“Объективная” жизнь Петра Костромы. С юбилеем!

Автор знаменитых портретов главы государства, создатель 15 колоссальных фотоальбомов и обладатель уникального фотоархива, насчитывающего более миллиона кадров, начинал с маленького любительского фотоаппарата “ФЭД” и съемок своей семьи. По жизни легендарный фотограф Петр Кострома руководствуется двумя принципами: за что бы ни взялся, делать это нужно красиво, любить свой объект съемки и никогда не торопиться, ждать, когда появится уверенность — вот он, тот единственный момент, достойный щелчка затвора фотокамеры. Далеко не сразу, постепенно, эти принципы позволили ему достигнуть высот мастерства, которые определили его будущую деятельность на поприще фотографии.

Трудовая биография Петра Костромы начиналась так же, как и у многих его советских сверстников. В 1950 году поступил в школу ФЗО в Речице. По распределению попал на Речицкий судостроительный завод. Весной 1955 года по комсомольской путевке отправился на целину, помогал строить зернохранилища, а вскоре ушел в армию, где, впрочем, долго не задержался. В том же году судьба забросила его в город Караганду, в Казахстан. Дальше — 15 лет работы в шахте. Из-за полученной травмы, повлекшей инвалидность, пришлось перейти на так называемый легкий труд на поверхности.

Божья фотоискра

Но была в этом человеке некая Богом данная искорка, которая так легко гаснет, если ее вовремя не почувствовать и не сберечь. Кострома не только сберег ее. Он раздул огонек в такое жаркое пламя, которое через всю его жизнь согревает людей и дарит им тепло.
После выхода из шахты на поверхность все и началось — Петр Кострома приобрел простенький фотоаппарат “ФЭД” и на всю жизнь увлекся фотографией.
— Фотографировал своих детей, жену, часами возился в импровизированной домашней фотолаборатории, — вспоминает Петр Васильевич. — Затем начал потихоньку публиковать свои снимки, производственные и изредка театральные в газетах “Индустриальная Караганда” и “Центральный Казахстан”, стал внештатным фотокорреспондентом.
В 1973 году его перевели в Алма-Ату. И тут судьба дала Костроме шанс проявить себя на поприще фотожурналистики, шанс, без которого вполне могло бы не быть этого мастера фотографии. По просьбе корреспондента “Комсомольской правды” довелось попасть на торжественное мероприятие, приуроченное к 20-летию освоения целинных и залежных земель. В нем принимали участие Леонид Брежнев и секретари ЦК союзных республик. От “Комсомолки” было простое поручение: “Что-нибудь там поснимать для газеты”.
Огромный зал дворца. Выступает Леонид Ильич. Все фотографы стоят вдоль стен. А Кострома, видимо, от недостатка журналистского опыта, под обезумевшими взглядами своих жмущихся к стенам коллег и настороженными — охранников, как во сне шел по ковровой дорожке к трибуне. Найдя лучшую точку для съемки, сделал эксклюзивные кадры. Только после этого поступила команда: “Прессе — снимать!” — и вся фотобратия кинулась к трибуне.
— Я лишь потом осознал, что меня вполне могли “скрутить” охранники, выдворить из зала за подобное самоуправство, — признается Петр Васильевич.

Проходчик минского метро

В 1977 году Кострому потянуло на родину, и он переехал в Минск. А через год, когда началось строительство метро, устроился на работу в “Метро-
строй”. Проходчиком. Причем в трудоустройстве, пожалуй, главную роль сыграли предоставленные начальнику “Метростроя” легендарные снимки.
Петр Кострома продолжал фотографировать, и 28 августа 1979 года судьба опять предоставила ему шанс. В этот день метро инкогнито посетил Петр Машеров, а фотографу-проходчику было дано негласное указание снимать.
— Я фотографировал Машерова, пока мы не вышли из метро на станции “Парк Челюскинцев”. И тут попросил его поучаствовать в коллективном снимке с работниками “Метростроя”, на что Петр Миронович охотно согласился, — вспоминает Кострома.
Оперативно изготовленные фотографии проделали короткий путь: от начальника “Метро-
строя” до горисполкома и затем — Машерову. Буквально через день в соответствии с особым распоряжением Петр Кострома стал официальным фотолетописцем строительства минского метро, и его производственные фотографии печатались во всех газетах Беларуси.
Кстати, после трагической гибели Машерова в союзных верхах родилась далекая от здравого смысла идея: законсервировать строительство минского метро. Но после того как были предъявлены фотографии уже сделанного, работы продолжились. 

Не личное дело

В 1996 году фотолабораторию Костромы посетили представители Администрации Президента, и на последующие шесть лет Петр Васильевич стал “личником” — личным фотографом главы государства. Естественно, фотографировал не только в Беларуси, но и во время многочисленных зарубежных командировок. Побывал на Кубе, в Америке, Катаре, Арабских Эмиратах, Сирии, Иране, Турции, Индии, Ливии, Палестине, Израиле, Швейцарии, Германии, Югославии. Изучал обычаи и особенности зарубежных стран и снимал, снимал, снимал — без устали, оставаясь настоящим патриотом своей Родины...
Начиная с 1997 года на основе фоторабот Костромы было
выпущено 15 потрясающих фотоальбомов общим тиражом 350 тысяч экземпляров.
Апофеозными среди них сам автор считает альбом “Александр Лукашенко. Президент Республики Беларусь”, “Минск цветущий”, “Энциклопедия Победы” и “Беловежская пуща”.
За период своей фотодеятельности Петр Васильевич собрал архив в более чем миллион кадров. Авторству Костромы принадлежит и самый знаменитый портрет Александра Лукашенко, который печатается тиражами в сотни тысяч экземпляров.
Примечательно, что художником или журналистом Кострома себя не ощущает, хотя и состоит в Союзе журналистов.
— Я просто любитель фотографии, человек, увлекающийся фотоделом! — уверяет он.

Это уже навсегда!

7 ноября Петру Васильевичу исполнилось 75 лет. Художник от Бога, он не собирается ставить точку в своей деятельности.
— Буду еще что-то делать, — коротко, как щелчок затвора,
говорит он.
По признанию мастера, фото — это профессиональная болезнь, от которой нельзя избавиться, просто отложив в сторону фотокамеру. Остается привычка смотреть на объекты “через объектив”. Во время обычных прогулок или выездов на отдых машинально прикидывается композиция, автоматически возникает решение, с какой стороны к объекту лучше подойти, как должен падать свет. Это навсегда — жизнь через объектив фотокамеры.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter