«...І найдалейшая з планет сяла суседняга бліжэй»

НАРОДНЫЙ артист СССР известный композитор Игорь ЛУЧЕНОК бережет и постоянно пополняет свои фотоальбомы. Особенно уникален один из них, со снимками, имеющими прямое отношение к приближающейся знаменательной дате — 12 апреля. На одном из них бывший лидер Беларуси начальник Центрального штаба партизанского движения в годы Великой Отечественной войны Пантелеймон Пономаренко, рядом с ним — Петр Климук и Игорь Лученок. На другом — композитор здоровается с первым белорусским космонавтом, на следующем — обнимает Владимира Коваленка, а вот снимок Валентины Терешковой со словами признательности. Таких редких фотографий много.

Кого привозил с собой на родину первого космонавта Игорь Лученок и о чем он говорил с Земли с Коваленком и Савиных.

НАРОДНЫЙ артист СССР известный композитор Игорь ЛУЧЕНОК бережет и постоянно пополняет свои фотоальбомы. Особенно уникален один из них, со снимками, имеющими прямое отношение к приближающейся знаменательной дате — 12 апреля. На одном из них бывший лидер Беларуси начальник Центрального штаба партизанского движения в годы Великой Отечественной войны Пантелеймон Пономаренко, рядом с ним — Петр Климук и Игорь Лученок. На другом — композитор здоровается с первым белорусским космонавтом, на следующем — обнимает Владимира Коваленка, а вот снимок Валентины Терешковой со словами признательности. Таких редких фотографий много.

Но больше всего меня удивило другое. Дома у Игоря Лученка хранится уникальная кассета. Такой в нашей стране ни у кого нет! На ней записана беседа композитора с космонавтами. Недавно Игорь Михайлович дал мне послушать этот «голос» истории.

Кассета включена, и слышится чья-то команда:

— Связь налажена. Говорите!

Тогда совершали полет Владимир Коваленок и бортинженер Виктор Савиных. С Земли, с Центрального телевидения в Москве, отзывается взволнованный Игорь Лученок:

— Добрый день, дорогие Владимир Васильевич и Виктор Петрович! Если вы помните, мы с вами встречались год назад.

— Да, это было в Минске, — доносится голос Владимира Коваленка.

— Праздничной встреча получилась, сердечной, Петр Ильич Климук был.

— Помню, помню, разве можно такое забыть?

— И сегодня вся наша Беларусь с вами. Мои друзья и я шлем вам самые добрые пожелания. После полета приезжайте в хлебосольную нашу страну, в Минск. Ждем вас!

— Спасибо за приглашение. Обязательно приедем.

— Дорогие Владимир Васильевич и Виктор Петрович, мы привезли вам подарок. Вместе со мною вокально-инструментальный ансамбль «Верасы». Они исполнят для вас мою песню «Заклинание», которую я написал на стихи Евгения Евтушенко.

— Прекрасно. Готовы слушать!

В космос полетела музыка и волнующие душу слова:

Весенней ночью думай обо мне,

И летней ночью думай обо мне,

Осенней ночью думай обо мне,

И зимней ночью думай обо мне…

Песню эту, наверное, слушал не только экипаж космического корабля «Союз Т-4», но и звезды. К ним, загадочным и таинственным, неслась трогательная мелодия. А потом Владимир Коваленок и Виктор Савиных долго благодарили автора.

И первый белорусский космонавт дважды Герой Советского Союза Петр Климук тоже искренне благодарил Игоря Михайловича. Ему в полет композитор специально написал и подарил песню на слова Анатолия Велюгина «Березка». Вернувшись на землю, Петр Ильич признался, что эта «Березка» согревала его сердце на орбите, помогала в нелегком космическом полете. Вот слова песни:

Снягі і зоры за акном,

Заснулі ў хаце ўсе даўно,

Бярозка юная галлём

Паціху стукае ў акно.

А ты плывеш у белы свет...

Сінее плынь тваіх вачэй...

І найдалейшая з планет

Сяла суседняга бліжэй.

Это стихотворение Анатолий Велюгин не посвящал «высокому небу». Но каждое его слово словно адресовано космонавту: он далеко от дома, от Земли, а сердцем с березкой у окна. И сплав музыки и текста такой органичный, что вызывал слезы у суровых космонавтов на орбите.

...Космическая тема «взяла» в свои объятья Игоря Михайловича и долго не отпускала. Композитор создал цикл музыкальных новелл «Сын Земли». Они переносят нас то на главный космодром, то в Звездный городок, то в смоленские края, где вырос Юрий Гагарин, то в белорусские деревни Комаровка и Белое, где родились Петр Климук и Владимир Коваленок.

Кстати, Владимиру Васильевичу Игорь Лученок тоже посвятил песню. Называется она «Світанак». Трогательная, красивая мелодия, прекрасные слова об аисте, который кружит над маминой хатой. Произведение это многие знают, оно звучит и со сцены, и на эфирной волне. С той апрельской поры Игорь Михайлович крепко дружит с космонавтами. И они не забывают его. Из Звездного городка летят телеграммы, особенно если у маэстро юбилей. «Уважаемый Игорь Михайлович! Примите искренние поздравления от летчиков-космонавтов Центра подготовки космонавтов. Спасибо, что своими песнями вы постоянно вдохновляли нас, создавали настроение, учили верности земле, патриотизму, дарили жизненную энергию. Желаем дальнейших творческих успехов и крепкого здоровья.

Ваш друг Петр Климук».

Игорь Михайлович показывает мне эту телеграмму, визитки космонавтов.

— Я с некоторыми из них и теперь дружу, — говорит композитор. — Причем не только с нашими земляками. А и с Валентиной Терешковой, Виктором Савиных. Кстати, с Виктором Петровичем мы подружились в Китае. При каких обстоятельствах? В 1989 году меня избрали депутатом Верховного Совета СССР, где работников культуры было двое: я и Иосиф Кобзон. И, если мне память не изменяет, в конце мая или в начале июня собрались на первую сессию. Меня включили в Комитет по международным делам парламента на постоянной основе. И вот 9 сентября мы полетели в командировку в Пекин. В составе нашей делегации был и космонавт Савиных. Посетили Пекин, летим в Шанхай. И во время полета известный политик и поэт Анатолий Лукьянов написал строчки, которые посвятил нашему экипажу. Мне они приглянулись, и я в тот же час сочинил музыку. Конечно, это был экспромт, но мы спели эту песенку летчикам, и она им понравилась. Пел эту песню и Виктор Петрович. За десять дней пребывания в Китае мы очень близко сошлись. Он оказался душевным человеком, с ним интересно было беседовать. С Виктором Петровичем мы и сейчас поддерживаем крепкие отношения.

— И с Валентиной Терешковой тоже?

— Так это наша землячка! Здесь ее корни. Терешкову очень любил и уважал Петр Миронович Машеров. Она крепко дружила с бывшим заместителем председателя Совета Министров Ниной Снежковой. Встречался неоднократно с ней и я. Она прекрасный друг, настоящий человек, который не зазнался и который искренне любит нашу Беларусь.

— И не могу не спросить вас, Игорь Михайлович, о поездках на родину первого космонавта — Юрия Гагарина.

— Таких поездок состоялось несколько. Они были приурочены не только к юбилеям великого сына Смоленщины. Ездил туда с белорусскими артистами, был с Иосифом Кобзоном, с Валентиной Толкуновой. Познакомился там с женой Юрия Алексеевича — Валентиной. Ходили мы и на кладбище, где похоронены родственники первого космонавта. Кстати, народный художник Беларуси Иван Мисько создал посвященный им мемориал. Сделал он и бюст Юрия Гагарина, который от имени белорусского правительства подарил местному музею. На тех торжествах присутствовал и я.

12 апреля этот бюст установят в центре города Гагарина, приедет много гостей, будут космонавты, знаменитые люди страны. Не исключено, что и я туда поеду.

Евгений КАЗЮКИН, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter