12 часов “на старте”

Репортаж с клубничной плантации В Брестской области в течение ближайших нескольких недель ожидается невиданный урожай клубники. Так, по оценке председателя Лунинецкого райисполкома Василия Горгуна, их район должен собрать не менее 4 тысяч тонн клубники при 3 тысячах тонн в прошлом году.

Напомним, что клубничная столица Беларуси — именно Лунинецкий район (Пинский и Столинский специализируются на огурцах и помидорах, Давид-Городок — на семенах). Если точнее, то ее образуют около десятка населенных пунктов вдоль трассы Лунинец—Микашевичи. В этом году из-за благоприятных погодных условий могут даже возникнуть трудности с переработкой выращенных здесь ягод.
Одна из семей, которые уже десятки лет занимаются клубничным бизнесом, — пенсионеры Николай и Ольга Ковшики из деревни Дворец. Автор побывала у них в гостях и вернулась с массой впечатлений.
“На огороде работать радостно!” — сказала мне Ольга Степановна, у которой одной только клубники 8 соток, да еще около 40 соток картошки, другие грядки плюс куры, гуси, поросята... Представляете? До сих пор я знала лишь один способ определения оптимиста и пессимиста: оптимист говорит, что стакан наполовину полный, а пессимист — что наполовину пустой. Но, побывав на Лунинетчине, я поняла: оптимист — это которому на бесконечной грядке радостно, пессимист — которому не очень радостно.
Если бы не позитивные эмоции и надежды на хороший июньский заработок (чтобы отдать его детям и внукам), как бы эти немолодые люди справлялись со своими плантациями?! 8—10 соток — это средний клубничный надел в их местности. Сезон начинается ранней весной и заканчивается глубокой осенью. Встают в 5—6 часов утра, ложатся ближе к ночи. Хочешь серьезно заработать, на поле придется проводить не меньше 12 часов ежедневно, за исключением религиозных праздников, которые здесь свято чтят. “А что это наша бабушка как стала утром на старт, так и стоит?” — спросил однажды городской ребенок, впервые увидевший клубничную плантацию. Эта фраза стала анекдотом, рожденным самой жизнью, ведь, действительно, очень похоже. Механизировать процесс прополки пока не удается. Для ухода за клубникой используют четыре вида инструментов, и только к тяпкам делается длинная ручка, а драпачи — с короткой ручкой. Тяпками обрабатывают молодую клубнику, у которой еще мало усов. А драпачами с одним-двумя зубами рыхлят разросшийся клубничный ковер, на котором постоянно приходится стоять “буквой зю”. Ручку подлиннее сделать не проблема, однако низких поклонов к матушке-земле все равно не избежать, поскольку необходимо выпалывать сорняки.
Инструменты изготавливают сами — магазинным здесь не доверяют. Скажем, тяпка — это настоящее произведение искусства. Николай Клементьевич изготовил обе свои тяпки из старой двуручной пилы. Тяпка побольше имеет “лезвие” 180 на 60 миллиметров, поменьше — 160 на 50. Очень важно сделать его поверхность ровной, без заклепок, в противном случае будет налипать земля. В силу этого металлическая часть очень аккуратно сварена и столь же аккуратно подогнана к черенку.
Пленку в этой местности практически не применяют — ни как укрытие сверху, ни как подстилку снизу. Что Бог пошлет — за то и благодарны. Кустики клубники высаживают на расстоянии 30 сантиметров друг от друга, оставляя между рядами тоже 30 сантиметров, то есть квадратно-гнездовым способом. Усы никто не подрезает. Плодоносит такое поле 4—5 лет, потом его перепахивают и садят на нем на один год картошку или что-нибудь другое. А на другом — отдохнувшем участке — высаживают рассаду молодой клубники, которой по традиции бесплатно делятся друг с другом. Новые сорта закупают редко. Зачем, если есть проверенные старые: польская светлая и польская темная? Темная вообще-то слаще, но на светлую гораздо больший спрос — из-за лучшего товарного вида.
Сколько можно заработать, если профессионально заниматься выращиванием клубники? Никто не признается, но одну-две тысячи долларов за сезон — минимум, а то и больше. Постоянная статья расходов на клубнике всего одна — минеральные удобрения один раз в год, причем немного, поскольку основное удобрение — органика — бесплатное. Пестицидов здесь никто не применяет — в них нет необходимости. На песчаных лунинецких почвах почти не имеется вредителей. В связи с этим белорусская клубника, заверили меня абсолютно все, с кем я говорила, чистая и натуральная: наши люди пока не научились с ней “химичить”. Урожайность обычно 100—150 килограммов с сотки, максимум 300, если хорошая погода.
На территории “клубничного сельсовета” проживает 7 тысяч человек, “на старте” стоят даже 85-летние бабушки. Молодежи — 1700 человек. Практически каждый имеет машину, причем обычно иномарку, почти каждый строит себе дом. В то же время, несмотря на высокие доходы, детей все равно рожают мало: и здесь, как и в целом по стране, смертность в прошлом году превысила рождаемость.
Рассказав все журналисту, Ольга Степановна привычно взяла в руки тяпку. Настало время просекать, как говорят супруги Ковшики, очередную грядку. Делать это лучше всего в носках, чтобы меньше травмировать клубничные усы. А вот и первый урожай...
Ягоды мне показались необыкновенно вкусными. Может, потому, что с ароматом радости?

      О качестве лунинецкой клубники

И.о. главного врача Лунинецкого районного центра гигиены и эпидемиологии Людмила МОРОЗ:
— Нынешний ягодный сезон только начался, поэтому лучше говорить о данных за прошлый год. В 2005 году сотрудники нашего центра отобрали на проверку несколько сотен проб клубники, и все три показателя — содержание нитратов, радионуклидов и яиц гельминтов — были в пределах нормы. Качество местной клубники всегда хорошее.
 
Врач-гигиенист Минского городского центра гигиены и эпидемиологии Юлия ИГНАТОВА:
— Мы проверяем клубнику по более широкому кругу показателей, чем районные центры, — смотрим еще и содержание пестицидов и токсичных элементов.
Пробы отбираются, как правило, из оптовых партий перед их поступлением в торговую сеть. Клубники — 2—3 партии в неделю. Все пробы всегда хорошие. Не помню по клубнике ни одного случая несоответствия нормативам хотя бы одного показателя.


 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter