13–й километр

Жители бывшего военного городка в Ляховичском районе часто остаются без электричества и воды
Жители бывшего военного городка в Ляховичском районе часто остаются без электричества и воды

Наша газета не раз рассказывала о мытарствах обитателей некогда процветавших военных поселений. В репортаже Елены Бегуновой «Белые SOSы» («СБ» за 3 марта) живописались проблемы микрорайона Белые Досы военного городка Заслоново. Откликов та публикация вызвала немало. Люди, чья судьба так или иначе связана с ветшающим поселком (в том числе наши читатели из России), с болью писали о том, что бывшие офицерские квартиры и дома буквально повисли в воздухе, не нашли себе настоящего хозяина. Острое письмо по этой проблеме, в частности, написал нам Александр Иванович Солдатенко из Минска. Военный прокурор Беларуси генерал–майор Вячеслав Любовицкий сообщил, что изложенные в публикации «СБ» отдельные факты ненадлежащего содержания жилфонда в военных городках Заслоново и Межица нашли свое подтверждение в ходе проверки. В частности, установлено, что по вине начальника домоуправления Лепельского КЭЧ П.Яровенко должным образом не было организовано проведение осмотров жилых помещений. Одной из причин плохого содержания домов в Заслоново и Межице В.Любовицкий назвал «отсутствие должного контроля со стороны главного управления строительства и эксплуатации Вооруженных Сил и Борисовского эксплуатационного управления Вооруженных Сил». «В связи с выявленными нарушениями заместителю министра обороны по тылу — начальнику тыла Вооруженных Сил генерал–майору Чикалу И.Д. внесено представление «Об устранении нарушений законодательства, регулирующего вопросы обеспечения сохранности государственного жилищного фонда», в котором поставлен вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности 4 виновных лиц, а также 2 должностных лица официально предупреждены о недопустимости нарушения закона», — говорится в ответе В.Любовицкого.

Что ж, пример оперативного реагирования военной прокуратуры на публикацию в «СБ» говорит о том, что судьба ветшающих военных городков отнюдь не безнадежна и вселяет надежду, что ситуация будет исправляться. Но насколько быстро? И не обнаружим ли очередных дыр, залатав одни? Об этом спрашивают и герои нашей сегодняшней публикации: мы продолжаем серию репортажей о заброшенных поселках, где некогда жизнь била ключом и гремели бодрые марши...

Между небом и землей

13–й километр — неофициальное название населенного пункта, расположенного в 13 километрах от Барановичей, по дороге на Ляховичи. На картах этот то ли городок, то ли деревню искать не стоит, потому что его там нет. Такой засекреченностью необычный населенный пункт обязан военным, полвека назад построившим его для себя.

Я приехала сюда на следующий день после того, как в брестский корпункт «СБ» позвонила женщина. Ее впечатлило, как жестко и конкретно Президент критиковал чиновников ЖКХ на совещании по поводу работы жилищно–коммунального хозяйства страны.

— За дело критиковал. Вы приедьте к нам и посмотрите своими глазами, как мы живем, — предлагала моя анонимная собеседница. — Скажете в Барановичах, что вам нужно на 13–й километр, люди подскажут, как лучше добраться. Увидите чертову дюжину проблем...

Бывший военный городок встретил меня пением соловьев в березовой роще: природа здесь — сказка! В первом же доме решила зайти в 13–ю квартиру, но никто дверь не открыл. Вышел сосед, настороженно поинтересовался, кто я и что здесь делаю. Когда узнал, что собираюсь писать про здешнюю жизнь, согласился быть моим провожатым по единственной улице поселка — Солнечной.

Виктор Елецкий — так зовут моего нового знакомого — приехал сюда в 1986 году, сейчас уже пенсионер. Уезжать ему некуда. В паспорте у Виктора Ивановича местом прописки значится деревня Дарево — Чижи. Между тем до настоящей деревни Дарево — 6 километров, а до Чижей — 2. Да и название улицы смешит: называть Солнечной улицу с некрасивыми домами, выстроенными вдоль дороги с выбоинами, язык не поворачивается. Так что здесь предпочитают говорить всем так: живем на 13–м километре. Кто посмеется, кто посочувствует...

— Посмотрите, какие у нас потолки и стены, — Виктор Иванович обращает мое внимание на мокрые подтеки в подъездах. — Вчера шел дождь — опять крыша протекала.

Если с потолка вода течет, когда идут дожди, то из кранов — тогда, когда на местной подстанции есть электричество. А свет здесь есть не всегда. Вот и накануне моего приезда весь городок сидел в темноте.

— Когда нет воды, ходим к колодцу, — Виктор Иванович предложил пройтись к хутору, где стоит колодец–спаситель. — Вода здесь вкусная, но в нашей деревне 150 семей. Быстро воду вычерпываем. Скоро, видимо, сюда у нас не будет доступа. Городские хозяева хутора решили поставить вокруг забор.

За пару часов я узнала, что есть у людей проблемы с медицинским обслуживанием («скорая» приезжает, а вот с амбулаторным обследованием — беда), что в деревне нет детской площадки (а здесь около сотни детишек), нет мусорных контейнеров, нет дворника, уличное освещение — пару уцелевших фонарей. Побывала в единственном магазине, где цены на продукты «кусаются», а потолок такой же, как в подъездах домов, — дырявый...

Балласт на балансе?

С главным инженером Ляховичского ЖКХ Антоном Мацкевичем мы познакомились возле огромной лужи на улице Солнечной. Он как раз приезжал в городок по служебным делам.

— В 2000 году районный жилкомхоз принял городок на свой баланс. Вернее, нас заставили его принять. Все, что вы видели, случилось не за эти пять лет, все досталось нам в таком состоянии, — вздыхает Антон Юрьевич, видимо, проклиная случай за то, что не вовремя приехал и приходится отдуваться перед журналистом за всех, да еще в присутствии местных жителей.

— Но люди же платят ежемесячно за капремонт?

— Это копейки. Всем здешним домам нужен капитальный ремонт. И по срокам, и по нормативам, и по состоянию. В доме под номером 6 мы начали ремонт, будем делать и в других домах, но пока только текущий. Мусор вывозим два раза в неделю, а дворника здесь нет. Да, улица ужасная... Еще одна беда — вода и канализация. Пока решаем вопрос так: если нет воды, мы привозим ее из Ляховичей. А вот электроснабжение — это уже не наша задача.

Чтобы выяснить насчет света, обратилась в Барановичское эксплуатационное управление Вооруженных Сил, которое контролирует электроснабжение воинских частей, а заодно и этого городка.

— Туда проложен один кабель, которому более 50 лет. Муфт там уже огромное количество. Наши электрики работают без выходных, как только появляются проблемы с кабелем, а появляются они часто, — рассказал заместитель начальника управления Игорь Булавик. — Нужна резервная кабельная линия.

В Ляховичском центре гигиены и эпидемиологии я пыталась узнать, знают ли специалисты, какая вода течет из кранов в бывшем военном городке? Знают. Главный санитарный врач Ляховичского района Виталий Тихонов сказал мне, что местные эпидемиологи качество воды контролируют.

— В январе по жалобе одной из жительниц мы выезжали туда. Отбирали пробы воды в скважине и в ее квартире. По микробиологическим показателям вода удовлетворительная, — сказал главный районный эпидемиолог, а потом добавил: Но по железу вода все–таки не соответствует санитарным нормам. Надо строить станцию обезжелезивания...

В общем, чиновники считают, что главная проблема городка–деревни в том, что на него просто не хватает бюджетных денег. И, мол, обвинять коммунальников в том, что они бросили людей на произвол судьбы, нельзя: городок им достался в ужасном состоянии, и ЖКХ, по сути, расхлебывает последствия негативных явлений в армии после распада Советского Союза.

Но люди чиновникам не верят. Аббревиатуру ЖКХ жители бывшего военного городка в шутку расшифровали так: «Живите Как Хотите». Людям же хочется верить, что на Солнечную улицу придет нормальная жизнь: наконец проложат новый кабель, отремонтируют дома, а из кранов будет без перебоев течь чистая вода. Помогут ли им?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter