12 малоизвестных фактов о белорусской милиции

12 фактов, о которых известно немногим

4 марта 2017 года белорусская милиция отметит вековой юбилей. 100 лет на страже спокойствия и безопасности, самоотверженного служения людям. Мы знаем: парни в милицейской форме всегда готовы прийти на помощь, защитить, принять удар на себя. За этой традицией — нелегкий, полный опасностей труд не одного поколения руководителей и рядовых работников, история, погружаясь в которую понимаешь, как много важного, интересного о сотрудниках органов внутренних дел незаслуженно остается за кадром. Поэтому символично, что именно 10 ноября, в годовщину образования советской милиции, «СБ» начинает серию публикаций, посвященных грядущему юбилею. Сегодня мы расскажем 12 малоизвестных фактов из истории милиции Беларуси.

1. Фрунзе–Михайлов


Кроме того что Михаил Фрунзе (работавший под фамилией Михайлов) был первым начальником минской милиции, в 1919-м он командовал Южной группой армии Восточного фронта, разгромившей Колчака, являлся командующим войсками Туркестанского фронта. В 1920–м воевал против армии бухарского эмира, руководил разгромом Врангеля. Когда осенью Красная Армия взяла Крым, Фрунзе отдал приказ пощадить сдавшихся в плен (речь шла о полном прощении и возможности эмиграции), за что получил нагоняй от Ленина. В массовых казнях белых офицеров Михаил Васильевич не участвовал, поскольку был направлен в Украину для борьбы с Махно. В честь Фрунзе только в Минске названы улица, район и станция метро.


2. Все на борьбу с бандитизмом


Сразу после Октябрьской революции 1917 года обуздать преступность пытались исключительно силами населения. Мужчин и женщин обязывали служить в милиции одну–две недели в год. Зарплату за это время люди получали на фабриках и заводах, где постоянно работали. Однако вскоре стало ясно: реальной пользы от самодеятельного, по сути, ополчения немного, поэтому вскоре органы защиты порядка начали преобразовываться в штатные и профессиональные.

3. Случай в «Метрополе»


Именитый сыщик Александр Ильюкевич, который стоял у истоков образования первых уголовно–разыскных подразделений милиции Беларуси, в 1911 — 1917 гг. возглавлял сыскное отделение Минского полицейского управления, а затем — городской уголовный розыск, лично участвовал в задержании особо опасных преступников. К примеру, в 1912–м, будучи начальником сыскного отделения, в гостинице «Метрополь» со швейцаром Матвеем Кардашем задержал вооруженных грабителей — Франца Вержбицкого и Екатерину Юргину, известных по серии дерзких краж в Минске и Гродненской губернии. Кстати, Ильюкевич — один из немногих служащих полицейского управления, кого после Февральской революции не уволили. Более того, как профессионала, хорошо знающего преступный мир Минска, попросили возглавить уголовное отделение (впоследствии — уголовный розыск) милиции города. Многие сотрудники, работавшие с Ильюкевичем, составили профессиональный костяк угро Беларуси.

4. Кошмарная ночь Пелагеи


Малоизвестна жуткая история, произошедшая ночью 1921–го на хуторе Згарды Оршанского округа: на глазах у 8–летней Пелагеи Данкевич убили всю ее семью. К Данкевичам часто заходил некто Николай Липский, ухаживал за одной из дочерей, Анастасией. Тем вечером он заглянул в гости с приятелем. Шутки, разговоры, а потом, когда старший из сыновей Данкевича уехал в лес за дровами, гости, как бы шутя, стали вязать руки: сначала Насте, потом самому Данкевичу, его жене, сыну Кузьме. Связав хозяев, гости стали их... резать. «Липский, — вспоминала девочка, уцелевшая благодаря тому, что спряталась на печи, — зарезал маму, а его друг — Настю. Потом Липский стал резать папу. А когда Кузьма развязался, его задушили». Вернувшегося из леса Павла бандиты застрелили. Забрали лошадь, деньги, вещи и уехали... Потом милиционеры выяснили: у Данкевичей гостили матерые уголовники. Обоих нашли и осудили.

5. Белорусский след великого комбинатора


Главный прототип Остапа Бендера из романа «Двенадцать стульев» был пойман в Гомеле местными оперативниками в августе 1925-го. А было это так. Авантюрист, разъезжавший по Советскому Союзу и представлявшийся главой республики, председателем Центрального исполкома Узбекской ССР Файзуллой Ходжаевым, без проблем брал деньги в исполкомах и «прочих казенных домах», наведался и в Минск. Удостоверение, как ни странно, показывал с подлинной подписью председателя ЦИК Крымской Республики Ибрагимова. Тот, видимо, имел неосторожность поверить «коллеге» на слово. После его разоблачения газеты писали: «В Минске, явившись в белорусский ЦИК, он с похвальной систематичностью и выдержкой повторил повесть о дорожных злоключениях и попросил 500 рублей. ЦИК БССР решил оказать гостю поддержку не из своего кармана, а из средств узбекистанского представительства в Москве, о чем была послана телеграмма. Представительство не могло оставить председателя своего ЦИК в такой острой нужде и срочно перевело 500 рублей в Минск».

Матвей Хавкин и тот самый «великий комбинатор»

Набив кошелек, лже–Ходжаев поехал дальше, в Гомель, где также потребовал денег в исполкоме. И все бы ничего, если бы авантюрист не принял приглашение остаться на вечернее заседание и не попался на глаза начальнику окружной милиции 28–летнему Матвею Хавкину. Он, пока шли выступления, разыскал подшивку журнала «Красная Нива» с портретами всех председателей ЦИК союзных республик, тут–то и вскрылся обман. Вот только картинка была некачественной, и Хавкин понимал, что ошибка будет стоит ему не только карьеры. Но решился. Вернувшегося в гостиницу мошенника встретили люди в форме, а при обыске нашли у него справку об освобождении из мест заключения по амнистии.

6. Лесная милиция


В 1920–х в Беларуси для охраны лесов была создана специальная лесная милиция. Тогда незаконная рубка превратилась для государства в стихийное бедствие: уничтожалось более десяти процентов товарного леса. В отдельные годы такие преступления от общего количества составляли 40 процентов.

7. № 1


Первая медаль «Партизану Великой Отечественной войны» I степени (в выписке наградного удостоверения она значится под номером 1) была вручена сотруднику милиции гомельчанину Ефиму Осипенко.

8. Директор милиции


В 1936 году в рабоче–крестьянской милиции введены специальные звания и знаки различия. Для начальствующего состава устанавливались звания: сержант милиции, младший лейтенант милиции, лейтенант милиции, старший лейтенант милиции, капитан милиции, майор милиции, старший майор милиции, инспектор милиции, директор милиции, главный директор милиции. Для рядового и младшего начальствующего состава — милиционер, старший милиционер, отделенный командир, помощник командира взвода, старшина. С 1943 года в ОВД были введены погоны.

9. Лавский бой


3 декабря 1942–го, когда каратели атаковали позиции бригады им. Ворошилова в Лавском лесу и особенно упорное сражение разгорелось у деревни Клетище, на пути нацистов встали 18 человек из партизанской заставы во главе с бывшим сотрудником паспортного отдела Копыльского райотдела НКВД В.И.Дроздовичем. За спинами бойцов были д. Лавы, лагерь и бригадный госпиталь. Четыре часа длилась схватка. Восемь атак отразили партизаны, а когда кончились патроны, оставшиеся в живых бросились врукопашную. Все 18 защитников погибли, сумев сорвать план врага и выиграть для своей бригады время. В память о подвиге художник М.Савицкий написал картину «Лавский бой». Спустя 20 лет В.Дроздовичу посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.


10. «Черная кошка»


Всего за 10 лет, с ноября 1943–го по декабрь 1953–го органы милиции и госбезопасности ликвидировали на территории Беларуси 1.264 бандитские группы. Только в 1946–м работники ОВД по горячим следам разгромили банды в Березовском, Хотимском, Краснопольском, Костюковичском районах. В Минской области уничтожили таинственную и, казалось бы, неуловимую группировку, которая называла себя «Черная кошка».


11. Школа со знаком качества


В послевоенные годы в Минск для обучения сыскному делу съезжались милиционеры со всего Советского Союза. Белорусская милиция считалась одной из передовых по раскрываемости. В те годы в СССР существовала определенная градация милицейских школ по специфике подготовки кадров. Минская специализировалась по розыску, Карагандинская готовила специалистов для уголовно–исполнительной системы, Волгоградская — следователей, Горьковская (Нижний Новгород) — БХСС и так далее.


Сотрудники подразделения по борьбе с бандитизмом Гродненского райотдела милиции на месте проведения расследования. 1945 год.

12. Герой нашего времени


Единственная книга, в которой прототипом главного героя стал реальный сотрудник белорусской милиции, — «Стрэлы над старым акопам» Владимира Липского. Посвящена она участковому инспектору Вячеславу Степанову.

В тот день 1984–го в Рогачевский райотдел милиции сообщили: в Осиповичах бандиты скрылись в лесу, бросив в машине награбленное, коробку с патронами и свои документы. Один из воров некто Комиссаров... Степанов тогда был в деревне Марусино у своих подопечных. Разговаривая с хозяевами, услышал чихание ребенка под кроватью. Наклонился — как вдруг к его голове приставили обрез. Сотрудник отступил, чтобы достать пистолет, но его оглушили... Бандиты долго уговаривали связанного участкового вывезти их из оцепления мимо милицейских постов, предлагали деньги, избивали, угрожали убить. Милиционер на сделку с совестью не пошел. Тогда они вывели Вячеслава из дома, расстреляли в упор и, привязав тело к коляске, утопили вместе с мотоциклом... Потом в кармане Степанова его коллеги найдут пачку «Беломорканала», на которой прочтут два слова: «Комиссаров убил». Это последнее, что успел сообщить об убийце лейтенант. Преступников вскоре задержали на Витебщине.


gladkaya@sb.by

За подготовку материалов автор благодарит коллектив Академии МВД.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter