«...Иначе этого пространства, этого мира бытия просто нет»

В ТОЛКОВОМ словаре дается такое определение слова «Библия»: «книга, принимаемая в качестве непреложного, единственно истинного источника». Для христиан Библия — есть непреложное, единственно истинное откровение Бога человеку, содержащее 66 книг, записанных 40 различными авторами на протяжении 1500 лет. Записывали (то есть были Посредниками между Богом и людьми) Библию люди различного происхождения, профессий и занятий: цари, крестьяне, философы, рыбаки, поэты, государственные мужи и ученые. Библия писалась по меньшей мере на трех континентах и на трех языках: древнееврейском, арамейском и греческом. И несмотря на такое разнообразие, она представляет собой единое, непрерывно продолжающееся целое — от Книги Бытия до Откровения.

В канун 1025-летия Крещения Руси вспомним, задумаемся о Библии — главной книге христиан, ее роли в жизни верующего и человека, только еще ищущего путь ко Христу...

В ТОЛКОВОМ словаре дается такое определение слова «Библия»: «книга, принимаемая в качестве непреложного, единственно истинного источника». Для христиан Библия — есть непреложное, единственно истинное откровение Бога человеку, содержащее 66 книг, записанных 40 различными авторами на протяжении 1500 лет. Записывали (то есть были Посредниками между Богом и людьми) Библию люди различного происхождения, профессий и занятий: цари, крестьяне, философы, рыбаки, поэты, государственные мужи и ученые. Библия писалась по меньшей мере на трех континентах и на трех языках: древнееврейском, арамейском и греческом. И несмотря на такое разнообразие, она представляет собой единое, непрерывно продолжающееся целое — от Книги Бытия до Откровения.

В Ветхом Завете авторы Библии более 2600 раз заявляют, что они записывают слова Самого Бога. Об этих свидетельствах говорится и в Новом Завете.

В течение многих веков многочисленные критики Библии пытались подорвать доверие к ней, но все оказалось тщетно. Некоторые называют Библию просто хорошей книгой, содержащей много интересных мыслей. Но Библия представляет собою Слово Божие, к каждому слову библейского текста следует относиться с полным доверием (с учетом, конечно, метафоричности изложения многих текстов Библии). Множество авторитетных источников, относящихся к самым различным эпохам, странам и культурам, подтверждают эту точку зрения. Один западный профессор, знающий и проницательный человек, как-то заметил своему студенту:

«Если вы разумный человек, то в поисках истины прежде всего прочтете ту книгу, которая привлекает к себе наибольший интерес и наиболее читаемая в мире, а это Библия».

Многие могут рассказать о леденящем страхе, внушаемом присутствием или показом зла. Но сколько людей могут поведать о трепете, внушаемом святостью? Задумывались ли вы когда-нибудь, почему привлекательны для многих людей фильмы ужасов? Приходилось ли вам видеть фильм, с такой же силой передающий сущность святости? Многие писатели и кинорежиссеры умеют заворожить нас картинками унижения и насилия. Но можете ли вы назвать таковых, поразивших вас изображением святости и чистоты?

К сожалению, мы хорошо знакомы со злом, много знаем о нем, легко узнаем его — ведь оно повсюду вокруг нас. Но как мало мы знаем о праведности и святости. До тех пор, пока не станем на путь приближения к Богу. Наверное, в жизни человека наступает момент, когда он начинает задумываться над фундаментальными вопросами человеческого существования — вопросами жизни и смерти. Во все времена люди стремились познать тайну жизни после смерти. Христианство учит, что после смерти личность человека не исчезает. Но чтобы получить право на посмертную жизнь, на возможность приобщения к вечности, необходимо в этой жизни праведно жить по заповедям Божьим! И тогда все станет возможным.

Много «заменителей» перепробует каждый из нас перед тем, как открыть для себя жизнь, которую может дать только Бог. Мы обращаемся к любви, к супружеству, к семье. Мы делаем карьеру в поисках богатства и власти. Всячески стараемся найти мирское счастье. Мы жадно поглощаем знания, погружаемся в мир искусства, чтобы найти самовыражение. Мы стараемся избавиться от наших телесных слабостей, чтобы быть здоровыми и долго жить. И, наконец, мы накладываем на себя, как нам вначале кажется, «суровые цепи» религиозной дисциплины. А на самом деле, как выяснится позже, как Христос говорил: «Иго мое — благо, бремя мое легко».

Ничто не может занять место Бога в нашей жизни. Как сказал великий ученый Паскаль: «В жизни каждого есть пустота, и она имеет форму Бога». Блаженный Августин выразил это так: «Мы не находим покоя, пока не умиротворимся в Боге. Господи, ты создал нас для себя, и мечется душа моя, пока не упокоится в Тебе».

Все наши основные взаимоотношения в жизни построены на принципе доверия. Мужья и жены клянутся во взаимном доверии, произнося священную формулу бракосочетания. Родители и дети, друзья и коллеги превыше всего ценят возможность положиться один на другого. Доверие — основная и общедоступная печать, скрепляющая человеческие взаимоотношения. Верность себе и другим всегда возвышает человека, ненадежность, непостоянство — всегда унижают его.

Вера высвобождает потрясающую творческую энергию. Вдохновленные верой, мы воплощаем в реальном мире «вещи, которых не может быть». Удивительно, чего только не достигают люди с помощью веры в Бога, то есть, в сущности, веры в себя, в возможность выражения своих творческих сил.

Именно вера превращает трудности — в возможности,  мечты — в действительность. Вера возвышает человека над обыденностью и пошлостью, принося творческие дерзания и избыток сил.

Есть английская пословица: «Самые длинные полметра на свете — это полметра от головы до сердца».

Наш мир пропитан фарисейством, все в нем держится на обвинении других и на утверждении собственной правоты, но именно потому уходит из него правда, уходит сама возможность увидеть себя в ее неподкупном свете, и можно опасаться, что скоро уйдет совсем. Но христианство всегда знало об этой опасности, ибо оно основано на покаянии, на смиренном приятии всей правды о себе, которой только и возвеличивается по-настоящему человек. И нет для современного человека более спешной, более насущной задачи, чем всеми силами бороться с ложью, захлестывающей мир.

Христианская вера есть избрание Христа. Христианская вера есть принятие Христа. Вот почему христиане называют себя христианами. Потому что все существование их сосредоточено на Христе.

Когда мы начинаем понимать содержание книги Божией — Библии, она становится нашим неизменным спутником и проводником по жизни.

В заключение приведу слова выдающегося кинорежиссера современности сербского православного христианина Эмира Кустурицы: «Я помню время, когда сам еще не задумывался о Боге. Знания и суждения я черпал тогда в основном из интеллектуальных диспутов. Но для меня уже тогда было абсолютно очевидно: те, кто говорит, что Бога нет, намного глупее тех, кто говорит, что Он есть. Вера же в то, что в таком огромном пространстве нет Бога, со временем стала для меня просто неприемлемой. Потому что пространство, мир нашего бытия — это само по себе — мощный вызов, обращенный к жизни, в которой я живу, и к искусству, которым занимаюсь. И их надо постигать. Но мы не в состоянии дать определение мира нашего бытия без поправки на Бога. Бесконечен ли, конечен ли он — он нуждается в Боге. Иначе этого пространства, этого мира бытия просто нет».

Михаил КАДЫРОВ-БОРОВСКИЙ, профессор

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter