«В Египте мы сбивали американские «фантомы»

В  Минске  может  появиться  Аллея  Славы  воинов-интернационалистов

В  Минске  может  появиться  Аллея  Славы  воинов-интернационалистов

В минувшую субботу в столице собрались белорусские ветераны-интернационалисты. Несмотря на мороз, из разных городов приехали около 250 человек, которые проходили службу в 15 странах мира, включая Вьетнам, Эфиопию, Мозамбик, Алжир и Ливию. Эту встречу, приуроченную к 23 февраля, организовало Белорусское общественное объединение «Ветераны боевых действий на территории других государств». 

— Наша организация официально существует уже два года, — пояснили председатель объединения Иосиф Кругликов и его заместитель Николай Стрелецкий. – За это время сделано немало: в наших рядах сегодня более 2 тысяч членов, есть офисное помещение, проводим встречи воинов-интернационалистов, установили добрые отношения с посольствами Вьетнама, Египта, Китая и Лаоса. Много задумок и планов. Например, в этом году, если все пройдет как намечено, в музее Великой Отечественной войны появится Зал воинов-интернационалистов. Сейчас активно собираем экспонаты. Еще хотим создать Аллею Славы воинов-интернационалистов. Уже подобрали три предполагаемых места, сейчас нужно защитить проект в Мингор-исполкоме. Государство активно нам помогает. 

Во время встречи интернационалистам было что вспомнить. Наверное, каждый из них вообще смог бы написать о своей жизни целую книгу.  

— Я был советником главного инженера ВВС в Анголе в 1985—1988 годах, — рассказал Виталий Палийчук. – Служить было тяжело. Климат влажный и жаркий, особенно в декабре-марте, когда воздух нагревается до 30—31, а вода – до 29—30 градусов. Многие наши специалисты болели малярией, расстройством желудка. Нам не разрешали покупать продукты у местных, поэтому обходились без фруктов и овощей. Было опасно. Так, однажды на востоке страны сбили наш транспортный самолет АН-12 с 6 советскими и 11 ангольскими специалистами на борту. В другой раз ангольский вертолет совершил вынужденную посадку в безлюдном месте, и когда пилот и штурман переплывали реку, одного из них съел крокодил. 

— Мне довелось участвовать в событиях 1956 года в Венгрии, был командиром радиоотделения в роте связи, — поделился воспоминаниями Владимир Царенков. – Вместе с танковыми частями мы прошли многие города – например, Дебрецен, Мохач, Печ. Как сейчас, помню улицы, где из каждого окна между мешками с песком торчали стволы автоматов и пулеметов. Под Мохачем я получил осколочное ранение в ногу и контузию. Мы ехали на броне-транспортере (тогда они были с открытым верхом) и попали под обстрел. Водитель начал уворачиваться от снарядов, машина завалилась в кювет, а нас выбросило на землю. Пока продолжался обстрел по транспортеру, мы ушли ползком, потом нас подобрали. 

— Я в 1971 году был направлен в Египет для обороны Каира как начальник базы зенитно-ракетных войск, — рассказал Владимир Макаревич. – Мы сбивали американские «фантомы». У наших противников была ракета под названием «шрайк» — она захватывала радиолокационный луч, по нему атаковала и выводила из строя локатор, делая весь зенитный комплекс слепым и беспомощным. Но наши специалисты тоже не промах, знали, как со «шрайком» справиться. По экрану отслеживали, когда происходил пуск ракеты, в определенное время на 5 секунд отключали станцию, и ракета уходила в сторону, не по цели. Правда, однажды «фантомы» уничтожили нашу стартовую батарею, погибли двое ребят-близнецов. 

— А я служил в войсках зенитной артиллерии в Северной Корее с 1952-го по 1954 год, до конца войны, — поделился воспоминаниями Анатолий Свяцкий. – Наш полк обеспечивал оборону крупной гидроэлектростанции на границе с Китаем, на реке Ялуцзянь. Американцы атаковали на скоростных истребителях «сейбр», а у нас были зенитки старого образца. И все же мы выполнили свою задачу, при этом полк сбил 5 истребителей. Хорошо помню: как только мы сменили своих предшественников, американцы обрушили на нас всю мощь, чтобы испытать. Но мы выдержали. Помню, как утром, за несколько часов до подписания перемирия, американцы барражировали над нами, пытались спровоцировать, но напрасно.  

Прежде чем расстаться, ветераны договорились, что обязательно соберутся в Минске снова в следующем году.

Кстати

Среди белорусских ветеранов боевых действий на территории других государств — три Героя Советского Союза. Это Николай Кутынцев и Константин Попов (боевые действия в Египте), а также Лев Щукин (в Северной Корее).

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter