“...Я снова выбрал бы профессию учителя”, - Иван Щурок

Витебщину не случайно называют колыбелью национального просвещения. Еще в 1119 году одну из первых в Европе женских школ открыла в Полоцке Евфросиния Полоцкая. В 1808 году в Витебске начала работу первая мужская гимназия, а в 1834 — учительская семинария. А в 1829 году был создан образовательный округ с центром в Витебске, в который входили светские учреждения образования Могилевской, Гродненской, Виленской губерний. По сути, это было первое Министерство образования на территории белорусских земель. К концу XIX века в Витебске было 22 учебных заведения. В 1910 году принял студентов учительский институт.

Витебщину не случайно называют колыбелью национального просвещения. Еще в 1119 году одну из первых в Европе женских школ открыла в Полоцке Евфросиния Полоцкая. В 1808 году в Витебске начала работу первая мужская гимназия, а в 1834 — учительская семинария. А в 1829 году был создан образовательный округ с центром в Витебске, в который входили светские учреждения образования Могилевской, Гродненской, Виленской губерний. По сути, это было первое Министерство образования на территории белорусских земель. К концу XIX века в Витебске было 22 учебных заведения. В 1910 году принял студентов учительский институт.

Сегодня в управлении образования Витебского облисполкома по крупицам собирают материалы для будущего музея образования Придвинского региона, и ныне славящегося высокими достижениями в области воспитания и просвещения. В системе образования области работает 54 тысячи человек. 74 процента педагогов имеют высшую и первую квалификационные категории. Все учителя владеют двумя и более педагогическими специальностями. Семь лет подряд Витебщина по итогам заключительного этапа республиканских предметных олимпиад держит пальму первенства среди областей нашей страны. Об особенностях развития образования в Придвинском регионе, о приоритетах современного наставничества наш разговор с начальником управления образования Витебского облисполкома, заместителем председателя Витебского областного отделения общественного объединения   “Белая Русь” Иваном Щурком.
— Иван Антонович, свой трудовой путь вы начинали, придя в школьный класс незнакомого вам поселка Бигосово на Верхнедвинщине. С тех пор ваша жизнь постоянно связана с системой образования. Каким должен быть современный учитель и какой — современная школа?
— Если педагог  постоянно не работает над собой, постоянно не обретает новые знания, он не имеет права учить детей. Современный учитель должен быть в курсе всех новых достижений как национальной, так и зарубежной педагогической науки. Такая у нас профессия.
— Как вы решили стать педагогом, сделали свой профессиональный выбор.
— Мой профессиональный выбор был вполне осознанным. В школе я мечтал поступить в Калининградскую мореходку. После восьмого класса уехал поступать, но увы... Конкурс был 37 человек на место! Завалил второй экзамен. Мой отец работал механиком, но он привил мне любовь к литературе, особенно исторической. Отец был очень грамотным, начитанным человеком, и он поддержал мой выбор поступать на исторический факультет БГУ имени В.И.Ленина. Тогда проходила реформа школы, переход на 10-летний срок обучения, двойной выпуск. Конкурс в Белгосуниверситет — свыше 20 человек на место! И мне не хватило одного балла. Я отслужил во флоте и потом все равно поступил в БГУ.
И если бы мне пришлось начать жизнь сначала, я снова выбрал бы профессию учителя.
— А в школе какие у вас были любимые предметы?
— Математика и  черчение, потому что у нас был талантливый педагог Пантелей Борисович Борисов. Он с отличием окончил математический факультет Казанского государственного университета, во время войны был командиром противотанковой артиллерийской батареи, орденоносец. Его предмет невозможно было не полюбить. Как говорят,  педагог от Бога.
— Что вы вкладываете в эти слова — быть педагогом от Бога?
— Когда ученики стремятся подражать своему учителю, берут с него пример. Учитель — это эталон для окружающих. Пантелей Борисович научил меня, как уважительно, если хотите, трепетно, доброжелательно нужно относиться к людям. С благодарностью вспоминаю и декана нашего исторического факультета Ираиду Иосифовну Царюк, других университетских преподавателей.
— Что вы посоветовали бы нынешним школьникам: как относиться ученику к отметке учителя, ко всем ли предметам готовиться одинаково хорошо?
— Желательно учиться на хорошо и отлично. По-моему, правильно поступают те родители и дети, которые заранее определяются с выбором будущей специальности и больше внимания уделяют подготовке и изучению предметов, которые нужны при поступлении. Профориентация важна. Сегодня востребованы специалисты строительного комплекса, машиностроения, отраслей сельского хозяйства, всегда востребована профессия педагога. Школа помогает молодому человеку сориентироваться в выборе будущей специальности. Учителя, школы гордятся, когда у них высокий процент поступления в вузы. Но ведь суть образования не в этом. Молодой человек должен найти себя, найти дело по душе, почувствовать себя востребованным. Сейчас, в условиях рыночных отношений, это особенно важно.
— Иван Антонович,  в Витебской области идет формирование пяти ресурсных центров для учреждений системы профессионально-технического образования. Расскажите об этом поподробнее.
— Сегодня учреждения системы профессионально-технического образования вышли на новый виток популярности среди выпускников школ. Набор в ссузы и ПТУ  в нынешнем году превысил 9 тысяч человек, план комплектования перевыполнен. На отдельные специальности конкурс был такой же высокий, как и в некоторые вузы, — более трех человек на место. Сегодня ПТУ предлагают широкий выбор интересных и нужных специальностей. В области обучение ведется по 58 учебным специальностям и 133 квалификациям. Специалисты областного управления образования изучают спрос на рынке труда. В зависимости от полученных данных и формируется перечень новых специальностей, по которым ведется подготовка кадров. Спрос побуждает молодых людей выбирать профессии, связанные со строительной отраслью, легкой и перерабатывающей промышленностью, сельским хозяйством. В частности, конкурс на строительные специальности в этом году составил 3,5—4 человека на место. В Видзовском лицее (Браславский район) началась подготовка лесников-егерей. Учиться сюда приехали и 16 молодых россиян. Способный ученик за время обучения в системе профтехобразования может получить целый набор специальностей. Применение современной компьютеризированной техники в народном хозяйстве предъявляет и новые требования к подготовке кадров. Каждый наниматель желает получить “готового” специалиста, уже владеющего и навыками работы, и передовыми технологиями. Особенно актуален данный вопрос для сельскохозяйственного производства, ведь сегодня тракторист-машинист или животновод — это специалисты высокого уровня, работающие на современной технике. На базе Оршанского ПТУ № 110 и профессионального лицея строителей
№ 2 в Витебске комплектуются ресурсные центры, специализирующиеся на подготовке кадров для строительной отрасли. Специалисты сельского хозяйства совершенствуют свои практические навыки в ресурсных центрах Городокского и Поставского профессионально-технических колледжей, а будущие работники предприятий легкой промышленности — в витебском лицее № 4. Для этих учреждений образования в первую очередь приобретается  самая современная техника и оборудование, постоянно ведется пополнение и обновление их технического парка. Набор в учреждения профтехобразования производится только по заявкам предприятий, согласованным на уровне администраций городов и районов. По каждой специальности заключаются двух- или трехсторонние договоры (работодатель — учреждение образования или работодатель — учреждение образования — родитель), в соответствии с которыми и определяется количество мест учащихся. Трудоустройство строго контролируется. Ежегодно 10—15 процентов выпускников системы профтехобразования поступают учиться дальше, 12—13 процентов молодых людей идут служить в армию, остальные по направлению учебных заведений получают первое рабочее место. Это свидетельствует о социальной защищенности молодых специалистов.
— Каковы отличительные черты системы образования Витебской области?
— Социально-экономические стандарты везде одинаковы. Но на Витебщине мы всегда смело идем на эксперименты. Наша область славится учителями-новаторами. Всем известен учитель витебской гимназии № 8 заслуженный работник образования Беларуси, кавалер ордена Франциска Скорины Михаил Николаевич Волков. Его воспитанники участвуют в олимпиадном движении 17 лет. За эти годы они получили около 150 дипломов на республиканских и 17 медалей на международных олимпиадах. Ученики Волкова завоевали серебро и в этом году. А ведь в Бремене (Германия) соперничали 573 школьника из 104 стран мира. У нас много талантливых педагогов, которые с каждым учащимся работают индивидуально. Участие в олимпиадном движении, конкурсах, выставках, конференциях является одним из наиболее массовых направлений работы с одаренными детьми, а также формой выявления способных и талантливых юных граждан. На протяжении последних семи лет область удерживает лидерство в стране по количеству победителей республиканских предметных олимпиад. В нынешнем году на заключительном этапе республиканской олимпиады учащиеся области получили 101 диплом, в том числе 15 дипломов I степени.
В прошлом году 116 учащихся стали лауреатами и стипендиатами специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. А всего за время работы фонда 938 ребят отмечены Президентом. Это лучший показатель среди областей страны. За последние три года одиннадцать учащихся Витебщины стали призерами международных предметных олимпиад, в том числе три юных таланта завоевали серебряные и бронзовые награды на олимпиадах в 2009 году. В области создано и действует 270 научных обществ учащихся. Работы юных исследователей вызывают интерес в научных кругах и общественное признание. Выявлению, поддержке одаренных детей в сфере художественно-эстетической деятельности, развитию их творческого потенциала способствует многоуровневая система конкурсно-фестивальных мероприятий. Витебские учащиеся завоевали 7 призовых мест в командном зачете и более 20 в личном на мероприятиях международного уровня. Мы гордимся успехами и победами наших детей и их наставников.
— Иван Антонович, как будет дальше развиваться система образования Витебщины? Какие проблемы вызывают у вас наибольшее беспокойство?
— Мы серьезно работаем над созданием новых типов учебных заведений. Создаются учебно-педагогические комплексы “школа—сад”, гимназии, лицеи. На базе учреждений образования работает 1 тысяча 463 спортивные секции, 816 кружков физкультурно-спортивной направленности, 653 группы общей физической подготовки. В Витебске и райцентрах действуют 23 спортивные школы, где по 26 видам спорта занимается без малого восемь тысяч ребят. В нынешнем году с учетом запросов и потребностей учащихся открыто более 60 кружков технического творчества, спортивно-туристического и эколого-биологического профилей. Популярностью пользуются клубы практической психологии, ролевых игр, общения.
Волнует же дольше всего проблема сельской школы, малокомплектности. Демографическая ситуация, увы, не в нашу пользу. Например, в одном только Глубокском районе количество учащихся за последние пять лет снизилось на 1000 человек! Мы стараемся сделать все, чтобы сохранить сельскую школу. Сегодня школа — это украшение села, она всегда ухожена, территория вокруг благоустроена, приятно зайти и в само здание. Да, нам хотелось бы, чтобы больше средств выделялось на ремонт школ. В прошлом году ремонтных работ в учреждениях образования области было выполнено на 100 миллиардов рублей. В этом году — на 70 миллиардов. Это огромные денежные средства. В этом году 32 процента бюджетных средств области выделяется на систему образования. Созданию материально-технической базы, подготовке учительских кадров уделяется первостепенное внимание. Отрадно, что власти на местах большое внимание уделяют образованию. Недавно мы провели выездную коллегию в Оршанском районе. Председатель райисполкома Владимир Михайлович Дедушкин владеет всеми вопросами, он  политик в системе образования. И находятся денежные средства для школ и детских садов. То же могу сказать и о председателе Глубокского райисполкома Михаиле Михайловиче Кондерском, который лично встречается со школьниками.
Характерен пример Ореховской СШ Ушачского района, показывающий, что можно сделать на селе при совместной заинтересованной работе и педагогического коллектива, и райисполкома, и базового сельхозпредприятия. В школе есть все для всестороннего развития детворы: и музей, и тренажерный зал, и интерактивная доска, и спортинвентарь, внедряются современные информационные технологии.
Очень своевременной оказалась государственная программа возрождения и развития села, выражающая целенаправленную политику государства. Думаю, ее действие надо продлить еще на пятилетие, уделив внимание не только созданию и укреплению производства, но и социальной сфере.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter