Живописец Сергей Подрез подарит белорусам Прикамья немного родины

...И кусочек Витебска

Этой осенью в Прикамье планируется экспозиция картин с белорусской тематикой. Организатором выступает пермский живописец Сергей Подрез.

Идея пришла к Сергею совсем недавно, когда он организовал выставку своих работ в Красновишерске, одном из самых северных городов Пермского края. Именно тогда несколько местных жителей увидели картины с изображением Витебска и Могилева, белорусские сельские пейзажи...

Идея о выставке на белорусскую тему родилась у Сергея Подреза в Красновишерске.
РЕПРОДУКЦИЯ КОНСТАНТИНА БАХАРЕВА

— Да это же наша родина, сказал мне один из них, — вспоминает Подрез.

— Они меня очень благодарили за выставку.

Тогда у художника и появилась мысль о проведении выставки на белорусскую тему. Тем более что Сергей сам белорус.

Недавно Сергей Подрез собрал у себя в мастерской выходцев из Беларуси, чтобы обсудить с ними задумку.

...Василий Антонович Турович давно уехал из Лунинецкого района Брестской области, где появился на свет, но родных мест не забывает.

— Наши корни в Польше, но в свое время мои родители переехали в деревню Большие Чучевичи, — говорит он. — Там и укоренились, оттуда и я пошел учиться, служить, работать.

Практически семью каждого из пермских белорусов затронула война. Сергей Подрез передает рассказ родного дяди о том, как к ним приходили партизаны и угощали салом. При этом говорили, что вот, ребятки, меняйте сало на конфеты у немцев на станции. А когда ребятишки возвращались, партизаны расспрашивали их, какие поезда находятся на станции.

Сергей Подрез часто бывает  в Беларуси у родственников и, конечно же, рисует родные места.
ЕПРОДУКЦИЯ КОНСТАНТИНА БАХАРЕВА

Тамара Дмитриевна Шматенок уехала из Беларуси еще ребенком вместе с родителями.

— Я из Воропаево Витебской области, раньше туда ездила каждый год, — говорит она. — А сейчас не к кому ехать...

Сам Сергей Подрез бывает в Беларуси часто, гостит у родственников и, конечно, рисует родные места.

Вот он достает картину. На ней деревенские дома, копны сена.

— Это я возле Постав рисовал, — обращается Подрез к Тамаре Дмитриевне. — Ваши родные места.

Та улыбается. Не так давно художник привез ей из Беларуси горсточку родной земли. Сама Шматенок уже давно не бывала в родных местах. Увидев на картине церковь, она вспоминает, что в селе были православный и католический храмы. И верующие мирно уживались меж собой.

Василий Турович припоминает, глядя на картины Подреза, как он привез первый раз жену на родину.

— У нас там свинина, сало, простая такая еда, — улыбается он. — А жена говорит, надоела свинина, хочу говядины.

Мама Василия Антоновича говорила по–польски и по–белорусски, а русский язык понимала с трудом. Попросила сына перевести. Узнав, что невестка просит говядину, возмутилась: «Мы что, бедно живем? Пусть ест свинину!»

Оказывается, коров в той местности держали для молока, и пускать их на мясо было не принято.

Участники встречи расчувствовались, вспоминая родные края. Припоминали разные истории из своей жизни, передавали рассказы родных. Даже вспомнили, как учителя били линейкой по ладошкам за непослушание.

Потом перешли на белорусские рецепты. Василий Антонович смачно описывал, как следует готовить драники. И особенно расписывал процедуру их поедания.

— Драники, сало, соленые огурцы и горячительное, — убежденно говорит он. — Только так вкус почувствуешь.

После этой встречи Сергей Подрез окончательно убедился в том, что выставка «Беларусь в Пермском крае» просто необходима.

Досье «СОЮЗа»

Сейчас в Пермском крае проживают около пяти тысяч белорусов. Это потомки ссыльных и те, кто по другим причинам покинул Беларусь.

Сам Сергей Подрез родился в Таджикистане, служил в пограничных войсках на Дальнем Востоке, учился в Свердловской области. Сейчас живет в Перми, а по национальности он — белорус. Картины Сергея выставляются в городах и районах Прикамья. Сейчас проходят две его выставки в Москве.

В 2013 году в Перми вышла книга «Белорусы в Пермском крае: очерки истории и этнографии». В ней подробно изложена история переселенцев на Урал, начиная с 90–х годов XIX века. Есть истории людских судеб, статистика, изложены обычаи, сказки, былички.

Константин Бахарев


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter