«Торговать только цивилизованно»

На  вопросы  читателей  «Р»  ответил  заместитель  министра  торговли  Республики  Беларусь Вячеслав  ДРАГУН

На  вопросы  читателей  «Р»  отвечает  заместитель  министра  торговли  Республики  Беларусь Вячеслав  ДРАГУН

5 мая читатели «Р» ждали возможности созвониться лично с министром торговли Республики Беларусь Александром Иванковым — так было заявлено в наших анонсах. Жизнь, однако, внесла в планы свои коррективы — Александр Иванович как раз в это время должен был присутствовать на совещании у Президента Беларуси. Но точно в назначенное время из редакции «Р» с читателями на связь вышел заместитель министра торговли Вячеслав ДРАГУН. Думаем, что все, кто в этот день дозвонился на «прямую линию» (а телефон, надо сказать, едва не раскалился от звонков) не пожалели: ни один вопрос не остался без внимания, на каждый был дан подробный, квалифицированный ответ. Ответы на самые типичные, волнующие и интересные вопросы читайте в сегодняшней «стенограмме» «прямой линии».

«И  в  Беларуси  будет торговый  бум…»

Иван Литвинович, г. Витебск: 

— Насколько динамично развиваются сегодня в Беларуси торговые сети? Например, в Литве, Польше такая форма торговли чрезвычайно популярна. Это и удобно, и выгодно: цены в сетевых супермаркетах весьма привлекательны…

— Скажу так: и в Беларуси сетевая торговля развивается. Просто наши торговые субъекты осторожны и громко, ярко о себе не заявляют. И магазины приобретают постепенно. Например, гипермаркет на улице Ванеева в столице работает, а в каждом областном центре уже зарезервированы участки под «Гиппо». Рано или поздно и в нашей стране произойдет бум в торговле. Ведь когда у торговых сетей появляется прибыль, то, соответственно, растут и возможности. Торговля живет с оборота. И, конечно, должно быть взаимодействие с производителем. К примеру, в России сетевые компании находят своего производителя, вкладывают в него определенные средства либо покупают уже раскрученную торговую марку и забирают всю продукцию. Но здесь есть определенная опасность, как в европейских странах. Там торговля диктует свои условия и производителю, и покупателю: одному — что производить, второму — что кушать. Это нас немного беспокоит. Мы бы хотели, чтобы качество продукции, представленной сегодня на рынке, оставалось достойным. Например, возьмем продукты питания. Здесь весь Запад перешел на пищевые добавки, тем самым сократив издержки на производство товара и снизив цены. Наши же продукты пусть немного дороже, но зато натуральные. Они пользуются устойчивым спросом как в России, так и в Европе, и даже в Америке.

Александр Пустовойтов, г. Гомель: 

— Исчезнут ли с улиц наших городов киоски в связи с развитием в Беларуси торговли мирового уровня?

— Конечно, нет. Традиционно в киосках продавали и будут продавать газеты, другие непродовольственные товары повседневного спроса, фрукты, овощи, мороженое  и целый ряд других товаров. В то же время динамичный рост их количества, как это происходило в конце
90-х годов прошлого столетия, не прогнозируется. 

Лично я не приветствую такую форму торговли – это и неэстетично, и  зачастую качество продукции, представленной в киосках, хромает. На самом деле, с неприятием перспективных моделей в торговле сталкиваются в любой стране, как только появляются новые  объекты, меняется их формат, технологии, а те, которые работают по старинке, первое время кажутся более приемлемыми и надежными. А какое-то время спустя люди привыкают к более высокому уровню сервиса и уже не понимают, как могло быть по-другому. Может быть, киоски на остановках — это и удобно, но вы посмотрите, какого качества там предлагается продукция и как она хранится. Думаю, это уже пережиток прошлого. Кроме того, как правило, возле киосков собираются подростки, которые покупают там же сигареты, слабоалкогольные напитки. Если посмотреть по ассортименту, то там ничего нет, что действительно необходимо приобрести, не заходя в магазины. 

Инга Котлярова, г. Минск:

— Мне интересно, осуществляется ли какой-либо контроль со стороны государства за деятельностью Интернет-магазинов?

— Сегодня все Интернет-магазины приобретают лицензию, как и другие субъекты торговли,  то есть соответствующее разрешение на свою деятельность. Торговля через Интернет относится к торговле по образцам и регулируется соответствующими правилами, которые продавец обязан выполнять. Если у покупателя возникают вопросы по качеству товара, то он имеет такие же права, как и все другие покупатели. Ему лишь нужно четко знать реквизиты продавца и иметь подтверждение покупки именно в этом Интернет-магазине — чек или упаковку, указывающую на фирму. 

Полным  женщинам    модную  одежду! «Пишите, разберемся…»

Работники предприятия «Белавтопром», г. Лида:

— Мы будем вам очень благодарны, если вы поможете решить нашу проблему. Вопрос касается взимания платы за упаковку из бумаги и картона. Мы считаем, это неправомерно для  товара, которого в одной большой коробке может быть на миллионы рублей. И платить надо с общей стоимости этого товара. Наверное, речь в этих законах идет о тех товарах, что упакованы индивидуально?

— В вашем конкретном случае действует постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 апреля 2002 г. № 536. Средства собираются для того, чтобы в республике сформировать систему сбора, переработки, сортировки и утилизации этих отходов. Поэтому эти деньги, которые взимаются (например, 50 процентов от залоговой стоимости на стеклянную бутылку), аккумулируются на специальном счете казначейства Министерства финансов Беларуси и оттуда направляются на создание станции рециклинга, сбора, сортировки отходов. 

— Против благих целей мы не возражаем. Но возникает второй вопрос. Наше предприятие по договору аренды уже выплачивает определенную сумму за вывоз отходов.

— Бытовой мусор вывозится жилищно-коммунальными службами. Они заключают договор с собственником, а он делит эти расходы с арендатором. Но эти суммы не соизмеримы — тарифы ЖКХ небольшие. Поэтому вы в равных долях участвуете в вывозе бытового мусора. Это совершенно разные цели. 

— А что же система сбора вторичного сырья, которая действует у нас сегодня?

— Это как раз те самые средства, за счет которых эта система и  пытается встать на ноги. Сегодня у нас проблемы и с оборудованием, и с техникой, и с машинами. Что касается первого вопроса, то он уже рассматривался и Министерством экономики, и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, решение принято на уровне правительства республики. Давайте договоримся так: вы сформулируете свое предложение по взиманию платы за коробки и отправите на наш адрес. Мы подробно все рассмотрим и, если есть такая необходимость, будем готовить предложения для внесения в Совет Министров Республики Беларусь. 

Татьяна, г. Минск:

— От имени всех полных женщин прошу открыть магазины модной одежды больших размеров. Вся подобная одежда, что продается сегодня в наших магазинах и на рынках, совершенно несовременная, я бы даже сказала, безобразная. Максимальный размер модной — 48-й. Мы бы с удовольствием покупали и наряды белорусского производства, но больших моделей красивых костюмов просто нет.

— В специализированных секциях женская одежда предлагается до 112-го размера. Одежду до 136-го размера в Минске можно купить в ЗАО «Богатырь» (ул. Притыцкого,32), ОДО Торговый Дом «Большая мода» (ул. Плеханова, 40). В магазине «Большая мода» наряду с товарами белорусского производства представлен широкий ассортимент современной одежды из России и Германии. 

Промышленность республики выпускает крупноразмерную одежду в меньших объемах по сравнению с другими размерами. Если же вы все-таки не смогли подобрать костюм, то организации торговли могут принять от вас заявку для размещения заказа на предприятиях промышленности. 

Сдать  бутылки    проблема?

Ирина Быцько, г. Вилейка: 

— По роду своего занятия я часто сталкиваюсь с таким вопросом: люди звонят и жалуются на проблемы с приемом стеклотары. Пустые бутылки сдавать очень сложно — не принимают. Не останемся ли мы без белорусских напитков по причине, что их некуда будет разливать?

— Действительно, эта проблема в республике существует и вызвана прежде всего тем, что белорусский рынок переполнен тарой, которая поступила из Украины, России, стран СНГ. Кроме того, наши предприятия вводят в эксплуатацию новое оборудование. У него новые требования, в том числе и к качеству бутылок. Поэтому сегодня Министерство торговли обратилось для решения этой проблемы в правительство и предложило уйти от залоговой цены, которая устанавливалась Министерством экономики, и устанавливать договорную цену, то есть ту, которую формирует рынок. Но есть и другой момент: в обороте находится бутылка, которая уже неоднократно оплачена покупателем. Он оплатил полную ее цену и вновь пытается сдать по залоговой стоимости, а предприятиям пищевой промышленности эта бутылка не нужна. В этом и есть проблема. Учитывая фиксированные залоговые цены и высокое предложение бутылки, на рынке появились посредники, скупающие стеклотару за полцены и ниже. 

Этот злободневный вопрос решается. А говорить, что мы останемся без каких-то напитков, не приходится. сегодня объем продукции, разливаемой в стеклянную тару, составляет всего 35 процентов. Ситуация же подогревается самими компаниями, занимающимися реализацией этой оборотной продукции. 

Николай Сергеевич Будник, г. Кобрин: 

— Почему бы не сделать прием стеклянных бутылок с этикетками, ведь отклеивать их очень сложно? И еще: импортные бутылки вообще не принимают. Но ведь раз в торговом обороте они есть, то нужно и их принимать?

— Сегодня торговые организации принимают стеклянные бутылки с этикетками. Исключение — тара для разлива водки и ликероводочных изделий. Ликероводочные заводы не принимают от организаций торговли бутылки с этикетками, аргументируя это тем, что  установленное новое технологическое оборудование не обеспечивает смыв старых этикеток. Министерство экономики Беларуси установило залоговые цены  только на стеклянную тару отечественного производства, маркированную знаком BY, которая повторно используется отечественной промышленностью. 

Бутылки иностранного производства невозвратные. В стоимость продукции в стеклянной таре  включается стоимость бутылки. Сбором таких бутылок на стеклобой занимается Центр по использованию вторичных материальных ресурсов концерна «Белресурсы». 

На  вина  и  боржоми  нет  запрета

Михаил Иванович, г. Мозырь:

— Слышал, что у нас планируют создать торговый дом, занимающийся реализацией грузинских и молдавских вин. Можно узнать подробности? Интересно, кто в Беларуси контролирует качество этих напитков, попавших в России «в опалу»?

— Нет, такой дом создавать в Беларуси не планируется. Сегодня органами государственного надзора усилен контроль качества ввозимых вин. Каждая поступающая партия подвергается тщательному контролю. Службы Госстандарта и Министерства здравоохранения производят отбор образцов грузинских и молдавских вин, реализуемых  в торговой сети  республики, для  проведения испытаний по показателям качества и безопасности. 

Антонина Протасова, г. Пинск:

— Будет ли у нас введен запрет на ввоз боржоми аналогично запрету в России? Планирует ли министерство расширять список товаров, подлежащих обязательной маркировке?

— Перечень товаров, подлежащих маркировке, подготовлен, но предложения по его расширению пока не рассматриваются. Маркировка связана с отсутствием возможности обеспечить прозрачность схем товародвижения. Сегодня решено маркировать минеральные воды и напитки. Связано это с тем, чтобы действительно у каждого субъекта, который везет на территорию Беларуси боржоми, была контрольная марка, которую он просто не получит, не представив документов о происхождении товара, маркировка еще раз подтвердит легальность происхождения и качество продукта. 

Сейчас проводим мониторинг потребительского рынка по той продукции, что имеет нарекания покупателей по качеству.  Мы не можем сегодня визуально определить, в бутылке боржоми находится та самая вода либо разлитая на территории Смоленского рынка и переданная на реализацию в Беларусь. Но по ввозу этой воды никаких запретов мы не планируем. 

Вопрос  ребром...

Михаил Яковлевич Дорожко, военный пенсионер из Минска:

— Почему в Беларуси мы не можем сохранить наш урожай, выращенный с большим трудом? У нас нет денег на хорошие овощехранилища?

— Вопрос сохранения качества выращенных в республике и закладываемых на длительное хранение картофеля и овощей  очень важный. Многие картофеле- и овощехранилища введены в строй много лет назад. В них отсутствует искусственная вентиляция воздуха, не может соблюдаться необходимый температурный и влажностный режим, что не позволяет с ноября по июнь обеспечить надлежащее качество продукции. 

Правительством Беларуси утверждена Программа обеспечения потребности республики овощной продукцией отечественного производства с учетом создания необходимых условий ее хранения на 2006—2010 годы.  До 2010 года за счет средств республиканского, местных бюджетов и собственных средств организаций  во всех областях республики реконструируют имеющиеся хранилища емкостью 100,7 тысячи тонн. Планируется и строительство шести новых овощехранилищ на 8,4 тысячи тонн в Брестской, Витебской, Гомельской и Гродненской областях. 

Владимир Иванович Янчук, г. Минск:

— Почему в наших универмагах продают китайские светильники в разобранном виде? Разве не опасно это для жизни людей? Ведь перед тем, как поступить в продажу, они должны быть собраны мастером и проверены на пробой. 

— Каждая партия импортных светильников должна иметь сертификат, выданный уполномоченной организацией и подтверждающий безопасность эксплуатации изделия. В соответствии с Правилами осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь 7 апреля 2004 года № 384, технически сложные товары должны демонстрироваться в собранном и технически исправном состоянии. В присутствии покупателя проводится проверка качества товара, его комплектности, наличия относящихся к нему документов. По требованию покупателя продавец должен ознакомить его с устройством и действием товара. Продавец по согласованию с покупателем может осуществить сборку и (или) установку на дому у покупателя товаров. 

Алексей Борисович, пенсионер, г.  Борисов:

— Мой сын хочет начать свой бизнес — торговлю полуфабрикатами из птицы. Но я опасаюсь, что сейчас это дело прибыли не принесет из-за ситуации с птичьим гриппом. Поэтому хочу узнать, упал ли спрос на продукцию птицефабрик у нас в стране?

— В республике приняты все необходимые меры по профилактике и недопущению заноса на ее территорию вируса гриппа птиц. Поэтому ситуация с распространением этого вируса за рубежом не оказала никакого влияния на темпы продажи мяса птицы  на внутреннем рынке Беларуси. Напротив, в первом квартале 2006 года продажа мяса птицы возросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 23 процента, что свидетельствует о стабильном развитии спроса на эту продукцию. 

Игорь Дмитриевич Буслович, г. Минск: 

— Хочу поставить вопрос ребром: почему наши торговые организации нарушают Указ от 2004 года № 384 пункт 25, по которому они должны упаковывать продукцию в бесплатные пакеты?

— Правилами осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания предусмотрено, что товары передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы. Исключение составляют продовольственные товары, предварительно расфасованные продавцом в полиэтиленовые пакеты без герметичной упаковки. Но и в этом случае по требованию покупателя продавец обязан передать такой товар в бесплатной упаковке. 

То есть установлено правило о предоставлении бесплатного упаковочного материала  и необязательно полиэтиленовых пакетов. 

Невыполнение этого требования рассматривается как нарушение правил и влечет административную ответственность. Если работники магазина его игнорируют, покупатель вправе сделать запись в книге замечаний и предложений, и по результатам рассмотрения виновные будут привлечены к ответственности. 

Владимир Сергеевич, предприниматель, г. Гродно: 

— Почему расширен перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке?

— По нашему мнению, маркировка товаров контрольными (идентификационными) знаками позволит обеспечить прозрачность ввоза товаров из-за пределов республики, исключить «серые» схемы импортных поставок, подтвердив тем самым происхождение товара и его качество. 

Цены  под  контролем

Иван Петров, Гродненская область:

— Будут ли повышаться закупочные цены на сельхозпродукцию, в частности, на свинину? Если да, то когда? При нынешних ценах на комбикорма содержать подсобное хозяйство нет никакого смысла, но ведь для многих сельчан это порой единственный источник доходов.

— Сегодня систему ценообразования определяет и контролирует Министерство экономики Беларуси. Закупочные цены будут корректироваться исходя из установленного уровня инфляции, который сейчас составляет 0,6 процента ежемесячно. Это связано с тем, что население не удовлетворено ценами, в частности, на мясомолочную группу товаров. Мы ваш вопрос записали и направим в Министерство экономики и Министерство сельского хозяйства для рассмотрения и ответа. 

Валентина Антоновна Сухорева, г. Минск:

— Пенсии нам повысили – спасибо государству. Но ведь цены на многие товары растут. Нельзя ли остановить их рост?

— Чтобы не допустить необоснованного роста цен на потребительские товары, в республике установлен прогнозный показатель инфляции в размере 0,6 процента в месяц. Индекс потребительских цен на продовольственные товары в марте 2006 года по отношению к декабрю 2005 составил 101,4, а в аналогичном периоде прошлого года — 103,8, или снизился на 2,4 процентного пункта. При этом государство жестко регулирует цены на основные социально значимые продовольственные товары. Министерством экономики Беларуси установлены предельные отпускные цены на хлеб, хлебобулочные изделия, молоко, кефир, сметану, творог, мясо и ограничены предельные торговые надбавки.  Например, в связи с установлением ограниченных торговых надбавок  (10—15 процентов) на мясомолочную  продукцию ее реализация  для организаций торговли убыточна. Поэтому мы все время подчеркиваем, что в регулировании цен на потребительском рынке значительную роль должен играть производитель товаров. Он может брать на себя акции по снижению цен, в том числе на сезонный товар. Потому мы все время добиваемся, чтобы производитель тоже участвовал в процессе снижения цен. Думаю, что ни он, ни торговля не заинтересованы в забитых складах. 

Николай Лойко, владелец торгового предприятия, Гомельская область:

— Изменятся ли в Беларуси подходы к ценообразованию?

— Подходы к ценообразованию остаются прежними. На основные социально значимые продовольственные товары будет осуществляться государственное регулирование. Остаются и требования по соблюдению прогнозных показателей инфляции. 

«По  факту  проведем  проверку!..» 

Николай Николаев, руководитель торгового предприятия, г. Молодечно:

— Как ваше министерство относится  к противозаконным действиям чиновников, которые вмешиваются в деятельность торговых предприятий в своих регионах? Так, в Молодечно местные исполнительные власти, представители нашего мясокомбината, гормолзавода устраивают рейды по продовольственным магазинам. Если в каком-то из магазинов мало продукции местных заводов, то его хозяину грозят штрафами, отключением света, проверками… 

— Министерство торговли крайне отрицательно относится к такой практике. Ограничения и запреты при реализации продукции, произведенной в других регионах республики, противоречат антимонопольному, торговому законодательству, а также  ущемляют права потребителей в части свободного выбора товаров и  препятствуют здоровой конкуренции  между отечественными товаропроизводителями. В конце апреля этот вопрос рассматривался на коллегии Минторга. Совместным решением коллегии Министерства торговли Беларуси и правления Белкоопсоюза облисполкомам и Минскому горисполкому рекомендовано принять дополнительные меры по исключению подобной практики.

Леонид, пенсионер из Минска:

— Можно ли навести порядок со столичными частными магазинами по улице Воронянского? Там сплошные обвесы-обсчеты. Еще на этой улице расположен магазин «Ночной». Здесь круглосуточно продают спиртное. Магазин буквально в десяти метрах от жилого дома, и все алкоголики, которые собираются возле него, не дают нам жизни. Введите, пожалуйста, какие-нибудь временные ограничения продажи спиртного.

— Мы проведем проверку по этому факту. Обещаем, что порядок будет наведен. Теперь по вопросу торговли алкоголем в ночное время. В Минске всего 12 магазинов торгуют алкогольными напитками в ночное время, по республике – 165. Ограничен и ассортимент спиртного в них. Так, с 23.00 до 8.00 разрешена продажа только коньяка, шампанского, виноградных вин. 

Ирина Петровна, г. Минск: 

— Знают ли в Министерстве торговли о качестве наших хлебопродуктов? Кто контролирует их качество? Я работаю в этой сфере уже много лет и знаю, какое ужасное сырье закупает генеральный директор Минскхлебпрома – с червями, просроченное, заплесневелое. 

— Сырье для производства хлебопродуктов закупается в соответствии с утвержденными рецептурами. Основное сырье — мука, которая поставляется  Минским комбинатом хлебопродуктов, при этом каждая партия сопровождается удостоверением качества, которое гарантирует соответствие муки действующим нормативным актам. Вспомогательные материалы (яйца, сахар, сухофрукты, орехи и другое)  поставляются при наличии сертификатов или удостоверений о государственной гигиенической регистрации, выдаваемых соответствующими органами. 

Ваша информация будет передана соответствующим контролирующим органам для проведения проверки этой организации. 

Виктор Васильев, г. Минск:

— Почему в разных магазинах и универмагах цены на одни и те же товары белорусского производства отличаются на 20—30 процентов?

— Отпускные цены формируют товаропроизводители. И уровень цен на одни и те же товары может быть разным в зависимости от различных условий их изготовления каждым производителем, а также от даты и условий поставки в розничную торговлю. 

Магазины также имеют право применять различный размер торговых надбавок на непродовольственные товары, обеспечивающих безубыточную их реализацию, если иное  не предусмотрено законодательством. В частности, на санитарно-техниче

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter