10 лет, которые не перевернули мир

Вместе с уходом седьмого генерального секретаря ООН в прошлое уходит целая эпоха
Вместе с уходом седьмого генерального секретаря ООН в прошлое уходит целая эпоха

Вчера в штаб–квартире ООН состоялась прощальная пресс—конференция Кофи Аннана, покидающего пост генерального секретаря этой самой влиятельной международной организации. Вместе с Аннаном в прошлое уходит целая эпоха.

«ООН будет в надежных руках», — сказал Кофи Аннан во время принятия присяги его преемником — южнокорейским дипломатом Пан Ги Муном.

Но можно сказать и по–другому — в руки Пан Ги Муна попала надежная организация. Организация, с которой в начале деятельности Кофи Аннана не считались и даже не рассчитывались, — имеются в виду Соединенные Штаты, представитель которых заявил, что не будет финансировать «эту бесполезную организацию»... Сегодня же только в стенах ООН и никак не иначе решаются все самые острые конфликты человечества — иранское досье, северокорейская ядерная программа, мир на Ближнем Востоке...

По иронии судьбы десять лет назад именно в Аннане Белый дом видел оптимальную замену прежнему генсеку ООН неуступчивому египтянину Бутросу Гали, энергично сопротивлявшемуся идее американской экспансии. Тогда многие называли Кофи Аннана «карманным генсеком».

Но вашингтонская креатура доставила США немало хлопот. Мало того, что ООН все чаще становилась поперек «однополярного мира», так напоследок покидающий свой пост Кофи Аннан упрекнул Буша в том, что он «нарушает собственные идеалы и цели», отсюда и все перегибы в войне с терроризмом.

Даже из этого далеко не полного послужного списка видно, что генеральный секретарь, перефразируя известное выражение, колебался вместе с линией человечества, и это качество оказалось вовсе не таким уж плохим в эпоху перемен.

— Основное, с чем в истории будет связываться его имя, — это начало реформы ООН, — рассуждает Виктор Гайсенок, заместитель министра иностранных дел. — Во времена Кофи Аннана были сформулированы, во–первых, четко осознанная необходимость реформы, во–вторых, ее основные задачи и направления. К сожалению, закончить преобразования он не успел, но то, что начал, безусловно, будет продолжено его последователями.

И второе — это проведение «Саммита тысячелетия» и формулирование целей тысячелетия как приоритетов ООН. Для международного сообщества «Декларация тысячелетия» — это документ, которым оно будет руководствоваться еще достаточно долгое время.

Владимир Улахович, директор центра международных исследований БГУ, также считает, что Кофи Аннан — хорошая фигура в истории ООН: «Он запомнится как один из самых интересных и приемлемых для большинства дипломатов на этом посту. Конечно, у Аннана были сложности и одна из самых главных ошибок — бомбардировки Югославии, на которые ООН не отреагировала адекватно. Главное, что он сумел извлечь уроки после этой трагедии, и уже в Ираке американцам пришлось столкнуться с жесткой позицией международной организации и самого генсека.

Нам, белорусам, Кофи Аннан запомнится еще и тем, что он поддерживал нашу страну на мировой арене по чернобыльским проблемам, а также позитивно оценил инициативу Беларуси по созданию безъядерной зоны в Европе».

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter