10 способов сорвать спектакль

Завтра — Международный день театра
Завтра — Международный день театра

Этот праздник торжественный, но в то же время может быть наполнен иронией. Не зря же это чуть ли не единственный день в году, когда каждый уважающий себя театр устраивает на своей сцене «капустник» — импровизированную феерию, шутливую и озорную, когда можно сказать вслух о многом и, не боясь, сорвать все маски. Любое хулиганство добавляет адреналина, а театр без адреналина мертв. Посему в этот раз мы решили не рассуждать о достоинствах и недостатках белорусского театра, которые очевидны всякому, кто хоть мало–мальски им интересуется, а предложить для разнообразия нашим читателям свою версию десяти верных способов сорвать спектакль, чтобы наконец отыграться на творцах.

1. Мобильный

Было время, когда даже за падение номерка на пол во время действия на сцене можно было быть обшиканным с головы до ног. Теперь все изменилось. С появлением мобильной связи артисты проходят проверку на прочность нервов и зрелость темперамента. Хоть объявления, требующие отключить связь перед спектаклем, и звучат по нескольку раз, в зале всегда находится пара–тройка зрителей, «производящих» трель в самый неподходящий момент. Впрочем, надо отдать должное общей стремительно развивающейся культуре белорусских зрителей — нерасторопных соседей они всячески пытаются пристыдить.

Этот способ в силу своей очевидности лежит на поверхности и вряд ли вызовет нужный эффект. Поэтому главное, чтобы вы не просто болтали по телефону, а живо обсуждали происходящее на сцене. Но, как свидетельствует практика, нервы наших артистов закаляются все больше. Потому еще более важно, чтобы вы сидели в первом ряду партера в зале с хорошей акустикой.

2. Гастрономический

Перепутать буфет с партером — дело нехитрое, тем более если вы в театре в первый раз. А как не заесть шоколадкой стресс, полученный от негаданной встречи с высоким? В этом смысле мы пожинаем плоды американской культуры посещения увеселительных заведений. И вот уже на премьере российского блокбастера «Бой с тенью» Аня Михалкова, как писала светская хроника, прихватила в зал сразу два пакетика поп–корна и «колу». Интересно, что бы сказал ее отец, если бы она так себя вела на премьере «Сибирского цирюльника»?

Но в театре поп–корн пока не продают. Зато есть много других милых кондитерских изделий.

Шуршите шоколадками, хрустите чипсами, наслаждайтесь едой и напитками поближе к артистам. Но имейте в виду: в амфитеатре и на балконе вас вряд ли кто–нибудь услышит.

3. Сонный

Спать в театре — милое дело. Лучше всего спать в театре имени Горького, на спектаклях «Перед заходом солнца», «Извещение Марии», «Земляничная поляна». В энергичной «Опере нищих» слишком много шума. В Купаловском вам вряд ли дадут уснуть постановки Александра Гарцуева «Ивонна, принцесса Бургундская», «Странная миссис Севидж» и «Ким». В спектаклях Гарцуева слишком громкое музыкальное оформление. А вот спектакли главного режиссера Валерия Раевского подходят для этого как никакие другие. Особо стоит упомянуть ветеранов репертуарной афиши: «Поминальную молитву», «Ромул Великий», «Парфен и Александра». Зато Раевский отыграется на вас в своем «Эрике XIV».

Отлично спится в Национальном театре оперы на классических операх «Кармен», «Травиата», «Севильский цирюльник» и «Аида». На «Хованщине» вы вообще рискуете впасть в спячку. В этом отношении Национальный театр балета, к сожалению, не представляет интереса. Летающие по сцене пластичные вдохновенные тела, напротив, могут пробудить вас к жизни.

Не забудьте, что, уснув, непременно следует храпеть и посвистывать. Однажды такое случилось на минском концерте Геннадия Хазанова. Вряд ли храпун был «подсадной уткой». «Не будите. Он же купил билет в первый ряд, пусть делает что хочет», — сказал тогда Хазанов.

4. Романтический

Нередко блаженные влюбленные парочки для разнообразия приходят в театр. Не важно — в какой. Не важно — на какой спектакль. Все плывет перед глазами. Рука в руке. Тело бросает в жар. Дышим в такт. Я подарю тебе эту звезду. Или вон ту. Или все звезды разом. Ты будешь любить меня вечно, а я обещаю в следующий раз понравиться твоему папе.

В общем, после начала действа начинайте жарко обниматься, расточая весь спектр нежностей, не обращая внимания на зависть и возмущение публики.

5. Панибратский

Как ни крути, а приятно идти в театр по пригласительному билету. Значит, ты каким–то боком к чему–то приобщился. Ты уже почти свой. Кто–то из народных артистов из вежливости может ответить на твой кивок. Театр со служебного входа — это уже как бы немножко другой театр. Менее парадный, но более волнующий, почти интимный и беззащитный перед твоим наметанным глазом. Тебя словно бы пускают не в гостиную, а на кухню, где по количеству специй на полке ты можешь определить кулинарные способности хозяев, а по сантехнике — их материальный статус.

Словом, попав таким образом на спектакль, совершенно логично радостно подавать знаки знакомым артистам и пытаться по ходу спектакля общаться с ними, гордо толкать в бок соседей и приговаривать: «Я с ним выпивал!» Кстати, чтобы так себя вести, не обязательно быть знакомым с артистами. Особый шик — вести себя так с совершенно незнакомыми служителями Мельпомены. От этого они еще больше напрягутся, пытаясь вас вспомнить. Другое дело, в театр вас после этого больше не позовут, а если запомнят, то больше не пустят даже по билету.

6. Эмоциональный

В особо эмоциональный момент ворваться на сцену и попытаться повернуть действие по–своему. Например, в какой–нибудь московской «Школе современной пьесы» на спектакле Гришковца «Записки русского путешественника» зрители вас точно примут за актера. Потому этот способ применителен для экспериментальных постановок на малых сценах. Зрители будут уверены, что вы — режиссерская находка, артисты, оправившись от шока, будут пытаться вам подыгрывать до последнего, чтобы не сорвать спектакль. Если вы будете действовать тонко, а не по–хамски, можете продержаться на сцене достаточно долгое время.

7. Бойкот

Вообще не прийти на спектакль. Обзвонить всех знакомых и наговорить гадостей про спектакль, и чтобы те в свою очередь проделали то же самое со своими знакомыми. «Сарафанное радио» по–прежнему самое действенное, несмотря на все вербальные, электронные СМИ. Так рождалась слава многих спектаклей. Так она и умирала.

8. Профессиональный

Отношения критиков и режиссеров у нас в общем–то никакие. К телу, как правило, допущены штатные «летописцы» — девушки неопределенного возраста, которым льстит внимание театральных «акул». Времена, когда Станиславский после премьеры «Чайки» пил горькую с актерами в «Славянском базаре» «в ожидании утренних газет», благополучно канули в Лету. Но все же если представить, что после гнусной ругательной рецензии на спектакль режиссера N можно появиться в его театре и отказаться покидать зал до начала спектакля, несмотря на все требования, то результат может оказаться самым неожиданным. Обязательное условие: непременно следует позвать коллег по цеху, чтобы событие получило широкую огласку и резонанс.

9. Экстремальный

Ох... Этот способ на совести изобретательного случая, электрической проводки и технических служб театра. Его, может, и не стоило поминать всуе, но уж больно запал он в память и не вспомнить его невозможно, тем более что об этом гудели все газеты и из уст в уста передавали друг другу театралы.

Когда–то один гастрольный московский спектакль был сорван тем, что откуда–то сверху попросту начал капать... огонь. Поначалу зрители решили, что это спецэффекты. Но повалил дым, и зрители с первых рядов благородно предложили артистам: «Уходите!» Паники не было, потому что наш зритель воспитан. Он уходил из зала с высоко поднятой головой, женщин пропускали вперед. Никто не торопился в гардероб. По толпе даже прошел слушок, что спектакль может быть продолжен.

...После на сцену поднялись пожарные, тогда еще директор театра Давыдько и режиссер Раевский. На все стенания, которые исходили от молодых зрителей, требующих продолжения спектакля, мудрый Валерий Николаевич заметил: «Ну что шумите, вы же уловили уже суть пьесы...»

10. Актерский

Мы столь увлеклись придумыванием различных экзотических способов, что забыли о самом обыденном, когда спектакль срывает не кто–нибудь, а сам Актер Актерыч... Конечно, человек слаб, и жизненные обстоятельства бывают разными, и все же для театра это всегда ЧП. Так что хочется сказать всем актерам, режиссерам и техническим службам: «Господа, срывать спектакли — привилегия исключительно зрительская! Не посягайте на нее! И еще раз — с праздником!»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter