«Лістапад» откроет «Царь». Знаменитый российский фильм представят белорусским зрителям

Последняя актерская работа Олега Янковского и, пожалуй, самая блистательная роль Петра Мамонова. Картина, которую показали в Каннах в “Особом взгляде” и фильм — открытие Московского международного кинофестиваля, добрался и до Минска. Закрытый показ для кинокритиков и прессы прошел в мультиплексе “Беларусь”, открытый состоится в рамках минского кинофестиваля “Лістапад”.

“Русь моя, ты снишься многим – вещий сон всегда кошмар. И богатым, и убогим – всем достался этот дар”, – фраза из песни “ДДТ” вспомнилась мне после заключительных титров “Царя”. Нечеловеческие пытки, бедность, разруха, а вместе с тем безграничная духовность и то беспрекословное признание собственной вины, о котором писал Достоевский в “Братьях Карамазовых”. К теме русского Средневековья сегодня не то что модно, актуально обращаться. Владимир Сорокин, например, в своей антиутопии “Сахарный кремль” рисует повседневную жизнь россиян через несколько десятков лет – опричнина, фанатичная вера, стена, которой отгорожена страна от “иноземной скверны”. Неутешающая перспектива, между прочим. Режиссер Павел Лунгин в будущее решил не заглядывать, он обратился к кровавому прошлому. А уж зритель пусть сам решает, что это: страшная сказка о мифическом государе из тридесятого царства, пощечина власть предержащим или попытка повысить авторитет православной церкви?
– Я впервые увидел фильм в Каннах, – рассказывает кинокритик Игорь Сукманов. – Зрители восприняли его вежливо, умозрительно, я бы сказал. Русская душа с ее  непостижимыми взлетами и падениями от святости до чудовищной жестокости понятна только славянам. Для иностранца фильм экзотичен. Для жителей СНГ – это скорее попытка понять самих себя. Чего греха таить, средневековье и поныне живо во многих из нас.
Тема соотношения власти духовной и светской, конечно, не нова: пушкинский “Борис Годунов”, “Иван Грозный” Сергея Эйзенштейна... Тем не менее Лунгин заставил всех встрепенуться. Кино зрелищно и натуралистично. Отрубленные головы, вспоротые животы, изощренные пытки, а за всем этим вечные вопросы: что есть правда и на чью сторону встать, когда жизнь ставит перед выбором? Образ медведя, сгоревший купол в виде державы, голодный черный пес – фильм насквозь пронизан символами. Да и сам Грозный – это своеобразный киномиф, созданный кинематографистами и писателями. Грозный амбивалентен. С одной стороны, он безжалостный убийца, с другой, – одинокий несчастный соискатель истины. “Как человек я грешник, как царь – праведник”, – на полном серьезе заявляет Иван Васильевич. Его оппонент митрополит Филипп более однозначен. На протяжении всей картины он одергивает государя и призывает его к милости, за что и платит жизнью.
Безусловно, Лунгин задает публике много вопросов, ответить на них будет возможность и у белорусского зрителя. Фильм “Царь” покажут на открытии кинофестиваля “Лістапад”. В этом году церемония пройдет более демократично, желающие смогут купить билеты в кассах города. Широкие показы в кинотеатрах страны ожидаются в конце ноября.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter