«Мы должны воспитать не только специалиста, но и гражданина»

По итогам прошлого года, 28,6% рабочих имели профессионально-техническое обучение, 14,6% - среднее специальное и более 50% - общее базовое и среднее образование

«Сейчас Россия, Украина и Армения, поскольку экономика не стоит на месте, остро нуждаются в рабочих кадрах, а система профессионально-технического образования в этих странах разрушена: нет ни базы, ни преподавателей, ни образовательных стандартов», — отметил министр образования Александр Радьков во время своего выступления на республиканском совещании руководителей учреждений, обеспечивающих получение профтехобразования. В Беларуси эта система благодаря политике государства сохранена и работает. 

Сегодня в различных профессионально-технических учебных заведениях, которых в нашей стране около 300, обучается более 114 тысяч человек. В последующие пять лет, согласно прогнозам, экономическая отрасль хозяйствования получит более 200 тысяч молодых рабочих. Тем не менее, по словам заместителя министра образования Бориса Иванова, в стране все еще ощущается дефицит квалифицированных рабочих кадров. Так, по итогам минувшего года лишь 28,6% от общего числа имели профессионально-техническое образование, 14,6% — среднее специальное и более 50% общее базовое или среднее образование. Тем не менее учреждения профессионально-технического образования (ПТО) остаются кузницей квалифицированных кадров. И, как заверил замминистра, накоплен ресурс, позволяющий решить проблему его качественного наполнения. 

Наметившаяся положительная тенденция деятельности профтехшколы — возможность для выпускников базовых и среднеобразовательных школ продолжать обучение по системе непрерывного профессионального образования благодаря расширению сети профессиональных лицеев и профтехколледжей и существующим в них разноуровневым образовательным программам. Ежегодно 12% выпускников ПТО продолжают обучение по программам среднего специального и высшего образования. Получила развитие сеть специальных отделений центров социальной и профессиональной реабилитации детей с особенностями психофизического развития, в том числе инвалидов. Число таких воспитанников, по словам Бориса Иванова, выросло практически вдвое и составляет 2,3 тысячи человек. Они получают профессиональную подготовку по 19 специальностям. 

Тем не менее существует ряд задач, требующих безотлагательного решения. И они прописаны в новой Государственной программе развития профессионально-технического образования на 2006—2010 годы. В ее рамках, по словам Александра Радькова, планируется еще раз пересмотреть образовательные стандарты, учебные программы и планы, технологические цепочки подготовки специалистов в соответствии с современными требованиями. Сегодня предприятия заинтересованы в специалистах, владеющих новыми, в том числе компьютерными, технологиями. 

Вместе с тем, по мнению Александра Михайловича, не стоит забывать и о создании достойных условий труда. Хотя фактически система профтехобразования работает «под заказ» различных отраслей экономики и в 2005 году почти 80% выпускников были трудоустроены, часть отправилась на заработки в другие страны. А ведь подготовка одного специалиста обходится почти в 800 долларов в год. 

Высокое качество подготовки кадров, по словам министра, невозможно без самой современной техники. Причем она должна работать не только на учебные заведения, но и на регионы, на страну. «Те же тракторы сегодня напичканы электроникой. Мало научить молодого человека в профтехучилище. Нужно еще переучить тех, кто 15—20 лет работал на поле», — заметил Александр Радьков. Кстати, на переоснащение материально-технической базы в 2006—2010 годах планируется направить почти 250 миллиардов рублей. За пять лет будет приобретено более
2 тысяч новых машин и оборудования. 

На повышение качества образования не менее серьезное влияние оказывает уровень учебно-методического обеспечения учебного процесса. И в этом направлении многое предстоит сделать. Пока система профтехобразования не располагает всеми современными учебниками и методическими пособиями. И, к сожалению, заявки ряда учебных заведений, особенно сельскохозяйственного, строительного, швейного и деревообрабатывающего профилей, зачастую настолько невелики, что ставят под угрозу выход самого учебника. Более того, около 50 учебных заведений не выкупили учебную литературу, которую заказывали в 2005 году. 

Не последнее место в программе развития профтехобразования уделено воспитанию специалиста и формированию у него социально-нравственных и профессиональных качеств. В частности, речь идет о воспитании работника, для которого бы качество работы было внутренней потребностью. Кроме того, по словам Александра Радькова, необходимо укрепить учебную дисциплину. «Мы должны воспитать не только специалиста, но и гражданина», — отметил он. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter