Размышления молодого преподавателя о современных студентах

100 дней на работе

С окончанием зимней сессии! Совсем скоро в студенческом полку «бывалых» прибудет. Боевое крещение экзаменами сделает из наивных первокурсников настоящих охотников за «вышкой». Воспользуюсь этим поводом, чтобы объявить: я тоже принимаю поздравления. Правда, не как студент, а как новоиспеченный преподаватель журфака. Недавно отметил маленький юбилей — 100 дней на работе.


Не без облегчения признаюсь, что пока все идет гладко. Есть, конечно, что–то забавное и даже неловкое в том, когда приятели с младших курсов, раньше звавшие меня по имени, теперь по другую сторону баррикад — исключительно на «вы».

Я романтик и оптимист, к тому же пока неопытный, но мне нравятся мои сегодняшние студенты. Тем, что нет у них слепой веры в мифические авторитеты: их не заставишь испытывать уважение, пока не докажешь, что этого достоин. Они чрезвычайно раскрепощены, и, хотя это иной раз заставляет напомнить им, что жевать шоколадку, сидя на паре, неприлично, я радуюсь их любознательности и смелости задавать неудобные вопросы. Верю, что отсутствие их комплексов (но не стыда, конечно) не раз избавило меня от досадных ошибок. И наверняка знаю, что получить волнующую весть от студентов на личный мейл — лучше, чем не получить ее вовсе. Даже смею думать, что «дружить» с ними в соцсетях — скорее польза, чем вред.

Еще мне нравится их желание быть личностями и отсутствие страха выделиться из толпы. Я люблю их за творчество, которое в конечном итоге прекрасно, несмотря на муки прокрастинации. И когда услышите о том, что «молодежь уже не читает книжки», расскажите этот недавний забавный случай. Моя коллега даже оставила о нем запись в своем Фейсбуке: «Студент Витя, когда узнал, кто получил Нобелевскую премию по литературе, упал со стула. День удался!»

Чем живет молодой преподаватель? Тем, что учится. Как в анекдоте: «11 лет в школе, 5 лет в универе, 1 — в магистратуре, 3 — в аспирантуре... Эх, пойду делать уроки — завтра лекцию читать». Но сейчас не о лекциях. О людях. Как думаете, каково мне было, когда на первом семинаре со студентами из Китая я зашел в пустую аудиторию? Видно, не горели наши восточные гости желанием изучать историю белорусской журналистики. Зато буквально через три занятия в разговоре с ними о газете «Епархиальные ведомости» едва сдерживал улыбку: все же придя за знаниями и заветным зачетом, находчивые китайцы называли священнослужителя коротким и знакомым им словом «жрец», при этом учтиво спрашивая, все ли «плепадавацерю», т.е. мне, понятно. Спустя месяц они справились с тестом. Самый низкий результат — 17 правильных ответов из 22. Никогда не испытывали удовольствия от того, что кого–то чему–то научили? Сочувствую — это неоценимо!

Со студентами–белорусами никак не иначе. Нет, конечно, по–русски они говорят куда совершеннее. Но забавных случаев хоть отбавляй. Я, ко всему прочему, еще и куратор группы «перваков», вроде классного руководителя в школе. Так вот, потерянный фотоаппарат одной студентки пришлось искать чуть ли не с милицией. Вовремя смекнул, что можно провести опрос по кафедрам — и впрямь, забытую в аудитории дорогую камеру заботливый коллега спрятал в надежном месте.

Но главное нарекание, как, впрочем, и всегда, вызывает мой... возраст. Недавно получил в интернете анонимное письмо: «Довольно забавно, когда преподаватель старше тебя на 1,5 года, при том, что любимый старше на 4». Послание что надо: приятно и похвастать «взрослым» партнером, и щелкнуть по носу «зеленого» препода. И не знаешь же, как ответить. Может, что–то вроде «Дайте шанс, время и ко мне будет беспощадно, обещаю!».

И еще. Никогда не думал, что чтение курсовых может быть таким захватывающим. За семестр у меня их было шестнадцать — все как на подбор. Но одна цитата в работе об истории рекламы навсегда в моем сердце: «Древние знали, как выгодно представить свой товар. Один рекламист с лукавой улыбкой поведал мне, что одним из первых свидетельств этому был указатель публичного дома, а значит, две древнейшие профессии шли рука об руку». («Второй древнейшей», если что, называют журналистику.) А знаете, этот перл даже затмевает предположение изобретательного третьекурсника–«всезнайки», что Денис Иванович Фонвизин был фаворитом Екатерины II.

Пока с нынешними студентами общего у меня гораздо больше, чем у большинства моих коллег. Когда приходится слышать их сожалеющий возглас, что «студенты уже не те, что прежде», так и тянет возразить. Нет, они наверняка уже «не те», но точно не хуже. И, наверное, не лучше. Просто другие.

dz.nikanovich.bsu@gmail.com

Советская Белоруссия № 30 (24912). Среда, 17 февраля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter