«...Но страшнее всего – предательство»

СУДЬБА этой девушки полна трагизма, а ее гибель — это еще одна страница мужества в истории Великой Отечественной войны.

90 лет исполнилось бы в 2013 году Марии Александровне Борисовой, которая родилась в гродненской деревне Глиняны и 19-летней героически погибла в 1942-м в хойникском селе Глинище...

СУДЬБА этой девушки полна трагизма, а ее гибель — это еще одна страница мужества в истории Великой Отечественной войны.

МАРИЯ родилась 7 апреля 1923 года в деревне Глиняны, что на Гродненщине, в бедной многодетной семье. Родители ходили в город на заработки, а вскоре семья и вовсе переехала в Скидель. В семь лет девочка пошла в польскую школу, но проучилась только три года. Как сама Мария объясняла в автобиографии, старательно выведенной аккуратным ученическим почерком, «дальше меня учиться не пустили по причине тяжелых условий в семье». Пасла скот, потом выучилась на портниху, шила на заказ, но работа эта ей не нравилась. Зато очень любила петь, участвовала в народном хоре, который был организован в Скиделе. Была общительной, жизнерадостной и веселой девушкой.

Как вспоминает ее подруга Вера Зубко, еще «за польскім часам» в погребе Мария прятала радиоприемник, по которому девушки слушали радио на русском языке. С приходом Красной Армии в 1939 году изменилась и жизнь Марии. Бросив работу портнихи, девушка устроилась рассыльной в Скидельский райисполком. В это же время благодаря своему прекрасному голосу она стала солисткой хора коллектива художественной самодеятельности городского Дома культуры. Вот еще что пишет Мария в автобиографии: «…Вечерами училась грамоте, вступила в комсомол, учиться было тяжело, но училась…»

Девушке всегда были свойственны целеустремленность и желание изменить свою жизнь. В это время на всю страну гремело имя прославленной трактористки Паши Ангелиной. Вдохновленная ее призывом, Мария пошла на курсы трактористов в Сморгонь. Здесь ее и застала война. Марию эвакуировали в Мордовскую АССР, где она окончила курсы, и с 1941-го по март следующего года работала трактористкой. В апреле 1942 года, по ее личной просьбе, Борисову направили в Москву, в Центральную спецшколу № 2 по подготовке партизанских кадров.

В МОСКОВСКОМ архиве Центрального штаба партизанского движения сохранился личный листок по учету кадров Марии Борисовой. В нем сказано: девушка приказом № 0250 от 15 апреля 1942 года зачисляется курсантом спецшколы, а приказом № 0276 от 7 мая того же года —  отправляется в тыл к немцам. Марию забросили на Гомельщину, оккупированную фашистами.

…В октябре 1942 года, выполняя задание, она оказалась в деревне Буда Хойникского района. Попросилась на ночлег в один дом, где ей отказали, затем зашла в другую хату. Девушку приняли радушно, без особых расспросов, край ведь там был партизанский. Вечером в дом ворвались шестеро немцев и полицаев — донес тот человек, который отказал Марии в ночлеге. Девушка попыталась воспользоваться оружием, но не успела — ее схватили и вытащили из хаты. Тщетно хозяйка дома пыталась доказать, что гостья — ее родственница: полицай ударил женщину в лицо стволом автомата и велел замолчать.

Привезли Марию в деревню, как вспоминают местные жители, через несколько дней на грузовике. Собрали всех сельчан. За косы вытащили из машины измученную девушку, требовали, чтобы она показала дорогу к партизанам. Мария молчала, тогда ее стали зверски избивать прикладами, ногами. Одна из женщин не выдержала и закричала: «За что вы бьете этого ребенка?!» Ее ударили прикладом. Не добившись признания, Марию бросили в грузовик и увезли. Через несколько дней сельчане нашли тело девушки в урочище Саково. Фашисты нанесли пятнадцать (!) ран штыками, распороли живот, а затем еще и расстреляли безжизненное тело. Там же, под старой вербой, сельчане и похоронили партизанку Марию, фамилию которой никто из них не знал.

Позднее, на допросе, один из полицейских, бывший при истязаниях девушки, дал показания, что перед гибелью та сказала: «Говорят, нет ничего страшнее смерти, но страшнее всего — предательство».

ПОСЛЕ войны родные не имели никаких вестей о Марии. Но благодаря настойчивым поискам ее брата, Ильи Борисова, только в 1979 году удалось установить обстоятельства трагической гибели девушки. Партизанка Мария, о которой помнили старожилы Буды, «обрела» фамилию. В 1981 году останки Марии Борисовой перезахоронены в деревне Глинище Хойникского района, рядом с памятником местным жителям, погибшим в годы Великой Отечественной войны. В городе Скиделе, на Гродненщине, одна из улиц носит имя Марии Борисовой.

…Кем могла бы стать жизнелюбивая, веселая девушка? Прекрасной певицей или знатной трактористкой? Если бы не война... Поэтесса Юлия Друнина, сама прошедшая войну, писала: «Мы не ждали посмертной славы — мы хотели со славой жить!..» Марии Борисовой суждено было прожить короткую жизнь и обрести посмертную славу.

Наталья ЧЕРКЕС

Фото из личного архива Ильи БОРИСОВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter