13 неотложных мер

Накопилось немало проблем в области финансово-экономической сферы, которые требуют неотложного решения. Сельхозпредприятия испытывают огромные финансовые трудности для организации нормальной хозяйственной деятельности.

СЕЙЧАС идет активная подготовка к республиканскому совещанию по вопросам эффективности АПК с участием главы государства

Накопилось немало проблем в области финансово-экономической сферы, которые требуют неотложного решения. Сельхозпредприятия испытывают огромные финансовые трудности для организации нормальной хозяйственной деятельности.

У сельского хозяйства немалые долги, по которым наступает время возврата. Например, суммарный годовой возврат краткосрочной и долгосрочной задолженности — а время исполнения обязательств уже пришло — достигает почти годовой суммы государственной поддержки агропромышленного комплекса. Средства, направляемые государством якобы на нужды АПК, в преобладающем объеме идут на погашение банковских кредитов и коммерческих процентов, то есть, по большому счету, на поддержку банковской системы.

В мировой практике для сельского хозяйства действует льготная система краткосрочных и долгосрочных кредитов. Это особая отрасль, призванная обеспечить продовольственную безопасность. В силу продолжительной и очень медленной оборачиваемости капитал, проценты по кредитам, в большинстве развитых стран, составляют от 0 до 5 процентов. Все затраты банков сверх этого берут на себя правительства. В Беларуси же в последнее время сельское хозяйство кредитуется по так называемым коммерческим процентам, учитывающим различные начисления исходя из ведомственных интересов банковской сферы.

Если сопоставлять динамику закупочных цен на продукцию сельского хозяйства и цены на ресурсы промышленного производства для АПК (технику, горюче-смазочные материалы, электроэнергию, удобрения и средства защиты растений, животных и др.), имеет место длительный и существенный непаритет цен вовсе не в пользу сельских товаропроизводителей. Цены на ресурсы промышленного происхождения растут гораздо быстрее, и этот рост основан на рыночной конъюнктуре. Учитывая невысокий платежеспособный спрос населения, цены на сельскохозяйственное сырье искусственно сдерживаются, в результате чего за одну и ту же единицу промышленных ресурсов приходится отдавать все больше и больше сельхозпродукции.

МЕЖОТРАСЛЕВОЙ непаритет цен стал одним из основных сдерживающих факторов обновления материально-технической базы сельского хозяйства и сокращения инвестиций в производственный потенциал АПК.

Наряду с этим закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию стали сильно отставать от ряда других стран, и, прежде всего, от России и Европейского союза, с которыми Беларусь поддерживает основные торговые отношения. Они перестали выполнять стимулирующую производство функцию и в значительной мере превратились в социальные, направленные на удовлетворение потребительского спроса населения с низкими доходами. В какой-то мере действующие закупочные цены выполняют даже налоговую функцию. То есть действующие цены не только не дают возможности сформировать необходимую прибыль для развития большинства предприятий, но и изымают из сельского хозяйства основные объемы как прибавочной, так и необходимой для развития стоимости.

Наконец, оплата труда работников сельского хозяйства одна из самых низких среди всех отраслей экономики страны. Она абсолютно перестала выполнять стимулирующую функцию эффективного и производительного труда. В этой связи резко снизился интерес кадров, усилилась текучесть, большой проблемой стало закрепление молодых руководителей и специалистов.

Все это вместе вызвало торможение агропромышленного комплекса, обнаружились признаки застойных явлений в некоторых отраслях растениеводства и животноводства. Так, уже более двух лет не наблюдается роста объемов производства молока и мяса крупного рогатого скота, не удается решить накопившиеся проблемы в льняной отрасли, нет необходимой динамики роста качества кормов для животноводства. Нерешенной проблемой остается и получение собственного кормового белка, по-прежнему большие объемы его импорта, появились острые вопросы обеспечения сельского хозяйства материально-техническими ресурсами.

Однако при выработке комплекса мер важно учитывать, что все названное не перечеркивает достижений отечественного АПК в новейшее время. А они бесспорны. Беларусь стала продуктоизбыточной страной, имеет одни из лучших показателей в мире по потреблению продовольствия в расчете на человека и по качеству продукции, имеет сильную материальную базу для долгосрочного развития и для противостояния мировой конъюнктуре. Республика сформировала крупный экспортный потенциал и по ряду продуктов (импорт сыров, масла и др.) достигла лидирующих позиций в мире.

Но сельское хозяйство такая отрасль, где проблемные вопросы возникают постоянно, они требуют как текущего, так и долгосрочного решения. Нельзя надеяться на их единовременное и окончательное решение, проблемы могут возникать непрерывно, а также накапливаться и обостряться, что вызывает необходимость их систематического рассмотрения. Так было в прошлом и так будет впредь.

Аграрная отрасль подвержена цикличности развития. Известно, например, что крупным решением накопившихся проблем при переходе к рынку было принятие Государственной программы возрождения и развития села на 2005—2010 годы. В ходе ее реализации сельское хозяйство не только смогло преодолеть многие накопившиеся противоречия, но и впервые в истории Беларуси решить задачи продовольственной безопасности, сформировать разветвленную социальную инфраструктуру и обеспечить быстрый рост экспорта готовой качественной продукции, чего не удалось даже бывшему мощному Советскому Союзу.

Образовавшаяся в последние годы совокупность проблемных вопросов — это по сути новый этап в аграрной политике страны. Скажем, если Государственная программа возрождения и развития села позволила решить крупнейшие и основополагающие производственные и социальные вопросы, то на данном этапе аграрной политики предстоит решить оставшуюся совокупность экономических и финансовых проблем. Ведь не секрет, какова финансово-экономическая политика — стимулирующая или дистимулирующая, — такова и эффективность экономики. Практика всячески подтверждает: если есть умелые и квалифицированные кадры, а также благоприятные условия — предприятия развиваются устойчиво и эффективно, а если нет таковых — наблюдается деградация.

Поэтому, продолжая совершенствование механизмов организации и функционирования АПК, заложенных Государственной программой возрождения и развития села, важно выработать комплекс мер по оптимизации финансово-экономической системы. Основные трудности и противоречия находятся сейчас именно в этой сфере.

Еще раз подчеркну, сельское хозяйство страны по большому счету стоит на правильных позициях — крупнотоварном производстве, мощном ресурсном потенциале — и поэтому работает достаточно успешно. Эффект масштабов и объемов позволяют во многом сгладить просчеты в экономической сфере и обеспечить требуемые объемы выхода и продажи продукции. Думаю, достаточно принять некоторые основополагающие решения по финансовому оздоровлению предприятий. Например, по реструктуризации долгов, снижению ставок по кредитам, выравниванию цен со странами-соседями и установлению межотраслевого паритета цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленные ресурсы — и агропромышленное производство опять получит необходимые условия динамического развития.

Но жизнь подсказывает, что смотреть надо дальше и глубже. Необходимы конструктивные решения по всему комплексу вопросов, чтобы образовались благоприятные условия хозяйствования на продолжительный период.

ИТАК, что же необходимо сделать в числе неотложных мер? Конечно, это должна быть целая совокупность решений, но наиболее актуально и необходимо:

  *Сделать акцент на экономических показателях вместо объемных (производственных). За основной критерий оценки хозяйственной деятельности следует взять прибыль на 1 балло-га. Этот показатель должен быть дифференцированным для различных предприятий по условиям хозяйствования и прежде всего по качеству земель. Вместе с тем уходить от объемных производственных показателей пока еще нельзя, поскольку именно объемы создают экономический эффект.

* Обеспечить снижение удельных затрат (как в целом в себестоимости, так и в разрезе конкретных статей) на производство продукции до нормативного уровня. В этой связи целесообразно рассчитать научно обоснованные нормативы удельных затрат и их окупаемость (нормативы производства продукции на единицу ресурсов) с учетом группировки предприятий по условиям хозяйствования. Нормативы производства продукции, затрат на производство и их окупаемость должны быть такими, чтобы обеспечить ведение эффективного хозяйствования.

* Уточнить специализацию хозяйств, в том числе в масштабах республики, оптимизировать структуру посевных площадей (севооборотов) по каждому крупному товарному сельскохозяйственному предприятию. Конечно, все это необходимо делать исходя из рекомендаций науки и с учетом совершенствования зонального размещения отраслей растениеводства и животноводства.

 *Оптимизировать закупочные и розничные цены на сельскохозяйственное сырье и готовое продовольствие. Определить оптимальную дельту между закупочными и розничными ценами по видам продукции. Закупочные цены должны покрывать производственные затраты и обеспечивать формирование нормативной прибыли (с учетом видов производства, специализации и условий хозяйствования), т.е. они должны быть рыночными. Ведь сельское хозяйство по настоящему должно стать сферой бизнеса и работать на самоокупаемости.

* Установить оптимальное соотношение между ценами на сельскохозяйственную продукцию и ценами на ресурсы промышленного происхождения (для сельского хозяйства). Для этого важно сформировать две корзины для оценки и сопоставления: группу товаров сельскохозяйственного производства и группу материально-технических ресурсов, поставляемых в АПК. Динамика изменения цен между этими группами должна быть прямо пропорциональной (во времени).

 *Провести реструктуризацию накопленной кредиторской задолженности агропромышленных предприятий (для того чтобы «расчистить поле» для нормальной хозяйственной деятельности в текущих условиях и в перспективе). Для этого следует выполнить системный анализ причин накопления долгов и статуса задолженности. Безнадежные для возврата долги, а также долги, накопленные не по вине сельскохозяйственных предприятий, необходимо реструктуризировать. Оставшуюся часть задолженности важно дифференцировать и пролонгировать, то есть рассредоточить по времени, чтобы не препятствовать динамичной хозяйственной деятельности.

* Оптимизировать и свести до минимума процентные ставки по банковским кредитам для сельского хозяйства. Отрасли сырьевой направленности, такие как растениеводство и животноводство, имеют очень медленную оборачиваемость капитала и испытывают постоянную потребность в кредитах. Поэтому кредиты для сельского хозяйства должны быть хорошо доступными и дешевыми.

* Оптимизировать размеры сельскохозяйственных предприятий и принять критерии для оценки их деятельности на базе экономической целесообразности и рыночной устойчивости. Предприятия, не способные самостоятельно выдержать рыночную конкуренцию, следует реорганизовать путем присоединения к другим состоятельным структурам или путем создания агропромышленных объединений (кластеров), замыкающих цепь от получения сырья до сбыта готовой качественной продукции.

 *Главным критерием (брендом) сельскохозяйственного производства, наряду с акцентом на экономические показатели, должно стать самое высокое качество как исходного сельскохозяйственного сырья, так и готового продовольствия. Другого пути у страны нет, если мы желаем выдержать международную конкуренцию. Именно качество и потребительская ценность должны обеспечивать формирование основных доходов и прибылей предприятий и товаропроизводителей.

* Надо существенно повысить мотивацию и заинтересованность сельскохозяйственного труда всех категорий работников, особенно руководителей, специалистов и высококвалифицированных механизаторов и работников животноводства. Труд в сельском хозяйстве должен стать престижным и доходным. В каждом предприятии надо сформировать достаточные фонды потребления. Изучение показывает, что здесь на первом этапе следует все хозяйства дифференцировать на 2 группы: высокодоходные и прибыльные; все другие, которым необходимо наращивать производство и реализацию продукции. Для первой группы следует отработать механизм отчисления в фонд потребления определенного процента от размера прибыли, для второй — от объемов реализации продукции.

 *  Важно установить оптимальные размеры государственного заказа предприятиям на производство основных видов сельскохозяйственной продукции. Участие в госзаказе должно быть выгодным для предприятий и иметь преимущества по сравнению с прямым рыночным сбытом. Государственные фонды сельскохозяйственной продукции, сформированные на базе госзаказов, должны играть роль интервентной стабилизации рыночной конъюнктуры, сглаживать колебания закупочных и розничных цен и поддерживать баланс спроса и предложения.

* Следует выработать и принять действенные механизмы закрепления на селе квалифицированных кадров. Изучение показывает, что закреплять кадры можно тремя путями: через достойный уровень мотивации; через возможность участия в собственности предприятия и расширение доли персонифицированной собственности в общем имуществе предприятия; через строительство индивидуального жилья с помощью предприятия или государства. Но наиболее эффективно вопросы закрепления кадров решаются при консолидации всех этих путей.

* Необходимо на законодательном уровне запретить необоснованное вмешательство вышестоящих хозяйственных органов в текущую производственную деятельность предприятий. Любое такое вмешательство должно иметь персональную ответственность. Предприятиям важно иметь достаточную степень свободы самостоятельного хозяйствования, не противоречащую законодательству страны. Государственные и хозяйственные органы в рамках законодательства могут лишь регулировать стратегическую деятельность предприятий и обеспечивать контроль за соблюдением законодательных нормативов и регламентов ведения хозяйства.

Все эти предложения в совокупности призваны существенно улучшить экономические условия ведения сельского хозяйства, придать требуемую динамику развитию предприятий и обеспечить заинтересованность сельских товаропроизводителей.

Конечно, среди отрабатываемых сейчас механизмов есть и другие меры. Но нет необходимости все их перечислять. Тем более что «Сельская газета» о многих из них уже писала. Важно лишь то, что все они должны работать в комплексе и исходить из объективных потребностей страны.

Владимир ГУСАКОВ, доктор экономических наук, профессор

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter