О картине Александра Шевченко, вернувшейся к публике почти через 100 лет

100 с лишним лет колышется листва

В экспозиции Национального художественного музея этот холст Александра Шевченко появился благодаря стечению многих драматических обстоятельств. Но даже после реставрации картина еще долго оставалась в хранилище, вернувшись к публике почти через 100 лет.



Музей становится все более открытым, извлекает из запасников свои тайные сокровища, не дожидаясь времени, когда прирастет новыми зданиями. Увидеть шедевр Александра Шевченко в зале русского искусства можно не всегда — в последние годы сменные выставки, рокировки картин стали в НХМ обычным делом. Но сейчас эта почти монохромная работа, датированная 1913 годом, снова доступна зрителям. И музейная молодежь в который раз не может удержаться от восклицания: «Невероятно авангардная вещь!»

Картины Александра Шевченко отзеркалили чуть ли не все трансформации, через которые прошло искусство первой половины ХХ века. Они настолько разные, что легко предположить авторство разных художников — кроме характерного автографа, составленного из заглавных букв имени и фамилии, часто их будто ничего и не объединяет. В Государственную картинную галерею БССР один из холстов Шевченко был передан в 1939 году как работа некоего Аша. В годы войны из оккупированного Минска картина попала в Германию. А в 1948-м ее вернули в Беларусь в числе предметов искусства, похищенных нацистами, и несколько лет она хранилась в нераспакованных ящиках в музее истории Великой Отечественной войны. Лишь в конце 1990-х холст, обозначенный как «А.Ш. «Водовозы», 1913», вернулся в Национальный художественный музей, без подрамника, с изломами, потертостями и осыпающимися красками.

На примере одной только этой картины сотрудники НХМ могут рассказать о многочисленных поисках и русского, и западноевропейского авангарда. А заодно вспомнить о попытке Шагала создать в Витебске музей современного искусства. Достойного помещения для того музея так и не нашлось, несмотря на интереснейшую коллекцию современников, собранную Марком Шагалом, Александром Роммом и Казимиром Малевичем. Позже часть работ «левых художников» была уничтожена, сохранилось лишь то, что вовремя успели передать в другие музеи. «Водовозы» Шевченко также были частью той коллекции. Правда, 100 лет назад, на Государственной выставке картин местных и московских художников в Витебске этот холст демонстрировался под другим (возможно, что и авторским) названием, которое в НХМ решили вернуть. «За дровами» — так называется шедевр Александра Шевченко сегодня.

Эта работа — еще и наглядная иллюстрация к его книге «Принципы кубизма и других современных течений в живописи всех времен и народов», вышедшей в том же 1913 году. «Ничто не ново под луною» — так Александр Шевченко начинает разговор с публикой на страницах своей книги, рассуждая, что вся новая живопись, от кубизма до футуризма, берет начало в глубокой древности. Но публике понадобилось не одно десятилетие, чтобы в ломающемся пространстве картины увидеть движение, жизнь. Приходите в музей, чтобы убедиться, как вот уже 100 с лишним лет дребезжат телеги, крутятся колеса и колышется листва под небом, предупреждающим о скорых переменах.

cultura@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter