«Политизация вопросов экономического сотрудничества в СНГ недопустима»

Премьер-министр Республики Беларусь Сергей Сидорский дал эксклюзивное интервью нашей газете

— Сергей Сергеевич, в последнее время все чаще звучат мнения о необходимости серьезного реформирования СНГ. Обсуждалась ли эта тема на встрече глав правительств Содружества в Душанбе и какова позиция Беларуси в данном вопросе?

— Тема реформирования Содружества звучит не только на уровне глав правительств и экспертов, которые работают с проблемными вопросами развития СНГ. Данная тема неоднократно обсуждалась на встречах глав государств Содружества. И вы знаете, что после последней встречи президентов СНГ в Казани была создана соответствующая рабочая группа – Совет мудрецов. В его состав входят представители от каждой из стран СНГ, которые должны рассмотреть вопросы возможного изменения и реформирования СНГ. 

Для нас, руководителей правительств, на встрече в Душанбе было важно обсудить вопросы, касающиеся экономического взаимодействия и развития в рамках Содружества. 

Как известно, Грузия в последнее время сделала ряд заявлений о том, что она уже просчитывает экономические последствия от возможного  выхода из состава СНГ. На фоне известного «винного» скандала представители Грузии также заявили о том, что они не удовлетворены объемом товарооборота, который существует у их страны в рамках Содружества. 

Руководителями правительств ряда стран СНГ и, в частности, мною сегодня было сделано заявление о том, что вопросы экономического взаимодействия и развития в рамках СНГ должны находиться в первую очередь в компетенции глав правительств и экономического cовета, работающего в рамках Содружества Независимых Государств. Их решение не следует уводить в политическую плоскость. 

Отсутствие у грузинских властей конкретной программы экономического развития государства в итоге выливается в недовольство грузинских граждан социально-экономическим развитием страны. Эта тема достаточно широко освещается в средствах массовой информации. Очевидно, этим и объясняется стремление грузинского руководства политизировать исключительно экономические проблемы взаимоотношений стран СНГ. 

Вы все видели с экранов телевизоров, как президент Грузии господин Саакашвили лично разбирался с качеством экспортируемых грузинских вин, которые не соответствуют требованиям к сертифицируемой продукции. Тогда какие претензии могут быть к России, ставшей на защиту здоровья и прав потребителей, оградив их от недоброкачественной продукции? 

Мы также дали поручения санитарным службам республики держать этот вопрос под жестким контролем – ни одной из стран непозволительно поставлять недоброкачественную продукцию на рынки Содружества Независимых Государств. 

Мы сделали в Душанбе подобное замечание не только грузинской стороне, но и представителям Молдовы, где в последнее время также возникают вопросы с качеством плодоовощной и винной продукции. 

В рамках СНГ действует ряд соглашений, предоставляющих торговые преференции его участникам. Но если мы не достигнем высокого качества продукции, то единого рынка в рамках Содружества не сформируем. 

Позиция Беларуси состоит в том, что вопросы торгово-экономических отношений чрезвычайно важны для развития экономик каждой из наших стран. Если отдельные политики делают по этим вопросам не совсем взвешенные заявления, то это свидетельствует об отсутствии в их странах качественной продукции и выверенных планов социально-экономического развития. Только в качестве, сертификации продукции и ее востребованности на рынках СНГ — залог успеха экономики Грузии и других стран, излишне увлекшихся политизацией вопросов экономического характера. Это первое. 

Второе. Страны СНГ сегодня имеют ряд соглашений, регулирующих рынок рабочей силы. Именно эти соглашения позволяют обеспечивать определенную стабильность на рынке труда государств Содружества, в том числе и в сфере миграции рабочей силы. Нарушение  данных принципов повлечет за собой ряд негативных социально-экономических последствий. Об этом говорил на встрече с главами правительств стран СНГ президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмонов. Учитывая, что в Таджикистане сегодня есть избыток рабочей силы, он обратился с просьбой к участникам встречи, в том числе и к Беларуси, — предоставить возможность таджикским гражданам трудоустраиваться в странах Содружества. Разумеется, без реализации договоренностей в рамках СНГ данные вопросы решены быть не могут. 

Для Беларуси миграционная политика – важный фактор экономического развития не только в рамках СНГ, но и других международных сообществ. Нарушение миграционных отношений, сформировавшихся за 15-летний период существования СНГ, опять же негативно отразится на экономическом развитии стран Содружества. 

Прошедшее заседание показало, что конкретное наполнение и хорошие перспективы имеет еще одно, новое, измерение Содружества – гуманитарное. 

На встрече в Душанбе мы рассмотрели Договор о создании Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ, приняли Решение о Программе основных мероприятий сотрудничества государств – участников Содружества в области культуры до 2010 года, утвердили Концепцию развития социальных и медицинских основ улучшения качества жизни ветеранов войн и жертв терроризма на 2006—2010 годы. 

Без сомнения, принятые совместно решения придадут новый импульс развитию Содружества в социально-гуманитарной сфере и будут в большей степени способствовать решению стоящих перед его участниками актуальных задач. 

И, наконец, последнее. За прошедшие годы мы очень много сделали в развитии транспортной инфраструктуры – железнодорожный транспорт, связь, авиационное сообщение развиваются на основании соглашений, заключенных в рамках СНГ. В частности, единый диспетчерский центр координирует оказание всех железнодорожных услуг, унифицируются тарифные соглашения, сотрудничество в сфере авиационных перевозок развивается на основе единого сертификата. 

Позиция правительства Республики Беларусь заключается в том, чтобы на уже наработанной нормативной базе создать благоприятные условия для развития экономик стран СНГ. И в первую очередь речь идет о тех странах, где сегодня особенно обострились экономические проблемы. Ведь заявлений о выходе из Содружества Независимых Государств не делают ни Россия, ни Беларусь, ни Казахстан. Даже Украина воздерживается от подобных заявлений. О возможном выходе из СНГ говорят те страны, где возникли серьезные экономические противоречия. Они упустили момент, чтобы использовать преимущества сотрудничества в рамках Содружества для развития собственных экономик, и теперь пытаются перевести чисто экономические вопросы в политическую плоскость. С точки зрения правительства Беларуси, это недопустимо. И подобные издержки во взаимоотношениях стран—участниц СНГ получили должную оценку на заседании Совета глав правительств в Душанбе. 

— В соответствии с Конституцией Беларуси, в ближайшее время белорусское правительство должно представить парламенту страны новую программу своей деятельности. Не могли бы вы охарактеризовать основные особенности и акценты этой программы?

— Сегодня проект программы деятельности правительства отрабатывается, в том числе и с участием комиссий Палаты представителей Национального собрания. Ее суть в том, чтобы придать новый импульс развитию нашей экономики. 

Мы многое сделали для динамичного развития крупных промышленных предприятий, на основании конкретных программ идет их техническое переоснащение. Это касается предприятий машиностроения, химии и нефтехимии. Однако глава государства сделал справедливое замечание относительно  того, что настала пора обратить внимание на средние и малые предприятия, являющиеся во многих регионах страны градо- и структурообразующими. И мы еще прежним составом правительства приступили к выполнению поручения Президента. 

Прежде всего мы добьемся того, что каждое предприятие в нашей стране будет иметь планы развития, технического переоснащения и инвестиционных предложений. Это позволит наладить выпуск продукции высокого качества. Не случайно в обращении главы государства к белорусскому народу и парламенту вопросы качества отечественной продукции, ее сертификации, аттестации производств на соответствие мировым стандартам были названы в качестве приоритетных. 

Для решения поставленных Президентом задач мы намерены создать систему управления качеством в масштабах страны, то есть перейти от аттестации отдельных производств к сплошной аттестации наших предприятий на соответствие современным международным стандартам в  области качества. Это подстегнет наши предприятия к внедрению новых технологий и освоению производства продукции, соответствующей мировым стандартам. 

Очень важно перейти к созданию новых производств, способных активно влиять на развитие экономики, в тех городах, где имеется избыток рабочей силы. Поэтому уже в 2006 году более 40 райцентров, малых и средних городов, поселков включены в соответствующие перспективные программы развития экономики, предусматривающие конкретный перечень мер, разработанных с учетом специфики территорий. В ближайшее время вместе с облисполкомами будет принята обширная программа развития этих городов, и ее особенность будет заключаться в тесной увязке с Государственной программой возрождения и развития села. 

Органам государственного управления предстоит обратить пристальное внимание как на развитие агрогородков, так и на проведение целенаправленной работы по стимулированию размещения в малых городах и поселках новых предприятий, филиалов и цехов действующих производств, прежде всего связанных с обслуживанием сельского хозяйства, переработкой сельскохозяйственной продукции, выпуском изделий из местного сырья, реализацией услуг для населения. Продукция этих предприятий прежде всего будет востребована на внутреннем рынке, а ее излишки должны идти на внешние рынки. 

Главный приоритет, определенный правительством, – инновационный путь развития экономики. В ближайшее время будет принята концепция национальной инновационной системы. А под концепцию будут разработаны конкретные проекты, которые максимально приблизят разработки наших ученых к реальному внедрению их в производство. 

Приведу пример. Вместе с главой государства мы недавно посетили малые предприятия лазерной техники, кстати, работающие на внешних рынках, – их продукция востребована в таких высокотехнологичных странах, как США и Япония. Поэтому принято решение оказать этим предприятиям поддержку в том объеме, чтобы они успешно развивались. Мы намерены создать при правительстве Совет, который бы координировал развитие этих вопросов, а также занимался наработкой новых предложений. 

В производственной сфере будет вестись работа по приоритетному внедрению инноваций во всех секторах экономики и использованию в производстве наукоемких технологий. В области инновационной деятельности предусмотрены ускоренные разработка и освоение в производстве новых видов конкурентоспособной продукции и передовых технологий, развитие новых институциональных и организационных форм инновационной деятельности, таких, как научно-внедренческие и научно-технические центры, технопарки и технополисы. 

Мы ставим задачу повысить вклад малого и среднего предпринимательства в развитие экономики страны. В этих целях будет совершенствоваться нормативная правовая база, регулирующая вопросы создания, деятельности, ликвидации субъектов предпринимательской деятельности. Правительство проработает вопрос перехода в текущем пятилетии на заявительный принцип регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. 

Главной целью социально-экономического развития страны было и остается повышение уровня и качества жизни населения.       

Поэтому в новой программе правительства огромное внимание будет уделено вопросам обеспечения роста реальных денежных доходов наших граждан, усиления роли заработной платы как главного фактора, стимулирующего экономическое развитие, решения проблемы занятости населения, в том числе в малых городах и поселках. Одним из приоритетных направлений работы также станет дальнейшая дебюрократизация отношений между чиновником и гражданином. Новый состав правительства в кратчайшие сроки отработает всю нормативную базу, на основании которой мы снимем вопросы в этом важном направлении государственных отношений. 

Еще один важный вопрос – подготовка кадров, уровень которых далеко не всегда соответствует задачам инновационного пути развития экономики. Необходимо принять совершенные программы по подготовке нового уровня специалистов для сферы среднетехнического и высшего образования, способных по завершении обучения включиться в инновационные процессы. Эти специалисты должны впоследствии занять руководящие должности и работать на благо экономики страны. 

Самое пристальное внимание мы уделим лучшим специалистам, победителям международных конкурсов. В стране немало талантливой молодежи, занимающейся разработкой компьютерных программ. Именно они должны стать лидерами по разработке и созданию новых высокотехнологичных производств и новаций. Это одна из основных задач, которые правительство поставило перед профильными министерствами и министерством образования. 

— В настоящее время правительство ведет разработку проекта бюджета страны на 2007 год. Как в нем будут учтены требования главы государства об упрощении налогового законодательства и снижении налоговой нагрузки?

— Важно понимать, что любые шаги в бюджетно-налоговой сфере должны прежде всего способствовать динамичному развитию экономики страны. 

Поэтому бюджетная политика правительства в 2007 году будет направлена на решение двух основных задач. Во-первых, мы должны сохранить высокий уровень социальных расходов и обеспечить безусловное выполнение всех финансовых обязательств государства перед населением республики. Во-вторых, нам необходимо добиться значительного повышения эффективности и результативности бюджетных расходов с концентрацией бюджетных средств на реализации важнейших государственных программ и мероприятий. 

Что касается налоговой политики, то, исходя из требований главы государства, ее основными направлениями станут упрощение налоговой системы и реальное снижение налоговой нагрузки. Для достижения этих целей в 2007 году правительство планирует принять ряд конкретных шагов по снижению налоговой нагрузки на фонд заработной платы, оптимизации объектов налогообложения и расширению налоговых баз по действующим налогам и сборам, дальнейшему упорядочению местных налогов и сборов. Будет продолжена работа по совершенствованию структуры налоговой системы и кодификации налогового законодательства. 

Особое внимание в ближайшее время мы уделим созданию прозрачного и стабильного механизма налогообложения. Это ненормально, когда на протяжении одного года в инструкцию по методике исчисления и уплаты того или иного налога вносится несколько изменений и дополнений. В ежегодном Послании белорусскому народу и парламенту Президент страны обратил особое внимание на недопустимость подобной практики. И в ближайшее время правительство примет все необходимые меры, чтобы решить эту проблему. Закон должен трактоваться как закон, он должен быть прозрачным, и никакие инструкции не должны его подменять. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter