«Русскоязычные белорусы не становятся русскими»? - Оксана СОЛОПОВА, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории стран ближнего зарубежья исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Сегодня в числе основных этнокультурных проблем белорусов, живущих в России,  можно назвать быструю ассимиляцию в русскую и русскоязычную среду, утрату родного белорусского языка. Но земляки упорно хранят верность традициям национальной кухни. Историк Оксана Солопова, сама белоруска, давно занимается исследованием судьбы соотечественников в России. Ее наблюдения вызывают и гордость за белорусскую диаспору, и тревогу... Впрочем, пусть авторитетный исследователь все расскажет сама.

Талантливые “робята”

– С XVI века, когда переселение белорусов в Москву с территории Великого княжества Литовского становится заметным явлением, белорусы сразу же стали играть видную роль в культурной жизни России. Наряду с добровольными переселенцами в Россию попадало значительное число полоняников (насильно вывезенное население) и военнопленных. Стремление русского правительства привлечь в Москву мещан, крестьян из белорусских земель объяснялось в том числе и потребностью царского двора в искусных, высококвалифицированных ремесленниках.
Распространению западной культуры в российском обществе во второй половине XVII века во многом способствовала деятельность белорусских ученых, ремесленников, живописцев.
Благодаря массовому потоку белорусского черного духовенства, который устремился в Россию с середины XVII века, в Москве Новодевичий, Донской, Симонов, Богоявленский, Заиконоспасский, Данилов, Андреевский и другие монастыри стали центрами книгопечатания, центрами развития техники поливных изразцов.
Выходцы из Беларуси, населявшие Мещанскую слободу Москвы, составили костяк первой русской театральной труппы, появившейся в 1672 году при дворе царя Алексея Михайловича. Это были 26 “робят” – дети жителей Мещанской слободы и подьячих.
Особо следует сказать о мастерах Оружейной, Золотой, Серебряной и Мастерской палат Московского Кремля. Со второй половины XVII века состав дворцовых ремесленников постоянно пополнялся мастерами из Витебска, Мстиславля, Шклова, Полоцка, Копыси, Орши, Ошмян. Они вербовались доверенными лицами московского правительства.
Белорусские резчики, столяры, ценинники и другие мастера работали над украшением Коломенского дворца – подмосковной резиденции царя Алексея Михайловича. Белорусские мастера принесли в Русское государство новую технику “белорусской рези”. Более 20 белорусских резчиков составляли постоянное ядро Палаты резных и столярских дел – особого отделения Оружейной палаты. Руководил ими старец оршанского Кутеинского монастыря Арсений, а после его смерти – Клим Михаилов, уроженец Шклова.

С чего начинается Родина?

– После дезинтеграции СССР произошло изменение самоидентификации белорусов России. Сформировалось, и очень быстро, понимание того, что они являются не только гражданами России, но и согражданами (не юридически, а фактически) независимого материнского государства – Республики Беларусь.
Между тем языковая, культурная, бытовая, религиозная дистанции белорусов от основной массы россиян являются весьма близкими. Поэтому в числе основных этнокультурных проблем белорусов можно называть быструю ассимиляцию в русскую и русскоязычную среду; отсутствие демографического роста белорусского населения, рассредоточение белорусов по территории России, отсутствие налаженных постоянных этнообразующих связей; утрату большей частью белорусов культурных традиций и родного белорусского языка; низкий социально-экономический уровень жизни; невысокий уровень заинтересованности белорусов, которые не являются членами национально-культурных автономий или землячеств, в существовании единого этнокультурного белорусского пространства в России.
Как в XVII, так и в XX веке белорусы, попадая в Россию, довольно быстро вливаются в русскоязычную среду, иногда сохраняя при этом особенности  произношения и некоторые элементы национальной культуры. Сохраняются также отдельные знания в области народной музыки, культуры, песен, танцев.

Кухонный разговор

– Скажи мне, что ты ешь, и я угадаю твою национальность. Этот метод определения происхождения человека очень точно срабатывает на белорусах. Среди них наиболее устойчива культура традиционной пищи. Абсолютное большинство белорусов России продолжают готовить и употреблять в постоянном рационе традиционные блюда из муки, картофеля, свинины: драники, клецки, молочные супы, затирку, сало, колбасы. Помимо гастрономических предпочтений здесь фиксируется элемент почти сакрализации традиционной кухни как связующего, репродуцируемого, узнаваемого и бесспорно признаваемого всеми элемента традиционной культуры. Значимость его фактора для объединения белорусов России очень высока.

Мова +/- язык

– Многие приезжающие в Россию белорусы стремятся как можно скорее избавиться от белорусского говора. В данном случае мы имеем дело с проявлением “лингвистической гиперкорректности”  (сверхправильности). Усвоив культурные нормы общества, в которое приехавший хочет интегрироваться, он не только следует этим нормам, но и более того – акцентирует свою им приверженность. И в результате из-за такого экстремального поведения он становится узнаваемым для принимающего общества как не “свой”.
Отказ от белорусского говора, от использования белорусского языка в быту, наблюдаемый у значительной части белорусов России, – одна из форм так называемой гиперадаптации, чрезмерных усилий по приспособлению. Те, кто хорошо говорит по-русски, зачастую уже утратили язык своей группы.
Но такая потеря не является обязательным признаком этнической ассимиляции. Русскоязычные белорусы России не становятся русскими, демонстрируют как незнание языка, так и высокую этническую самоидентификацию одновременно.

Любовь без границ

– Белорусы России не стремятся к моноэтничным бракам. Сами белорусы связывают это со свойственной им терпимостью и доброжелательностью к людям разных конфессий и национальностей. В среде белорусов России особенно много белорусско-русских и белорусско-украинских браков. Согласно микропереписи 1994 года, только с русскими состояли в браке 72,6 процента белорусских мужчин и 66,9 процента белорусских женщин.

Игры с @

– Еще одним фактором новой жизни диаспоры стала виртуальная этнокультурная среда. Белорусские сайты в Интернете популяризируют идеи этнокультурного общения белорусов, упрощают и расширяют круг возможностей для общения, поиска и поддержания контактов с представителями своей национальности. Формат свободного виртуального общения находит самый живой отклик у юных белорусов. И в проявившемся в чатах тотальном белорусифицировании русских имен (Александр – Алесь, Елена – Алена, Василий – Василь) можно усмотреть показатель усиления этнокультурных чаяний молодежи, романтизации белорусскости.

“Материнский” образ

– Белорусы в последние десятилетия демонстрируют хотя и незначительную, но стабильно не сокращающуюся культурную дистанцию от русского населения. Этот процесс фиксируется впервые за всю историю пребывания белорусов в России. Здесь далеко не последнюю роль играет фактор существования государства Республика Беларусь, ставшего тем самым внешним “материнским” образом, который зафиксировал устойчивую этнокультурную самоидентификацию белорусов России. Сознательное противостояние значительной части диаспоры ассимилятивным процессам объясняется актуализацией этнических ценностей. Совершенно очевидно, что политические дискуссии об отношениях Беларуси и России оказывают непосредственное влияние на процессы в российской белорусской диаспоре.

Авторитетные лица

– Российские белорусы в последнее время проявляют большой интерес к собственной истории, что вообще характерно для периодов этнокультурного возрождения. “Экспрессивно-эмоциальнальной доминантой” коллективного настроения белорусов России выступает гордость за носителей национального духа, выразителей белорусской самобытности и гордости нации. В первую очередь это Ф. Скорина, Я.Купала, Я.Колас, Н.Улащик, В.Быков, В.Коваленок, Ж.Алферов, которых белорусы всегда помнят и считают великими сынами Беларуси. Их бесспорный авторитет в среде белорусов, несомненно, является объединяющим все поколения фактором стимулирования белорусской идентичности.

Оксана Солопова, опираясь на результаты курируемых ею научных  исследований, проводимых  историческим факультетом  МГУ имени М.В. Ломоносова, пришла к выводу, что российские белорусы не собираются отказываться от своей национальной самобытности. По мнению историка, белорусы России вполне естественно ощущают себя гражданами великой России, памятуя, что у них есть малая родина, отчий дом – Беларусь.

Янка КУПАЛА

   Жыве Беларусь!

Ці завылі ваўкі, ці заенчыў віхор,
Ці запеў салавей, ці загагала гусь, –
Я тут бачу свой край, поле, рэчку і бор,
Сваю матку зямлю – Беларусь.

Хоць гарыста яна, камяніста яна,
Вераб’ю па калена, што сею, расце,
Дый люблю ж яе, шкода хаткі, гумна:
О, такіх няма, мусіць, нідзе!

З саламянай страхой мая хатка, гумно;
Непачэсна, што праўда, віднеюць яны,
Дый на іх жа сваёй клаў рукой бервяно
І зямлю раўнаваў пад званы!

З саламянай страхой мая хатка, тачок!
Многа чутак наводзяць і дум на душу;
Я ў сне бачу іх, помню кожны разок,
І у сэрцы, як веру, нашу.

Хатка сведкай была, як пазнаў Божы свет,
З хаткі бегаў да школы вучыцца чытаць;
Пры лучыне не раз гаварыў казкі дзед;
У двор з хаткі хадзіў зарабляць.

У тачок збожжа, сена я клаў кожны год;
У ім першы раз Зосі, сказаў, што люблю...
У ім з дзеткамі после збіраў умалот,
І цяпер пры ім лазню таплю.

А хоць гора зазнаў, знікла доля навек,
Зося парыць зямлю, у свет дзеці пайшлі, –
Тут жа неяк прывык да ўсяго чалавек,
Прырос неяк, як корч да зямлі!..

Тут усякая рэч, як гаворыць з табой:
І крывая бярозка, і столетні дуб,
Снег халоднай зімой, траўка летняй парой,
І асвер, і абцінены зруб...

А бурлівы ручай і зялёненькі сад! –
Хоць, брат, сэрца аддай і душу хоць аддай!..
Сам садочак садзіў гадкоў дваццаць назад,
А цяпер жа вялікі, як гай!

З садам гэтым я зжыўся , як з хаткай сваей;
Знаю, колькі з яго маю яблык і сліў;
Ночак шмат скаратаў у ім з Зосяй даўней,
Шмат чаго ў ім я перасніў!

Ой, бывала, як сонейка блісне вясной,
То ж то, рай, далібог! – захліпаецца дух, –
Як на ўсе на лады, на садок увесь той
Засвяргоча рой птушак-пяюх!

Тут кукуе зязюля, ці шмат пражыву;
Там чырыкае шпак, там пяе салавей;
Тут крычаць вераб’і і клююць крапіву;
А на ўсё на сонца грэе цяплей і цяплей!..

Цяпер глянь, браце, вокам на поле, на луг,
На сівец-сенажаць, на вузкія шнуры,
Дзе свістала каса, барабаніў дзе плуг,
Дзе з зары працаваў да зары:

Тут даўгі-даўгі шнур зелянее з аўсом;
Бліжэй гоні адны, на іх – бульба у шар;
А там далей даўгі шнур віднее з жытцом;
А там голы, як бубен, папар.

Пасяродку аўса галавісты вянок
Зелянее, інакш адбівае сабой;
Там вусаты ячмень, а там далей на бок
Ад ячменю – дзірванчык з лазой.

Ды і што гаварыць! – дзе я толькі гляджу,
Бачу родненькі край, сваю матку зямлю;
Тут і людзі... ат... што! аб іх после скажу...
Долі іх надта ж я не люблю!

А вот як не любіць гэта поле і бор,
І зялёны садок, і крыклівую гусь!..
А што часам тут страшна заечна віхор, –
Гэта енк, гэта крык, што жыве Беларусь!
1905–1907 гг.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter