10 метров до дна

Наша газета сообщала подробности страшной трагедии на озере Белое в Жит-ковичском районе: из 10 человек, катавшихся на лодке, тогда погибли пятеро. И вот первые итоги расследования. Жителю города Житковичи предъявили об-винение в совершении преступления за нарушение правил безопасности движе-ния и эксплуатации маломерных судов лицом, управляющим судном, и повлек-шее по неосторожности смерть. Избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, проводится комплекс необходимых следственных действий. Об этом нам сообщила официальный представитель Управления Следственного комитета по Гомельской области Мария КРИВОРОГОВА. Расследование продолжается. Вопросы о компенсации семьям погибших рас-сматриваются.

Почему специалисты ОСВОДа не смогли спасти тонущих, а инспекция по маломерным судам не наказывает их владельцев за игнорирование элементарных правил безопасности

Наша газета сообщала подробности страшной трагедии на озере Белое в Жит-ковичском районе: из 10 человек, катавшихся на лодке, тогда погибли пятеро. И вот первые итоги расследования. Жителю города Житковичи предъявили об-винение в совершении преступления за нарушение правил безопасности движе-ния и эксплуатации маломерных судов лицом, управляющим судном, и повлек-шее по неосторожности смерть. Избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, проводится комплекс необходимых следственных действий. Об этом нам сообщила официальный представитель Управления Следственного комитета по Гомельской области Мария КРИВОРОГОВА. Расследование продолжается. Вопросы о компенсации семьям погибших рас-сматриваются.

В управлении по труду, занятости и социальной защите Житковичского райисполкома «БН» пояснили, что в случае смерти человека предусмотрена материальная помощь на погребение. Ее выделяют в течение одного дня с момента обращения либо по месту работы, либо — в управлении по труду и социальной защиты населения. Стоимость погребальных для работающего — 5 008 800 рублей, для ребенка — столько же.  Впрочем, по месту трудоустройства погибшего могут выделить в таком случае материальную помощь.

МЫ ЖЕ попытались выяснить, насколько оперативно могут наши спасатели сработать при аварии на воде? И вообще, как в Беларуси наказывают нарушителей движения на водах?

Если вернуться на озеро Белое, на котором за последние недели произошло несколько ЧП со смертельным исходом, то ближайшая с водоемом спасательная станция в Петрикове, это около 60 километров.

— Пока спасатель преодолеет такое расстояние, человек утонет. Если нет ни станции, ни поста, как спасатель ОСВОДа может оказать помощь? По уставу, утвержденному постановлением Совета Министров, мы отвечаем только за районы действия спасательных станций и постов. Хотя порой «вешают» на нас вину за всю местность, — пояснил «БН» ведущий специалист Республиканского совета ОСВОД Олег Борозна. — Всего же по республике спасатели ОСВОДа закрывают около трех процентов акватории. Мы не можем закрыть все водное пространство республики. Нереально возле каждого колодца, возле каждой ямы, на каждом квадратном метре водоема или любой реки поставить спасателя — нет таких средств.

Правила охраны жизни людей на водах Республики Беларусь регламентируют открытие спасательных станций и постов, в том числе и для арендаторов прилегающих территорий — те обязаны организовать такие пункты.

— Озеро Белое, например, сдано в аренду одной организации. И поскольку там отдыхают люди, она должна была установить свой спасательный пост. Могла обратиться в нашу организацию, подготовить матросов-спасателей. В Беларуси 84 учреждения — санаторно-курортного типа, детские учреждения, базы отдыха, которые владеют водными объектами в пределах своей территории, — организовали ведомственные спасательные посты, — пояснил Олег Борозна.

— И все же случаи утопления в первую очередь связаны со злоупотреблением алкоголя. При эксплуатации плавсредств в прошлом году погибли 5 человек, четверо из них — в состоянии алкогольного опьянения, — добавляет специалист. — Происшествий много и при рыбной ловле, когда люди просто выпадают из лодки.

Глубина в месте трагедии на озере Белом — 10,5 метра. Поднял утонувших людей на поверхность водолаз первого класса Петриковской спасательной станции Виктор Полторан. Он совершил в течение часа 10 погружений, — рассказал начальник Республиканской водолазно-спасательной станции ОСВОД Сергей Патрикеев.

Очевидно, что главным в случившейся трагедии на Белом стал перегруз лодки. Само судно, исходя из его грузоподъемности, могло перевозить лишь пять человек. Все упирается в нарушение правил пользования и безопасности. Когда владелец лодки выходил на воду, в обязательном порядке у него должны были быть правоустанавливающие документы на судно, удостоверение на право управления плюс соответствующая комплектация судна — спасательные жилеты на каждого пассажира. Те, у кого были жилет и круг, смогли спастись. Таким же образом один человек спас своих жену и ребенка.

Каково наказание для тех, кто нарушает правила пользования судном?

Контроль за судовладельцами ведет госинспекция по маломерным судам, в том числе и за соблюдением ими правил безопасности на воде. С начала года к административной ответственности по соответствующей статье КОАП привлечены 120 человек. Рейды инспекцией проводятся, но не в том количестве, что требуется. Штат госинспекции по маломерным судам так мал, что не позволяет в каждом районе обеспечить надзор, — по всей республике всего 28 инспекторов! На Браславских озерах, к примеру, инспектор в одиночку контролирует 300 водоемов.

Материально-техническая база госинспекции по маломерным судам тоже оставляет желать лучшего. Для сравнения: в России у такой же инспекции есть и самолеты, и вертолеты, и катера. Белорусский инспектор имеет лодочку в 10 лошадиных сил. Впрочем, несмотря на перечисленные сложности, вместе с ОСВОДом инспекция смогла добиться с 2000 года серьезного снижения статистики по гибели на воде (на маломерных судах). Если за 2000 год утонули 170 человек на маломерных судах, то в 2011-м за год утонули 39 человек, в 2012-м — 43…

«БН» продолжает следить за развитием ситуации. И не только за последствиями того, что произошло на Белом. Мы будем пытаться информационно предотвратить будущие трагедии на воде, которые «готовятся» из-за чьей-то беспечности…

Константин КОВАЛЕВ, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter