«105 тысяч тонн зерна для нас – не предел. Понадобится – намолотим и 130 тысяч...»

ВАСИЛИЙ АКУЛИЧ родился в Лельчицком районе. Окончил Краснобережский совхоз-техникум и Белорусскую сельхозакадемию. Трудовую деятельность начинал в родном районе. Был помощником бригадира, агрономом, заместителем председателя колхоза, директором совхоза, начальником райсельхозпрода. Затем переехал на Минщину. Возглавлял райсельхозпрод в Логойском районе, в настоящее время — председатель Любанского райисполкома. Считает для себя счастливой букву «Л», так как все районы, где пришлось работать, начинались с нее.

Председатель Любанского райисполкома Василий АКУЛИЧ – о дисциплине, прощании с долгостроем, трудоголизме и релаксации.

ВАСИЛИЙ АКУЛИЧ родился в Лельчицком районе. Окончил Краснобережский совхоз-техникум и Белорусскую сельхозакадемию. Трудовую деятельность начинал в родном районе. Был помощником бригадира, агрономом, заместителем председателя колхоза, директором совхоза, начальником райсельхозпрода. Затем переехал на Минщину. Возглавлял райсельхозпрод в Логойском районе, в настоящее время — председатель Любанского райисполкома. Считает для себя счастливой букву «Л», так как все районы, где пришлось работать, начинались с нее.

— Василий Иванович, до того, как возглавить Любанский район, вы трудились на Логойщине. Там земли минеральные, а здесь почти сплошь осушенные торфяники. Не страшно было, как говорится, лезть в болото?

— Совсем нет. То, что вы называете болотом, для меня знакомо с детства. И работал я в Лельчицком районе в основном на мелиорированных землях. Так что торфяников не боюсь и знаю, как их задобрить, чтобы отблагодарили хорошим урожаем.

— У входа в Любанский райисполком замурована капсула, в которой хранится сообщение о том, что в 2009 году в районе впервые в истории было собрано 105 тысяч тонн зерна. Это приятный факт. Вместе с тем некоторые ученые, особенно экологи, утверждают, что предпочтение на мелиорированных землях надо отдавать травам, потому что от частой вспашки торфяники подвергаются эрозии. Их оппоненты в ответ говорят, что на одних травах далеко не уедешь, животноводству надо и много зерна. Как примирить эти две точки зрения, найти золотую середину?

— Да, на торфяниках нельзя каждый год пахать. Но можно заниматься минимальной обработкой почвы, что мы и делаем. С этой целью закупили дискаторы. А без зерна действительно нельзя поддерживать животноводство на высоком уровне. И если травянистых кормов в районе хватает, то концентратов — не всегда. Рекордный сбор зерна в 2009 году составил 105 тысяч тонн. Но это не предел. В следующем году планируем намолотить 110 тысяч тонн, а в перспективе и 130 тысяч. К росту валового сбора зерна нас подталкивает сама жизнь. Ведь район собирается наращивать поголовье и дойного стада, и свиней.

— Скажите, а как собираетесь получать больше зерна. Не за счет ли увеличения площадей?

— Нет, только интенсивными методами, за счет роста урожайности. Конечно, будем включать в севооборот и распахиваемые земли возле ферм, а также заброшенные приусадебные участки. Большая ставка делается на зерно кукурузы. Раньше мы использовали семена белорусской селекции. Однако теперь они нас не устраивают, и в следующем году хотим взять зарубежные. В этом году с гектара получили по 50 центнеров зерна кукурузы. А с помощью семян французской селекции, думаю, сможем поднять этот показатель не менее чем на 50 процентов.

— Львиная доля произведенного в растениеводстве уходит на корм скоту. Но ведь результаты в животноводстве зависят не только от того, что положено в кормушки?

— Да, если у коровы генетический потенциал на 5 тысяч килограммов молока в год, то что ей ни давай, а выше не получишь. Поэтому надо больше внимания уделять племенной работе, что мы и делаем. Например, теперь используем генетический материал бычков, у которых матери давали не менее 10 тысяч килограммов молока. А еще хотим закупить за рубежом партию высокопродуктивных нетелей, чтобы они стали основой для развития племенного ядра в районе.

Большие надежды в вопросе роста продуктивности молочного животноводства возлагаем на новые фермы. Одна из них построена в СПК «Речень». В этом году там получат по 5500 килограммов от коровы. Но это их первая лактация. Думаю, что через год будет 6000—6500.

Хочу опять вернуться к вопросу увеличения производства зерна. В СПК «Заболотский» будет возводиться свинокомплекс на 24 тысячи голов. Так вот, для приготовления комбикормов планируем использовать только зерно, произведенное в своем районе. При этом будем дифференцированно подходить к работе более мелких свиноферм. Те из них, которые работают эффективно, оставим, а от убыточных станем постепенно избавляться.

— А откорм КРС? Он в большинстве хозяйств страны убыточен. Какая у вас здесь ситуация?

— В районе два комплекса по откорму молодняка, и они прибыльны. Поэтому надо переводить туда скот из хозяйств, где среднесуточные привесы находятся на уровне 600 граммов, от которых рентабельность минусовая. Но проблема в том, что своего скота для комплексов в районе не хватает. И если раньше мы завозили бычков из других регионов, то теперь никто не хочет отдавать свой скот, даже если он убыточен. Думаю, что этот вопрос надо срочно решать.

А еще хочу заметить, что эффективность работы на откорме КРС можно поднять следующим образом. Наши специалисты бывали за рубежом и видели, что килограммовые привесы там получают на кормах, аналогичных нашим, но за счет лучшего содержания бычков, особенно благодаря микроклимату. Поэтому в следующем году думаем оснастить два комплекса системами современной вентиляции, что позволит поднять привесы на 15—20 процентов. В результате мы сократим время откорма, затраты на корма, а значит, поднимем таким образом рентабельность мяса.

Еще одно направление повышения эффективности животноводства — обновление существующих ферм. Например, в СПК «Таль-агро» за последние годы реконструировали и откорм КРС с переводом на беспривязное содержание, и молочнотоварную ферму, построив при ней доильный зал. С гордостью могу заявить, что нынешним летом в районе уже не осталось ферм, где доят в бачки. Это повысило производительность труда и облегчило работу доярок.

— Для работы на полях и фермах нужны кадры. Какая у вас ситуация с ними? Каких специалистов или представителей рабочих профессий не хватает?

— Работников в сельскохозяйственном производстве у нас почти везде достаточно. Сейчас строятся новые фермы, появляются энергонасыщенные тракторы. Это приводит к росту производительности труда, и поэтому искать дополнительные кадры нет необходимости.

— А как с дисциплиной? Удовлетворяет ли она вас? Не бывает ли случаев, когда после зарплаты некому доить коров?

— На массовом уровне у нас такого нет. И здесь все зависит от первого лица. Например, СПК «Заболотский» был когда-то на грани развала, хромала там и дисциплина. Но после того как туда пришел председателем Михаил Вечер, все быстро изменилось в лучшую сторону. Остались те же агрономы и зоотехники, механизаторы и доярки, а результаты совсем другие. Хозяйство стало процветающим. СПК «Чырвоная змена» в советское время было знаменито, но затем его запустили. Когда же за дело взялся новый председатель Вадим Толкач, и здесь все стало налаживаться.

— А при выдвижении людей на руководящую работу какие критерии берете за основу?

— Считаю, что руководителем хозяйства может быть только тот, кто к собственности относится бережно, как к ребенку. А черты характера? Целеустремленность, грамотность, умение мыслить экономическими категориями. Важно также видение перспективы как минимум на год. Мне не нравятся те люди, которые живут лишь сегодняшним днем. Сейчас есть все: семена, удобрения, техника. Надо лишь активнее шевелить мозгами.

— Вы затронули вопрос умения считать деньги, эффективности хозяйствования. Сейчас много разговоров о переходе с валовых показателей на экономические? Что вы думаете по этому поводу?

— Здесь не должно быть крайностей. Сегодня лишь вал, а завтра — экономика. Жизнь сама все расставит. Если мы достигнем высоких валовых показателей на земле, то будет и эффективность. Это означает, что надо параллельно учитывать оба показателя.

— Все мы знаем, как нелегко бывает простому человеку выйти из трудной жизненной ситуации самому. Как помогаете таким людям, если они обращаются за помощью?

— Сразу хочу заметить, что прием граждан я веду не только в отведенные для этого дни, а часто и в любое другое время, если у меня в кабинете не проходит совещание или иное мероприятие. На работе появляюсь в шесть утра или в половине седьмого. Дозвониться ко мне можно напрямую, без участия секретаря приемной. Благодаря этому удается и проблемы решать, и лучше знать обстановку в районе. Замечу, что вопросов, связанных с торговлей и медициной, сейчас практически не бывает. И это хорошо. Приходится чаще разрешать проблемы ЖКХ.

Бывают и нестандартные ситуации. Например, обратилась как-то женщина, ветеран войны. Ей выделили социальное жилье на пятом этаже. А она сказала, что туда ей трудно подниматься. В жилищно-коммунальном хозяйстве по моей просьбе нашли ей вариант обмена на второй этаж, и сейчас этот человек доволен. Или, например, в городском поселке Уречье женщина строила дом. Все деньги ушли на стены, крышу и отделку. А печь построить было не на что. Мы ей помогли.

У меня есть тетрадь, куда записываю все обращения граждан. Когда проблема решается, я запись зачеркиваю. Так что, кроме специалистов райисполкома, у меня и личный контроль за обращениями людей.

— А есть ли вопросы, которые не решались много лет, а теперь вы с гордостью можете сказать, что они больше не существуют?

— Для города Любани долгое время существовала проблема чистой воды. Все стало на свои места, когда построили станцию обезжелезивания. В райцентре на 17 лет растянулось возведение физкультурно-оздоровительного комплекса. Я уже третий председатель райисполкома, который занимается этой проблемой. Но, думаю, в начале следующего года мы его введем. Там дела идут к финишу, и работы ведутся круглосуточно.

К новогодним праздникам в городе завершится возведение школы искусств. Это тоже долгострой. И те люди, которые мечтали ее посещать, теперь будут водить туда своих детей.

Была у нас в городе и проблема тепла, потому что одна котельная из-за большой протяженности трубопроводов не могла полностью обогреть все здания. На территории райагросервиса возведем еще одну котельную, которая будет работать на местных видах топлива. За следующий год она будет готова. Очень важно, что при обслуживании не применяется ручной труд. Древесная щепа механизировано загружается в котлы.

— В заключение, Василий Иванович, хочу спросить: вы сказали, что рано начинаете рабочий день. Означает ли это, что вы по натуре трудоголик?

— Пожалуй, да. И думаю, что эта должность обязывает быть таким. У нас не может быть рабочий день с восьми до семнадцати часов. И выражение «от темна до темна» относится к председателям райисполкома буквально.

Конечно, такие нагрузки требуют хоть какого-то расслабления. Поэтому раз в год во время отпуска обязательно езжу в санаторий, где можно по-настоящему отдохнуть и забыть на время о проблемах. А если говорить о повседневной жизни, то вечерами посещаю бассейн. Хоть в 22—23 часа, но заставляю себя поплавать. После этого выхожу на улицу, словно заново родившись. И всем советую такой простой, но эффективный вид отдыха.

Беседовал Василий ГЕДРОЙЦ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter