Выставка «Экология детства» проходит в Гостиной Владислава Голубка

В экспозиции представлены работы в самых разных техниках: плакат, цифровая живопись, инсталляция, графика. Но все они принадлежат к одной школе и объединены общей темой экологии детства.


— Вообще-то, мы планировали приурочить эту выставку к 1 июня — Международному дню защиты детей, — говорит ее куратор, доцент кафедры «Промышленный дизайн и упаковка» факультета технологий управления и гуманитаризации БНТУ, член Белорусского союза дизайнеров Павел Кашевский. — И в те же дни 5 июня отмечается Всемирный день окружающей среды, а наша экспозиция выстроена на стыке этих двух вещей.

Вниманию зрителей представлены плакаты самого Павла Кашевского, а также работы его учениц Елены Сербиной, Александры Агеевой, Натальи Симаковой и Екатерины Минченок.

— Все они современные художники или дизайнеры, и все они так или иначе мои ученики. Кто-то из педагогического университета, а у одной из участниц я вел диплом на переподготовке, — рассказывает Павел Анатольевич. — И, что самое интересное, все участники так или иначе работают или с детьми, или с детской литературой, и я сам преподаю уже почти двадцать лет.


По признанию Кашевского, экспозиция сложилась спонтанно.

— Но оказалось, что экология детства — это устоявшийся термин! Я сначала назвал выставку, а потом обнаружил, что подобная концепция существует и практикуется. Речь идет об одной из глобальных проблем современности, о том, чтобы обеспечить ребенку комфортное проживание периода детства, о сохранении его физического, социального и духовного здоровья.

Понятно, что эта проблема многоаспектная и должна решаться на самых разных уровнях. 
Философ и психолог Эрик Берн еще в 1950-ых годах выдвинул тезис, что уровень развития государства определяется уровнем младенческой смертности. По данным ООН, Беларусь в 2019 году находилась по этому показателю на 15-м месте в мире, а, например, Израиль — на 18-м, Швейцария на 32-м, Великобритания на 33-м, Соединенные Штаты Америки на 46-м.

Но сколько бы усилий ни прикладывало государство, обеспечивая ребенку все мыслимые и немыслимые социальные блага, сколь бы надежно ни защищало оно мирное небо над его головой, мир в семье могут дать ребенку только родители. Только нравственным воспитанием, только обращением к их сердцам можно решить проблему сиротства.

— Я в свое время написал статью о нравственном воспитании через плакат, нравственном формирование личности средствами плаката, — говорит Павел Кашевский. —  Потому что это очень важно. Глядя на плакат, человек так или иначе соизмеряет, соотносит себя с проблемой, определяет свою позицию по отношению к ней. Задумывается о собственных поступках — к примеру, если речь идет о насилии в семье. 


Плакаты социальной направленности представила на выставке Екатерина Минченок. Здесь и плакат на тему детской инвалидности, и плакат о сиротстве с призывом не бросать детей. 

Изрядная часть экспозиции посвящена именно экологии — охране окружающей среды.

— Природная или, в основном, городская среда оказывает огромное влияние на ребенка, на его формирование, душевное и физическое здоровье, — убежден Павел Кашевский.

И тут, опять же, обращение к человеку, к его социальной ответственности. 

— Я специально отобрал для выставки свои плакаты на экологическую тематику, — рассказывает Павел Анатольевич. — Здесь и тема климата, и тема озеленения городской среды, и тема вырубки лесов, и тема радиационной безопасности. Все мои плакаты так или иначе были представлены на международных площадках, прошли конкурсные отборы. Два экологических плаката предоставила для нашей экспозиции Екатерина Минченок. И, в дополнение к плакатам, — инсталляции Елены Сербиной.

— Елена Николаевна по моей рекомендации недавно вступила в Союз дизайнеров. Но, кроме того, она руководит изостудией «ВКрасках» Средней школы № 10 города Молодечно, и там они занимаются изделиями из вторичного сырья и природных материалов. Занимаются скрап-бумагой, рисуют всевозможные изображения на крафт-пакетах. Для выставки они изготовили светильники из яичных лотков и назвали их «Вторая жизнь». Созданные их руками объемные предметы оттенили на выставке плоскостные работы, создали атмосферу природных форм. 

Важная часть выставки — детская книжная иллюстрация, столь важная для духовного здоровья ребенка. Александра Агеева работает в этом жанре достаточно давно и представила книжные иллюстрации как в виде открыток, так и в виде больших работ в рамах или паспорту.

— Это тоже отображение того мира детства, в котором формируется ребёнок, — поясняет Павел Кашевский. — Книга для ребенка — это тоже его пространство, его окружающий мир. Для взрослых этот мир не вполне реален, но он абсолютно реален для самого ребенка. Через книжные образы он познает взрослый мир. И книжные иллюстрации, как я считаю, оказывают огромное воздействие на формирование ребёнка.
Так что экспозиция очень удачно охватила все стороны экологии детства. 

— Тут и духовная сторона развития ребенка, тесно связанная с эстетикой, с чувствами, с переживаниями, — резюмирует Павел Анатольевич. — Тут и книжная иллюстрация, и плакат как уличное искусство, и работа самого ребенка с изобразительным миром и различными материалами. Поэтому наша выставка сборная, многоплановая и, на мой взгляд, затрагивает очень много разных аспектов.

Тот случай, когда искусство непосредственно включается в жизнь и очень удачно пытается на нее воздействовать. 

Фото из личного архива Павла Кашевского
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter