь и физических увечий приняли условия выплаты компенсации в виде 11 тыс евро. Урегулированы условия материальных выплат и в 60 проц смертельных случаев. Каждый из них рассматриваются в отдельном порядке. 10 проц пассажиров подали иски против "Косты крочере", но 2/3 из них в США - против головной "Карнивал". Улажены отношения "Косты" и 93 проц членами экипажа с "Конкордии". Сотрудники также приняли условия возмещения стоимости утраченного имущества и выплаты заработной платы за весь предусмотренный контрактом срок работы (хотя обычно при прерывании плавания выплачивается зарплата только за два месяца). Более того, 80 проц экипажа с "Конкордии" после прохождения курса психологической реабилитации уже приняты на работу на другие лайнеры "Косты".

По итогам года катастрофа у Джильо особо не сказалась и на финансовом положении "Косты крочере". После резкого снижения покупок путевок сразу после инцидента, уже в апреле-мая объем продаж круизов оказался на 28 проц больше по сравнению с предыдущим годом, сообщили в компании. 25 мая 2012 года число заявок на путешествия, осуществляемые "Костой" по Средиземноморью, Карибскому, Красному морям, а также в Южной Америке и на Ближнем Востоке, превысило один миллион. И это несмотря на еще одну аварию с лайнером "Коста Аллегра" у Сейшельских островов: около суток судно после пожара без электричества с 1049 пассажирами и членами экипажа дрейфовало в Индийском океане.

В декабре на итальянских верфях "Финкантьери" началось строительство для "Коста крочере" нового лайнера "Коста Диадема" стоимостью 550 млн евро. В 2012 году компания, основанная еще в 1845 году в Генуе Джакомо Костой для осуществления морского сообщения с Сардинией, была признана лучшей по версии авторитетного журнала круизных путешествий "Иллюминатор". "Коста крочере" победила сразу в двух номинациях - "Лучший маршрут по водам Азии и Тихоокеанскому бассейну" и "Лучший маршрут по Средиземноморью", тот, что включал "приветствие" Джильо, закончившееся трагически 13 января 2012 года. "Лучший маршрут" - кораблекрушение включено.

ИТАР-ТАСС

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter