“Ожившие” фантазии Валерия Куцко. Автор “Минск-Арены” и мультиплекса “Беларусь” рассказал, что важнее в его работе — математическая точность или творческий подход.

Начальник мастерской Белгоспроекта Валерий Куцко — один из самых известных минских архитекторов. Среди его работ — мультиплекс “Беларусь”, культурно-спортивный комплекс “Минск-Арена”, денежно-расчетный центр Национального банка, стоянки на Комаровке, бассейн университета физкультуры, здание “Белресурсов”, административное здание АСБ “Беларусбанк”. Мы решили поближе познакомиться с этим талантливым человеком, чтобы узнать, каково же это — конструировать реальность из своих фантазий, украшая улицы и проспекты новыми красивыми зданиями собственного сочинения.

Начальник мастерской Белгоспроекта Валерий Куцко — один из самых известных минских архитекторов. Среди его работ — мультиплекс “Беларусь”, культурно-спортивный комплекс “Минск-Арена”, денежно-расчетный центр Национального банка, стоянки на Комаровке, бассейн университета физкультуры, здание “Белресурсов”, административное здание АСБ “Беларусбанк”. Мы решили поближе познакомиться с этим талантливым человеком, чтобы узнать, каково же это — конструировать реальность из своих фантазий, украшая улицы и проспекты новыми красивыми зданиями собственного сочинения.

Функция диктует образ

Еще в школе минчанин Валерий Куцко обнаружил у себя склонность к творчеству. Особенно ему нравилось что-то чертить, делать наброски. Неудивительно, что среди любимых предметов юноши были рисование и геометрия. Так постепенно у Валеры появилось желание стать архитектором. От кого ему передались художественные способности, сказать трудно. В семье никто не был связан с творчеством. Родители были врачами. Отец — хирург, мать — бактериолог. Как ни странно, но никто из них не удивился желанию мальчика пойти в другую сферу.
В Белгоспроекте Валерий Куцко работает после окончания института — с 1978 года. Первой постройкой начинающего зодчего стало общежитие средней школы милиции. Самым же удачным своим зданием он считает денежно-расчетный центр Национального банка. Очень интересной и трудной, по его словам, была работа над спортивно-зрелищной ареной и стоянкой комплекса “Минск-Арена” (Валерий Куцко является автором этих объектов). А наибольшее удовлетворение от работы с заказчиком архитектор получил во время проектирования кинотеатра “Беларусь”.
— Так чего же больше в вашей работе — математической точности или творчества? — спрашиваем у архитектора.
— Даже не представляю, какими весами это можно измерить. Наверное, каждой составляющей пятьдесят на пятьдесят процентов. В моем деле важен художественный аспект, ведь я в некотором роде изобретатель. Но в архитектуре очень много производства, так что и без точных расчетов не обойтись, — говорит он.
Хотя Валерий Борисович и высказал такую точку зрения, показалось, что он видит в своем деле скорее рациональное зерно. Ведь здания, над которыми он работал, архитектор мог бы назвать своими ожившими фантазиями, полетом творческой мысли. Он же выбрал другую, более приземленную характеристику — проект. А известную фразу о том, что архитектура — это застывшая музыка, Валерий Куцко и вовсе считает банальной.
— Прежде всего нужно отталкиваться от функции здания. Она и диктует определенный образ, — подчеркивает зодчий. — Работа над проектом — тернистый путь, ведь делается масса эскизов. Сколько их, никто не считает. Количество эскизов зависит от сложности работы.
По словам архитектора, важно не просто придумать красивое здание, но и грамотно вписать постройку в ландшафт.
— У каждой площадки есть своя индивидуальность в зависимости от градостроительной ситуации. Например, площадка для “Минск-Арены” была достаточно зажата, а на ней нужно было разместить четыре здания — велодром, конькобежный стадион, ледовую арену и многоуровневую стоянку, — вспоминает он. — Свои сложности были и с кинотеатром “Беларусь” — под землей проходят линии метро, рядом сквер.
Кстати, архитектор не считает зазорным обращаться к опыту своих зарубежных коллег. Например, перед тем как проектировать первый белорусский мультиплекс, он ездил в командировку в Литву и Эстонию, а перед работой над спортивно-зрелищной ареной и стоянкой комплекса “Минск-Арена” — в Германию и Россию.

О моде на архитектуру

Нашего собеседника можно назвать приверженцем стиля хай-тек.
— В моем представлении стиль всегда должен соответствовать времени. Хай-тек — это высокие технологии, которые очень актуальны в ХХІ веке, — замечает Валерий Куцко. — Не сказал бы, что я предпочитаю хай-тек. Но если я сейчас использовал бы стилевые приемы, не созвучные нашему времени, такие здания вряд ли вписались бы в современный мир, были бы архаикой.
В данный момент архитектор проектирует очередной мультиплекс — цифровой пятизальный кинотеатр “Авангард” на тысячу зрителей.
— Мы только в начале пути. Архитектурное решение кинотеатра в Грушевке еще не утверждено, — рассказывает Валерий Куцко. — В этом квартале планируется построить жилой район, поэтому кинотеатр нужно вписать в него с учетом определенных требований, а еще разместить на участке парковку.
Кстати, по эскизам минского архитектора “вырастают” здания не только в белорусской столице. Например, Пинску он подарил новый учебный корпус Полесского университета.
Мы поинтересовались у Валерия Борисовича, каково это — находиться в здании, которое сам спроектировал.
— Я как-то смотрел фильм в кинотеатре “Беларусь” и слышал различные оценки моей работы. Кому-то здание нравится, кому-то нет. Реакцию людей, какова бы она ни была, я воспринимаю адекватно, ведь у каждого свой вкус, — считает он.
По мнению начальника мастерской Белгоспроекта, в Беларуси сохранился ряд оригинальных интересных построек различных времен. Но особенно ему нравится архитектурное решение столичного проспекта Независимости, начиная от одноименной площади и заканчивая площадью Якуба Колоса.
— Минску повезло, ведь здесь творил такой мастер, как Лангбард. У него был свой почерк, — говорит он.
Здания, проектируемые Валерием Куцко, тоже узнаваемы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter