“Регламентированный” работник. Всегда ли требования нанимателя обоснованны с точки зрения закона

Человек проводит практически половину своей жизни на работе и абсолютно естественно, что здесь ему хочется сохранить хоть какую-то долю личной свободы. Но не секрет, что многие предприятия, организации, учреждения и фирмы стремятся в той или иной степени регламентировать поведение своих сотрудников. Зачастую руководство решает за работника, как ему одеваться, можно ли курить, сколько разговаривать по телефону и пользоваться Интернетом. И даже… когда рожать детей! Так на что имеет право наниматель и как втиснуться в жесткие рамки требований конкретному работнику? «Народная газета» решила разобраться в нюансах взаимоотношений сторон.

“Упаковка” — всё, деньги — ничто?

Первое, что пытаются привести к общему знаменателю, это внешний вид работника. Еще совсем недавно дресс-код для нас был заморской диковинкой. Хотя, несомненно, есть профессии, где единый стиль одежды обусловлен  спецификой работы и уже давно стал нормой. Речь в данном случае идет об униформе. Врачи, стюардессы,  дорожные рабочие,  продавцы магазинов заранее знают, на что идут, и к необходимости носить специфичный костюм относятся спокойно. Другое дело офисный работник или учитель. Согласитесь, отказаться от привычных джинсов и молодежного стиля одежды в пользу делового не всегда оказывается просто. Между тем специалисты по внутреннему пиару многих крупных фирм считают, что дресс-код в любой уважающей себя компании просто необходим. Он способствует созданию корпоративного духа, а главное —  формирует положительный имидж компании на рынке и делает узнаваемым ее образ, отмечает менеджер по персоналу холдинга Атлант-М Виктор Романейко. Можно не сомневаться, что одеваться элегантно и стильно не откажется никто. Однако камнем преткновения при выборе гардероба зачастую становится финансовый вопрос. И оценивая возможности своего кошелька, многие покупают вещи подешевле и попрактичнее, а они, к сожалению, не всегда могут удовлетворить запросы нанимателя. Другое дело, если в организации предусматривается компенсация затрат на покупку одежды — так называемые целевые выплаты для поддержания имиджа работников или определенная система бонусов. В таком случае расходы на внешний вид становятся заботой не только сотрудников. А значит, и недовольство требованиями дресс-кода сводится к минимуму.
Заместитель начальника управления правового обеспечения и надзора департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Вадим Браташ, отмечает, что введение дресс-кода не является нарушением трудового законодательства. Наниматель вправе оговорить свои пожелания в дополнительных условиях контракта или в специальной инструкции. Хотя выдвигать жесткие требования по ее исполнению нельзя, такая запись носит преимущественно рекомендательный характер. А налагать штраф за неисполнение предписаний наниматель вообще не имеет права.

Табу на сигареты

И все же дресс-код — только одна из “спорных” тем. Некоторых куда больше задевает за живое запрет на курение на рабочем месте. Требования руководителей предприятий и организаций вполне понятны: любому работодателю нужен здоровый сотрудник. А пристрастие к сигаретам этому никак не способствует. К тому же вместе с курильщиками глотать дым приходится остальным членам коллектива.
Однако, если в офисе наниматель может диктовать свои условия, то  на территорию вне помещения его полномочия не распространяются. Курилки переносятся на улицу, причем работники идут на любые ухищрения, чтобы выскочить покурить. “Впрочем, некоторые руководители пытаются принимать меры — например, вычесть “перекуры” из рабочего времени и, соответственно, урезать зарплату, — говорит Вадим Браташ. — Между тем такие санкции не правомочны, они противоречат существующему трудовому законодательству”.
В борьбе с курением можно придерживаться несколько другой политики, прибегать к методу не кнута, а пряника. Как вариант, администрация пытается материально поощрять добровольный отказ от курения, к примеру, 5-процентной надбавкой к зарплате, бесплатным абонементом в бассейн и тренажерный зал или предлагает желающим сотрудникам... закодироваться от курения за счет фирмы.

Отказать... в письменной форме

Занимаясь поисками работы, практически каждому приходилось сталкиваться с ситуацией, когда наниматель высказывает свои предпочтения по поводу возраста или пола будущего сотрудника. Вместе с тем требования подобного плана являются не совсем законными. Ведь согласно трудовому кодексу ограничение в правах по половому признаку не что иное, как явная дискриминация.
Правда, не все так однозначно. К примеру, если организация или фирма состоит сплошь из молодых сотрудников, вполне логично, что наниматель будет подыскивать пополнение среди кандидатов примерно такого же возраста. Кроме того, есть и ряд объективных причин, продиктованных спецификой самой работы. Для женщин, например, существуют определенные ограничения по подъему и перемещению тяжестей вручную, запрещается применение их труда во вредных или опасных условиях. И отказ нанимателя в данном случае будет вполне обоснованным. Высокая зарплата — дело, конечно, заманчивое, но здоровье важнее.
А вот доказать, что, отклонив кандидатуру соискателя, наниматель ущемил его права, к сожалению, практически невозможно. Конечно, можно потребовать, чтобы свой отказ в приеме на работу руководитель зафиксировал на бумаге, однако надеяться на это нет смысла. “В то же время есть определенные категории, которым работодатель обязан предоставить отказ в письменной форме, — поясняет заведующий юридической консультацией аппарата Совета Федерации профсоюзов Беларуси Владимир Шелкович. —  К ним, во-первых, относятся беременные женщины и матери, воспитывающие детей  в возрасте до 3 лет или ребенка-инвалида до 18 лет. Во-вторых, одинокие женщины, у которых есть дети младше 14 лет. Третья категория — выпускники учебных заведений, имеющие направление или прибывшие на работу по заявке нанимателя. Четвертая группа — военнослужащие срочной службы, направленные по броне для предоставления первого рабочего места. И, наконец, безработные, состоящие на учете в службах занятости. Сюда же относятся и так называемые обязанные лица, чьи дети находятся на государственном обеспечении”.
Потребовать бумагу, естественно, можно. Вопрос в другом — какую причину укажет наниматель в “объяснительной”. Поводом для отказа, скорее всего, послужит не 6-й месяц беременности, а что-то более безобидное — например, отсутствие необходимого для этой должности опыта или квалификации...

Вставить шпильку

Позвонившая в редакцию “НГ” Наталья (фамилию она просила не называть) поведала нам любопытную историю о том, как около года назад вынуждена была оставить работу секретаря в престижной частной фирме из-за... 10-сантиметровых шпилек. Абсолютно всех сотрудниц компании руководство обязало носить элегантные туфли-лодочки на высоком каблуке. “У нас вообще очень строго относились к внешнему виду сотрудников. Мужчины были затянуты в костюмы-тройки даже в 30-градусную жару, а женщины носили светлые блузки, узкие черные юбки и эти кошмарные туфли, — рассказывает Наталья. — Один раз, натерев мозоли, одна наша сотрудница пришла на летучку в удобных ботинках на плоской подошве. В тот же день ей нашли за что впаять выговор с занесением в личное дело. Конечно, на первый взгляд все мы выглядели не просто хорошо, а потрясающе. Но за приветливыми улыбками, с которыми наши девушки появлялись в конференц-зале, выступали на переговорах с инвесторами или подносили кофе руководству, скрывалось тихое бешенство, особенно к концу рабочего дня, когда ноги от боли просто немели. Получив в качестве бонуса варикоз уже на седьмом месяце работы в этой кампании, я была вынуждена уволиться и перейти в государственное учреждение.”

Это любопытно!

В контрактах, которые АСБ “Беларусбанк” заключает со своими сотрудниками, прописан пункт о соблюдении делового стиля в одежде. Для женщин — блузки, юбки, пиджаки, брючные костюмы. Для мужчин — обязательное наличие галстука, даже если на улице +30 и вы пришли на работу в тенниске. Кроме того, руководство банка уделяет большое внимание пропаганде здорового образа жизни своих подчиненных. Сотрудники, принявшие участие во всевозможных спортивных мероприятиях местного, районного или городского уровня, получают через профсоюз денежные вознаграждения. Всем любителям бассейна, футбола, тенниса оплачивается 50 процентов стоимости абонемента с двухразовым в неделю посещением занятий.

В тему

Уволим за... соленые огурцы

Чтобы получить работу, многие сотрудники соглашаются на явно сомнительные условия

Девушку, устраивающуюся в одну из крупнейших туристических фирм, совершенно серьезно предупредили о том, что включат в контракт дополнительный пункт: новая сотрудница не должна заводить детей в течение трех лет после начала работы в компании.
“Я никогда не считала себя достаточно хорошо юридически подкованной во всех этих премудростях с контрактной системой, но тут уж явно почувствовала неладное, — вспоминает Полина. — Они меня что, уволят, если я вдруг начну каждый день есть соленые огурцы? И представляете, юрист сказал: да, мы расторгнем с вами контракт ”.
Если действительно такая позиция прописана в контракте работника, он имеет полное право ее оспорить. “Любые условия трудового договора, которые ухудшают положение работника по сравнению с законодательством, в результате проверки будут признаны недействительными, — объясняет Владимир Шелкович. — Никто не может запретить женщине рожать”.
Однако не секрет, что включение требования по поводу будущей беременности в контракт — весьма редкий случай. Как правило, вопрос решается на уровне устной договоренности, и, к сожалению, отмечают в Министерстве труда и социальной защиты, подобная практика встречается достаточно часто. Причем преимущественно в небольших частных фирмах, где маленький штат сотрудников и, соответственно, скудные отчисления на социальное страхование. Поэтому неудивительно, что наниматель не желает связываться с работником, у которого есть дети. Ведь, обеспечивая необходимые социальные выплаты, такая организация сталкивается с определенными трудностями. Поэтому сегодня обсуждается перспектива освобождения небольших частных предприятий от выплаты детских пособий своим работникам, планируется, что ими будут заниматься отделы по труду, занятости и социальной защите. Возможно, в будущем эта мера поможет свести  к минимуму “негласные” и незаконные требования работодателей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter