Где востребованы выпускники Белорусско-Российского университета, как белорусы строят школы и жилые комплексы, почему жители Петербурга пересаживаются на белорусские автобусы

1000-й полет нашего «СОЮЗа»: по союзным адресам

Выпускники Белорусско‑Российского университета востребованы по всему Союзному государству

Этот вуз был создан на базе Могилевского машиностроительного института. В 2003 году преобразован в БРУ, а в 2019‑м получил статус межгосударственного образовательного учреждения. Сегодня здесь готовят специалистов для реального сектора экономики. Вуз работает сразу в двух образовательных пространствах: по 20 специальностям белорусских образовательных программ и 11 специальностям образовательных стандартов России. В университете обучаются более пяти тысяч студентов. Молодые специалисты, а каждый год выпуск составляет в среднем 500 человек, распределяются и направляются на ведущие предприятия Беларуси и России.

За студентами университета пристально следят работодатели и в России, и в Беларуси.
АНДРЕЙ САЗОНОВ

Те, кто хочет поступать на машиностроение, могут выбрать направление как по белорусским образовательным стандартам, так и по российским. А еще проектировать роботов, печатать детали из металлического порошка и полимеров и даже апробировать уникальные технологии ремонта и восстановления ракет.

При выборе специальности Павел Фланчев из белорусского Новополоцка мыслил прагматично — будущее за электроникой. А еще за механикой и программированием... Такой «коктейль» наук в одной специальности предлагал только БРУ. В прошлом году по новому направлению «мехатроника и робототехника» российской образовательной программы выпустилась первая группа. Павел попал на второй ее набор, сейчас учится на третьем курсе:

— После окончания вуза могу работать не только в машиностроении в Беларуси и России. Это различного рода предприятия, где используются автоматизированные производства и робототехника. Взять ту же пищевую промышленность, на которой внедрены автоматизированные линии. Или изготовление медикаментов...

Сейчас Павел с головой ушел в собственное дело — развивается в мобильной робототехнике. Если сказать просто, программирует мехатронные модули, которые могут выполнять разные задачи: двигаться в заданных направлениях, ориентироваться в пространстве. 

— В дальнейшем это основа для любой задумки. Хотите робота для общепита или продавца — такие умные модули в помощь, — уверен третьекурсник.

Подобные увлечения студентов в вузе поощряют. А для воплощения самых невероятных идей — уникальная материально‑техническая база. Она появилась в том числе благодаря открытию в 2018 году нового учебно‑лабораторного корпуса, построенного при поддержке Президента Беларуси Александра ­Лукашенко и оснащенного с помощью Союзного государства. К примеру, в лаборатории «Плазменные, термомеханические и сварочные работы» установлен промышленный сварочный робот, подобного которому нет ни в одном белорусском вузе. 

Казалось бы, 3D‑технологиями сегодня никого не удивишь. А как насчет изготовления и ремонта крупногабаритных деталей, например, для машин? Уникальный лазерный комплекс, который есть в БРУ, на это способен. В 2019 году в рамках реализации проекта Союзного государства здесь открылась лаборатория «Аддитивные технологии». На смену привычному проектированию карандашом на бумаге за кульманом приходит прикладное программирование. 

— Мы единственное учреждение образования, в котором есть такой 3D‑принтер. К тому же его рабочее поле — одно из самых больших в стране. Можем изготавливать детали размером 255 на 255 и высотой 300 миллиметров, — поясняет завкафедрой «Технология машиностроения» Владимир Шеменков. Особенность установки и в том, что детали выполняются из металлического порошка разного состава, в том числе собственного производства. В этой лаборатории можно проводить полный комплекс реинжиниринга в противовес инжинирингу — проектированию по классической технологии. К примеру, ломается деталь сложного нефтяного станка. С помощью 3D‑сканера студенты получают трехмерную модель, а затем печатают ее. Это технологии будущего. 

ДОСЛОВНО

Михаил Лустенков, ректор Белорусско‑Российского университета:

— Наш вуз продолжает развиваться в соответствии с мировыми образовательными траекториями, уходя от узкой направленности, в нашем случае технической. В 2020 году мы впервые набрали ребят на «зарубежное регионоведение» по российским образовательным программам, в этом — на «прикладную математику» и «менеджмент». В перспективе планируем открыть прогрессивные направления «прикладная механика», «нефтегазовое дело» и «бизнес‑информатика». Однако, несмотря на тренды, которые диктует время, не забываем о востребованных производственно‑экономической сферой Беларуси и России классических специальностях. Готовим (и делаем это хорошо) строителей, инженеров, механиков. 

Татьяна Бизюк

bizyk@sb.by

Воронежцы будут учиться в школе, построенной белорусами

Сбылась моя мечта! Так воскликнул пятиклассник из села Стрелица под Воронежем Олег Белозеров, войдя в актовый зал новой школы, построенной белорусской фирмой по межгосударственному проекту. Ахать было от чего: огромный зал с мягкими креслами, широкая сцена приятно пахнет деревом, под потолком — дорогой проектор: хоть кино смотри, хоть дискотеку с лазерным шоу устраивай.
От сноса старого здания до перерезания ленточки перед входом в новое прошел год.
РОМАН ЩЕРБЕНКОВ

Первые дни ребята (а перед ними и учителя) ходили по новому зданию, как по инопланетному кораблю: знакомились с интерактивными досками в классах, лабораторным оборудованием и комплектами для моделирования на дополнительных занятиях, опробовали первый в Стрелице лифт, пробежались по двум просторным залам для занятий физкультурой — спортивному и гимнастическому, отведали еду в новенькой столовой на 300 мест. В ней есть даже паровой конвектор для приготовления диетических блюд. По обширной пришкольной территории разбросаны игровые и спортивные площадки, тренажеры, лазилки — их школяры тестируют после занятий, поджидая подаренный губернатором на первое сентября автобус. Посол Беларуси подарил юркий трактор, он убирает территорию по вечерам, когда все разойдутся. 

— Спорткомплексы на улице нас очень сильно выручают. Из‑за COVID‑19 спортзалы мы не можем задействовать в полной мере, а проводить уроки на свежем воздухе, пока погода позволяет, — пожалуйста. Территория огромная, несколько учителей могут заниматься, не мешая друг другу, — рассказала «СОЮЗу» директор Стрелицкой СОШ Светлана Федосеева. 

В роскошном актовом зале занимается театральная студия, гимнастическое оборудование позволило запустить областной спортивный проект, на уроках робототехники ребята программируют забавных управляемых мышей, а из залитой солнцем библиотеки можно вызвать по видео-связи любую школу региона. Радость учителей и учеников можно понять: до этого они занимались в тесном и ветхом здании 1955 года постройки, в котором не было спортзала. А последний год, пока на месте старой школы строили новую, учились и вовсе друг у друга на головах: в две смены в корпусе начальных классов.

В новом здании просторно и светло. По стенам коридоров второго этажа едут «БелАЗы», лифт украшен национальным орнаментом, в школьном музее фото с рукопожатием Путина и ­Лукашенко, белорусский флаг. Крайне необходимый воронежскому селу объект построила белорусская фирма по необычной финансовой схеме. Соседи возвели школу на 520 мест на собственные деньги, точнее, кредиты белорусского банка, и передали ее муниципалитету в рассрочку. Выплачивать за нее 584 миллиона рублей администрация Семилукского района может до конца 2022 года. Такое сотрудничество оказалось выгодно обеим сторонам.

— Мы — страна с открытой экономикой. Чтобы жить и развиваться, нам нужно продать 70 процентов ВВП. Это не только сельхозпродукты, тракторы, автобусы, но и услуги связи, транспорта, строительства. Так что этот проект — экспорт услуг, — объяснил посол Беларуси в России Владимир Семашко. 

Воронежские власти оценили качество и оперативность работы — от сноса старого здания до перерезания ленточки перед входом в новое прошел всего год — и заказали еще две школы: в райцентре на тысячу мест и в Воронеже, самую большую в России, на 2800 учеников. Еще белорусам достался подряд на реконструкцию стадиона.

Антон Валагин

antivalagin@yandex.ru

Российские школьники носят форму, сшитую на белорусской фабрике

БЫТЬ всегда в отличной форме желают белорусским и российским школьникам работники бобруйского ОАО «Славянка». Свою популярную у ребят и их родителей продукцию на предприятии называют одеждой делового стиля. Оценить высокое качество школьной формы бобруйского производства смогли уже более миллиона юных россиян.

Оценить школьную форму бобруйского производства смогли уже более миллиона юных россиян.
INSTAGRAM.COM / @SLAVIANKA.BY


Одежда для школьников, которую сегодня шьют на «Славянке», мало напоминает ту уныло-однообразную, скроенную по одному фасону форму, которую носила советская детвора. Фабричные дизайнеры стараются найти свою изюминку, придумывают различные «инновационные штучки». Так, бобруйские швейники приятно удивили покупателей, выпустив форму с кармашками для сотовых телефонов, которые сделаны из ткани, экранирующей электромагнитное излучение. Из такого же материала сшиты сумочки, идущие в комплекте к девичьей форме. Пока ученые спорят, опасны мобильные телефоны для здоровья или нет, родители могли купить для своих детей «защитную» одежду и аксессуары. 

Еще одна полезная новинка, не имеющая аналогов в мире, — школьная одежда со встроенным термометром. На специальной пластиковой полоске, пришитой к подкладке, в зависимости от изменения температуры меняется цвет шкалы. Хотя эти костюмы делового стиля для школьников младших классов, новинка в первую очередь ориентирована на их родителей. Такой термометр помогает следить за здоровьем ребенка. Да и учителя в любой момент могут проконтролировать состояние ученика. Причем эта технологическая начинка на цене деловой одежды сказалась совсем незаметно. Кроме массовых моделей, шьют на «Славянке» и своего рода корпоративную одежду для школьников отдельно взятых российских гимназий и лицеев. Такие заявки сегодня не редкость. 

Кстати, прежде чем запустить новую модель школьной формы в производство, на фабрике ее весьма оригинальным способом испытывают. Очень активному ребенку дают новенький костюм и просят носить его месяц, ничуть не жалея. А потом смотрят, что стало с одежкой за время экстремальной эксплуатации. Если выдержала — значит, можно начинать массовый пошив.

На «Славянке» считают: российский вектор для предприятия — самый надежный и важный. Директор предприятия Теймураз Бочоришвили уверен в хороших перспективах:

— С советских времен легкая промышленность Беларуси была рассчитана на весь Советский Союз, здесь строились большие предприятия. Для нашей республики их слишком много. Поэтому сегодня без России трудно представить перспективы развития, это наш самый важный рынок сбыта. Планируем и дальше развивать сотрудничество, никаких преград для этого нет. 

Досье «­­СОЮЗа»

Фабрика «Славянка» основана в 1930 году. На тот момент называлась фабрикой им. Дзержинского и специализировалась на пошиве формы для железнодорожников. В середине 80-х прошлого столетия первой в Советском Союзе освоила выпуск «афганки» — полевой военной формы. Она поставлялась во многие страны мира, с которым сотрудничал ­­СССР. Сегодня ОАО «Славянка» — крупнейший в Беларуси производитель одежды для детей и взрослых.

Павел Минченко

minchenko@sb.by

Белорусские строители возводят для калужан целые жилые комплексы

В активе сотрудничества белорусов и россиян — школы, детские сады и целые жилые кварталы.

Квартиры в белорусских домах популярны у молодых семей, причем цены на них ниже, чем в среднем по городу.
СЕРГЕЙ МИХЕЕВ

Уже есть «Белорусский квартал» в Балабанове, жилищный комплекс «Просто космос» в Обнинске, в областном центре — ЖК «Малиновка» и «Малиновка‑2». Продолжается строительство мини‑полиса «Веснушки» и квартала в Анненках в Калуге. 

Под мини‑полис белорусским строителям выделили земельный участок в 250 гектаров. Мини‑полис — это шесть жилых микрорайонов из 34 многоэтажных жилых домов различных серий плюс детский сад, школа и торговый центр. В 4,6 тысячи квартир вселятся более 12 тысяч человек. Проектом предусмотрено возведение жилой улицы с выездом на автодорогу Калуга — Шопино. В прошлом году белорусы приступили ко второй и шестой очереди строительства — это четырнадцать 10‑этажных домов, в которых 1840 однокомнатных и двухкомнатных квартир с внутренней отделкой площадью от 35 до 56 квадратных метров. 

Такие квартиры пользуются популярностью у молодых семей, причем цены на них ниже, чем в среднем по городу. 

Жилье в мини‑полисе «Веснушки» строится одновременно с детским садом и школой. Так, детский сад «Карусель» на 280 мест сдан в эксплуатацию в 2018 году. Почти одновременно была построена школа на тысячу мест. В новом здании учатся более 550 школьников, в том числе 168 первоклассников.

На другом берегу Оки в жилом комплексе «Анненки» белорусская компания ведет строительство трех 19-этажных домов. Микрорайон будет включать 378 квартир с обустроенной дворовой территорией, детскими игровыми площадками и парковочными местами. 

Продолжает развиваться и проект «Малиновка». С 2013 по 2016 год белорусскими строителями и российскими предприятиями здесь были построены пять многоэтажных домов с обустроенной территорией, дорогами, парковками, комплектами малых архитектурных форм, прудом и парком с прогулочными дорожками и беседками. Общая площадь квартир — более 35 тысяч квадратных метров. В продолжение этой истории построили и «Малиновку‑2». Это два 10‑этажных 4‑секционных дома на 160 квартир, площадь каждого — более 8,5 тысячи «квадратов». Один из домов введен в эксплуатацию осенью 2017 года. В 2019 году введен в эксплуатацию жилой дом № 4. 

Елена Шулепова

shu_lena@mail.ru

В Северной столице пересаживаются на белорусские автобусы

Петербург по праву носит звание самого европейского из российских городов. За образец для подражания здесь берут самые передовые новации, обобщая и улучшая опыт самых технологичных столиц соседних стран, в том числе в сфере общественного транспорта. Для горожан стали уже привычными USB‑зарядки для мобильных устройств, кондиционеры, мультимедийные экраны в салоне автобусов. Такие удобства обеспечивают пассажирам в том числе автобусы Минского автомобильного завода.

Только в прошлом году городской автопарк пополнили 154 новеньких автобуса белорусского производства.
MAZ.BY

Первые автобусы МАЗ появились в Северной столице почти три десятилетия назад — в середине 1990‑х годов. Как рассказала корреспонденту «СОЮЗа» представитель ГУП «Пассажиравтотранс» Татьяна Клепикова, тогда их отличало техническое новшество, ставшее впоследствии привычным элементом конструкции и других автобусов.

— Низкий уровень пола от первой до второй двери и система наклона кузова к тротуару позволяли сделать посадку пассажиров в салон более удобной, — рассказывает специалист. — Сегодня, идя в ногу со временем, производитель оснащает свою технику в соответствии с высокими требованиями, которые Петербург предъявляет к закупаемому транспорту.

«Пассажиравтотранс» эксплуатирует сегодня в общей сложности 410 автобусов марки МАЗ большого и особо большого класса. Только в прошлом году городской автопарк пополнили 154 новеньких автобуса. Работают они на разных маршрутах в Петербурге и пригородах, в том числе на главной городской магистрали — Невском проспекте.

Здесь, кстати, можно увидеть «автобус будущего» — на маршруте номер 3 продолжается тестирование новинки Минского автобусного завода — МАЗ‑303 с двигателем экологического класса Евро‑6. Отличают его несколько футуристический дизайн и не совсем привычный для сегодняшнего Петербурга цвет. Для всех вновь закупаемых городских автобусов установлен в качестве обязательного лазурный колер, он был выбран на основе проведенного комитетом по транспорту голосования среди горожан. 

А «новичок» пока еще зеленый во всех смыслах. При этом, как отмечают специалисты, он отлично чувствует себя на берегах Невы и ежедневно работает на российском топливе, а водители довольны удобством управления и плавным ходом.

Большинство автобусов из Минска сосредоточено в Колпинском автобусном парке, который имеет статус так называемого монопарка и официального сервисного центра Минского автозавода. Сотрудники парка самостоятельно осуществляют техническое обслуживание автобусов, прошли обучение и располагают всеми необходимыми компетенциями. Но в ближайшем будущем у петербургских МАЗов может появиться и еще одно «место жительства».

«Пассажиравтотранс» планирует закупать автобусы с электрическим двигателем, уже заключен контракт на проектирование нового автобусного парка на 400 электробусов с ночной зарядкой в районе Ржевки.

— Минский автозавод имеет разработки подобной техники, поэтому сможет участвовать в соответствующих конкурсах, — отметила Татьяна Клепикова.

Мария Голубкова

morrisspb@gmail.com

Известный российский танцор и балетмейстер открыл в белорусской школе балетный класс

Начальник отдела культуры Столинского райисполкома Василий Заруба, кажется, до сих пор не может поверить в то, что балет на Полесье — это не фантазии, а самая настоящая реальность. И честно признается: сначала в задумку мало кто верил. Но сегодня, спустя время, первый (и по‑прежнему единственный в Брестской области) хореографический класс действительно показывает класс: без юных артистов не обходится ни одно мероприятие в Давид‑Городке и соседнем Столине. 
Мастер-класс от Гедиминаса Таранды.
ВИКТОР ДРАЧЕВ

А случилось это чудо в рождественские дни 2019 года. Руководитель «Имперского русского балета», заслуженный деятель искусств России Гедиминас Таранда приехал в Давид‑Городок с почетной миссией открыть в местной школе балетный класс. Договоренность об этом была достигнута чуть ранее, когда известный российский танцор и балетмейстер посетил полесский город в составе делегации побратимов Давид‑Городка из муниципального образования Новомосковского административного округа Москвы — поселения Марушкинское. Тогда же подписано соглашение об открытии в городе балетного класса: первого в Беларуси филиала Центра искусств имени Гедиминаса Таранды. Начальник отдела культуры Столинского райисполкома Василий Заруба вспоминает:

— Инициативу поддержали родители. Сначала мы думали сделать класс на базе местной музыкальной школы, но затем нашли помещение в обычной общеобразовательной. Российская сторона оказала спонсорскую помощь в техническом оснащении балетного класса, приобрели зеркала, станки, танцевальное покрытие. Гедиминас Таранда дал мастер‑класс, дети остались в восторге. 

В прошлом году класс переехал в зал попросторнее — теперь занятия проходят в Доме культуры. Столинский райисполком купил новенькое пианино, продолжает Василий Андреевич:

— Спрос на занятия огромный: и 40, и 50 человек приходят! Мы, конечно, не ожидали такого. Думали даже, что дети быстро натешатся и бросят. Но нет, очереди выстраиваются! Если бы еще лет пять назад кто‑нибудь сказал нам, что на Полесье будет свой балет, посмеялись бы вместе. А сейчас что? Юные артисты выступают на всех наших крупных праздниках: Дне Победы, Дне Независимости, дают отчетные концерты, выезжают в другие города области и наш областной центр — Брест. Без них не обходится ни одно масштабное культурное событие. 

Кадровый состав — это, признается Василий Заруба, пожалуй, единственная проблема сегодня. Педагога с классическим балетным образованием в классе нет, работают учителя‑хореографы. Но специалисты отдела культуры Столинского райисполкома стараются организовывать для деток мастер‑классы именитых звезд из столицы.

— К счастью, они не чураются приезжать к нам на Полесье и заниматься с детками. И своим примером действительно вдохновляют детей на мечты о большой сцене, — уверен Василий Андреевич. — Кто знает, может, однажды на сцене белорусского Большого театра будет танцевать воспитанник нашего балетного класса... Недавно мы говорили с директором Большого театра Вячеславом Гарбузовым на эту тему. Чтобы наши детки приехали на стажировку в театр, поучились у профессионалов, понаблюдали за их работой. Предварительная договоренность есть, осталось согласовать детали. Перспектива у этой инициативы есть. А значит, есть и будущее. 

Юлиана Леонович

leonovich@sb.by 

Жители многоэтажек оценили белорусские лифты

Тула и Могилев — побратимы. Первые соглашения о сотрудничестве подписаны в 2003 году. Между белорусскими и российскими предприятиями заключен ряд долгосрочных взаимовыгодных договоров. 
Программа обновления лифтового хозяйства Тулы сориентирована на белорусских поставщиков.
ОЛЬГА КИСЛЯК

Так, муниципальная программа обновления лифтового хозяйства областного центра в 2013 году была полностью сориентирована на белорусских поставщиков. Сегодня многие тульские многоэтажки оснащены белорусскими лифтами. Понятно, что при гарантийном сроке пять лет через какое‑то время они начинают ломаться (хотя многие служат по 25 лет и больше). 

— Конечно, ломаются иногда, как и российские, — рассказал ­«СОЮЗу» Роман Лазарев — генеральный директор компании «Подъем», занимающейся установкой и обслуживанием лифтов в ЦФО, в том числе и многих клиентов в Туле. — Но никаких проблем с ремонтом могилевских лифтов нет. Заказ и доставка запчастей и прочих деталей «ремкомплекта» не вызывают ни малейших неудобств. Люди там работают вполне адекватные. У нас был случай, когда установили могилевский лифт, а внутренняя неисправность в нем обнаружилась лишь через полгода. Поменяли деталь без проволочек. 

Почему могилевские подъемники продолжают устанавливать в тульских новостройках? По словам специалистов, помимо качества они берут ценой. Для застройщиков, минимизирующих затраты, как правило, это удачный вариант. 

Более того, в одном из торговых центров города оружейников недавно был установлен красивый панорамный лифт родом из Могилева. По словам Романа Лазарева, это хороший лифт по европейской цене, ничем не уступающий зарубежным аналогам. 

— Могилевские лифты устанавливают и в центре России, и в Сибири, — рассказал наш эксперт по подъемному оборудованию. — У могилевского завода есть несколько линеек продукции. Есть лифты для обычного домостроения, когда застройщики выбирают дешевые варианты. Есть, скажем так, более интересные варианты. Белорусы используют все новшества. Поверьте, могилевские лифты, если мы говорим о высоком классе, ничем не хуже турецких или той же фирмы ОТИС. У них хорошее соотношение цена — качество. Могилевские лифты сегодня на рынке вполне конкурентоспособны.

Елена Шулепова

shu_lena@mail.ru

Островитяне пьют белорусское молоко и уже отведали белорусских яблок

Уже совсем скоро в совхозе «Корсаковском» — российско‑белорусском детище на юге Сахалина — появится система водоснабжения. Это позволит обеспечивать водой животных во всех корпусах фермы, а также она пойдет на другие нужды предприятия.

Обозреватель «СОЮЗа» Александр Ярошенко лично удостоверился: жизнь в агрогородке налаживается.
МАКСИМ ФЕДОРОВ

Как рассказали «СОЮЗу» в пресс‑службе островного минсельхоза, все строительно‑монтажные работы на водозаборе завершены, ведется подготовка документов для ввода в эксплуатацию.

Помимо водозабора на ферме появится система сепарации навозных стоков. Ожидается, что подрядчик завершит строительство в конце октября.

Еще одна хорошая новость: на полях совхоза идет активное восстановление одной из важных инфраструктурных составляющих — Лепельской мелиоративной системы. Она нужна, чтобы осушать увлажненную почву и получать высокие урожаи кормовых трав для увеличившегося поголовья крупного рогатого скота.

Выполнение этих работ стало возможным благодаря региональному финансированию из средств госпрограммы развития аграрной отрасли в регионе. На Лепельскую систему выделено в общей сложности 182 миллиона рублей, работы рассчитаны на два года. Сейчас углубляют каналы для отвода воды, очищают их от древесины, кустарников, скопившегося за годы мусора.

— Без отвода лишней влаги не получить высокие урожаи, не вырастить хорошие корма для животных. Поэтому значительная часть полей расположена на мелиорированных землях. В советское время за ними следили, в 90‑е все стало разваливаться. Системы фактически перестали функционировать — все густо заросло кустарниками и деревьями, дренажные трубы забились и не выполняли своего предназначения. С развитием сельхозотрасли возникла необходимость реанимировать мелиоративные системы, — рассказал директор ФГБУ «Управление «Сахалинмелиоводхоз» Владимир Коваленко.

Все это позволит увеличить надои молока, тем самым обеспечив продовольственную безопасность Сахалинской области. А надои на ферме растут. Именно АО «Совхоз Корсаковский» дает основной объем производства продукции животноводства в районе. В прошлом году предприятие на 39,1 процента увеличило объем производства молока, которое составило 5695,8 тонны.

Кто бы мог подумать, что еще десять лет назад на этом месте были совхозные поля! Строить начали в 2016 году буквально с нуля. Правительство региона справедливо решило, что агротехнологий лучше, чем в союзной Беларуси, не найти. Поэтому молочно‑товарную ферму на 1000 голов крупного рогатого скота возвели по белорусским технологиям. А еще — агрогородок из 50 одноэтажных трехкомнатных домов по белорусскому типу. 

Рядом разбили фруктовый сад, который начал плодоносить уже через год. В нем «поселились» 850 груш сортов «просто мария» и «белорусская поздняя», а также 7650 яблонь сортов «иманд», «заславская», «веселина», «сябрына», «память сюбаровой», «поспех», «олеся» и «белорусское сладкое».

На ферму островной бюджет затратил два с половиной миллиарда рублей. Эти деньги в том числе по-шли на три огромных коровника, три телятника, родильный и доильный залы, санитарный блок. Здесь все автоматизировано. К примеру, внедрен программный комплекс для управления доильным залом в режиме реального времени. Как это работает? На коров надеты специальные браслеты. Информация, собранная с передатчиков и доильных мест, оперативно доставляется в систему. Это сведения о репродуктивности, здоровье и самочувствии каждой коровы, а также о процессе доения.

Юлия Гарднер

julia_gardner_rg@mail.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter