Ферстаппен продолжает побеждать, а FIA пытается сохранить интригу

Формула-1. Гран-при США.

Своей победой сегодня ночью по европейскому времени в североамериканском Остине Макс Ферстаппен еще раз доказал всем, что он на данный момент является самым быстрым гонщиком в Формуле-1, и что у него в распоряжении самая быстрая машина в пелотоне.


Такое сочетание во все времена считалось чуть ли не главным условием для того, чтобы кто-то из двух десятков пилотов самого престижного в мире чемпионата по автоспорту становился чемпионом. Не даром же в поисках быстрой машины гонщики, претендовавшие на будущее чемпионство, на протяжении десятилетий в Формуле-1 с легкостью меняли команды, несмотря на казалось бы жесткие требования существующих у них контрактов со своими гоночными коллективами. Тут, естественно, взаимный интерес. Гонщик ищет и старается договориться с командой, которая сумеет построить быстрый, способный побеждать болид. А команда, в свою очередь, всеми имеющимися у нее средствами, как финансовыми, так и коммуникационными, старается усадить в кокпит своей машины пилота, способного реализовать преимущество болида в конкретные победы и чемпионство.

И когда оба эти стремления совпадают, то мы получаем симбиоз, способный миллионы зрителей держать у телевизоров, а десятки тысяч ездить по всему миру за своими кумирами. Или хотя бы на национальную гонку заранее, за несколько месяцев до события, покупать билеты и готовиться к Гран-при, как к большому празднику.

Есть, правда, в сочетании быстрого гонщика и быстрой машины одно обстоятельство, которое несколько омрачает вкус этих побед. Если преимущество болида сильно заметное, то такой машине злые языки «приклеивают» ярлык «самовозка». Тем самым принижается роль гонщика в добывании побед. Мол, на такой машине, которая быстрее всех остальных, побеждать может любой из элитной «двадцатки» пилотов Формулы-1. Или почти любой. Поскольку почти всегда находится в пелотоне слабый гонщик, который явно занимает здесь не свое место благодаря либо деньгам своего богатого родителя, либо удачному стечению обстоятельств, либо маркетинговой программе, для которой важны не победы, а хотя бы просто участие.

Термин «самовозка», как правило, появляется в периоды досрочных титулов в Больших призах. Так было во времена Михаэля Шумахера в «Феррари», Себастьяна Феттеля в «Ред Булл», Льюиса Хэмилтона в «Мерседес». А вот в отношении машины нынешнего, уже 2 недели как двукратного чемпиона Формулы-1, Макса Ферстаппена это обидное словечко в отчетах журналистов и комментариях читателей еще не прижилось. Странное дело, почему?


Ответ здесь, на мой взгляд, кроется в двух причинах. Первая: после длительного доминирования команды «Мерседес» на всех практически трассах календаря в течение 7 лет нынешней эры гибридных турбомоторов новый голландский чемпион на «Ред Булл» еще не надоел. Вторая: в пелотоне есть еще минимум две машины, которые способна ехать с такой же или близкой к этому скоростью. Это «Феррари». По крайней мере, в квалификациях результаты быстрого круга машин итальянской скудерии частенько отличаются от показателей австрийских болидов на считанные доли секунды.

Вот, скажем, вчера (по минскому времени официальная субботняя квалификация началась после полуночи, - В.В.) на автодроме в Остине поул достался Карлосу Сайнсу. Его напарник Шарль Леклер был вторым в итоговом квалификационном протоколе. А Макс Ферстаппен, уже в роли досрочного чемпиона, был лишь третьим. Так вот разница во времени, показанном этими тремя пилотами, составила менее 0.01 секунды.

Так что несмотря на кажущиеся легкими победы голландского чемпиона пока еще рановато приписывать заслуги только лишь болиду «Ред Булл». Возмужавший и повзрослевший как физически, так и морально за эти почти 8 сезонов в Формуле-1 Макс Ферстаппен действительно силен и быстр. И получив себе в руки очередное чемпионское детище Эдриана Ньюи, он в полной мере реализует как преимущество машины, так и свой гоночный талант в конкретные победы над соперниками.

Печальные слезы радости и аплодисменты вместо траура

Когда уходят из жизни люди, близкие к чемпионату Больших призов, Формула-1 не остается равнодушной. Вот и этот гоночный уикенд начался с печальной новости: после продолжительной болезни скончался создатель команды «Ред Булл» и владелец «Альфа Таури» (бывшей «Торо Россо») австрийский миллиардер Дитрих Матешиц. Ему было 78 лет. Пенсионный, но не критический возраст. Почему-то в таких случаях всегда думаешь о тех, кто доживает и даже продолжает жить после ста лет. Хотя гораздо больше людей, чем есть на Земле столетних старожилов, покидают этот мир, в силу разных причин, не дожив и до 50.

Перед стартом гонки, по просьбе руководства «Ред Булл», вместо традиционной минуты молчания в память о Матешице прозвучала композиция его любимой группы «Rolling Stones», и автодром, стоя, отдал честь австрийцу аплодисментами. Не привычно, но трогательно. И главное, в соответствии с характером Дитриха, так любившего жизнь и умевшего делать праздники для себя и своих подопечных.


Одержанная победа в гонке и заработанный досрочно Кубок конструкторов команда «Ред Булл» посвятила своему создателю. Было несколько непривычно видеть торжество пилотов-победителей и Хельмута Марко на подиуме с традиционным душем из шампанского. Но, очевидно, сам Матешиц перед своей смертью выразил такое пожелание. И лишь слезы на глазах у Кристиана Хорнера и Макса Ферстаппена, которые видеокамеры крупным планом показали на весь мир, выразили боль от невосполнимой утраты.

Полная чаша событий

Отдадим должное автодрому в Остине. Гонка прошла интересно. Особенности этой трассы позволяют совершать обгоны, вынуждают гонщиков ошибаться, а посему неинтересными здесь Гран-при Формулы-1 вряд ли когда-нибудь будут.

На старте Карлос Сайнс, как оказалось, допустил пробуксовку как на первой, так и на второй передачах. В результате «Ред булл» Макса Ферстаппена очень уверенно вырвался вперед, и голландец вошел в первый поворот бесспорным лидером. Испанский гонщик попытался было с внешнего радиуса перейти на внутренний, чтобы затем, перекрестив траектории, попытаться контратаковать действующего чемпиона, но тут ему помешали. Стартовавший 4-м, Джордж Рассел заранее выбрал для себя внутреннюю траекторию, и когда прямо перед носом своего болида британец неожиданно увидел «Феррари», почти поперек пересекающую трассу, то столкновения уже было не избежать. Пилота «Мерседес» наказали затем 5-ю секундами штрафа, как виновника аварии. Только это вряд ли удовлетворило «Феррари» и пострадавшего пилота.


Получив сильный удар сбоку сзади от «Мерседес», Карлос Сайнс не только вынужден был всех пропустить, но и затем сойти с дистанции. В боксах, куда он сумел-таки доехать своим ходом, механики вынесли однозначный вердикт: продолжать гонку нельзя из-за повреждения системы охлаждения двигателя. Вот так стремительно надежды на победу испанского обладателя поула рухнули в одно мгновение.

Дальнейшие события можно было бы разделить на несколько частей. Проехав лишь треть дистанции, застрял в гравии на своей «Альфа Ромео» Вальттерри Боттас. Машина безопасности, под управлением Берна Майландера, перехватила на время инициативу лидерства, попытавшись несколько уравнять шансы и отрывы гонщиков друг от друга. Но ре-старт ничего не изменил в лидирующей группе. Льюис Хэмилтон в окружении лидера гонки Макса Ферстаппена и его напарника по «Ред Булл» Серхио Переса не сумел пройти голландца, но и не пропустил вперед себя мексиканского пилота. В свою очередь Шарль Леклер, преследуемый Джорджем Расселом на «Мерседес» и Себастьяном «Феттелем» на «Астон Мартин», отстоял, но не смог улучшить свою 4-ю позицию.


Не проехав и пары кругов после ре-старта, пелотон вновь вынужден был собраться за «сэйфети-каром». На этот раз после почти циркового пируэта эквилибристики в исполнении двукратного чемпиона Фернандо Алонсо. После ухода машины безопасности, опередив «Альфа Таури» Пьера Гасли, испанский гонщик на своем «Альпине» тут же ринулся в атаку на позиции своего будущего напарника по команде «Астон Мартин» Лэнса Стролла. Но канадец, не особо вдумываясь в последствия своих действий, в момент атаки соперника резко сместился, чтобы перекрыть тому движение. А поскольку действия проходили на скоростной прямой, то уворачиваться Алонсо просто было некуда. Тем более на такой высокой скорости. Зацепившись за корму болида канадца, машина Фернандо подскочила вверх. И затем на двух задних колесах, задрав нос, болид «Альпине» пролетел больше сотни метров, приземлившись прямо перед отбойниками.

Можно себе представить, что в таком положении гонщик ничего не видел перед собой. Точнее говоря, он видел только голубое небо, но никак не трассу и тем более отбойники. Ударившись об ограждение, французский болид тем не менее продолжил движение. И к удивлению всех Фернандо Алонсо даже финишировал 7-м, проведя массу красивых обгонов соперников в середине пелотона.

Однако затем, после подачи протеста командой «Хаас», судьи наказали испанского чемпиона за пилотирование поврежденным болидом, находящимся в опасном состоянии. Правое зеркало заднего вида на «Альпине» болталось, а затем оторвалось и упало на проезжую часть. К итоговому времени Фернандо было уже после гонки добавлено 30 секунд, которые отбросили его на 15-е место. Команда «Альпине», в свою очередь, подала протест на такое решение судей. Ведь с их стороны не было показано специальных флагов, обязывающих гонщика ехать в боксы устранять повреждения. К тому же после гонки болид испанца прошел контроль FIA и был признан соответствующим нормам безопасности. В общем, очередной прокол в регламенте, а точнее сказать, в применении его положении в реальной жизни.

Мне казалось, что именно Фернандо зрительское голосование сделает Героем дня. Однако был еще один чемпион, восхитивший своими действиями местную публику. Это был Себастьян Феттель. Даже на последнем круге он сумел совершить свой очередной обгон, оставив позади себя «Хаас» Кевина Магнуссена. Это была борьба за 8-е место, которое после штрафа Алонсо превратилось в 7-е, принеся в копилку «Астон Мартин» 6 очень важных очков.

Финальная дуэль чемпионов

И второй ре-старт никоим образом не подверг сомнению лидирующее положение действующего чемпиона. Тогда в «Мерседес» решились на отчаянный шаг, позвав Льюиса Хэмилтона в боксы, чтобы поставить ему быстрые мягкие шины. До финиша оставалось еще добрых 20 кругов, и можно было попытаться догнать Ферстаппена, если тот вдруг не поедет на пит-стоп, решив доехать до клетчатого флага на старых шинах. В «Ред Булл» не стали рисковать, кругом спустя позвав в боксы и своего лидера.


Обычно «Ред Булл» весьма успешно справляется с обслуживанием своих машин на пит-лейне. Но тут вышла загвоздка. Заклинил гайковерт на переднем левом колесе. И вместо традиционных 2-3 секунд Ферстаппен провел в боксах целых 11 (!). Таким образом перед Льюисом, неожиданно получившим такой подарок от соперников, замаячила надежда одержать первую в этом сезоне победу.

Замечу, что Хэмилтон – это единственный в нынешней истории Формулы-1 гонщик, который во всех своих сезонах одерживал победы. И только в этом году он еще ни разу не выигрывал Гран-при.


«Ред Булл» Ферстаппена на финальном отрезке дистанции был заметно быстрее «Мерседес» Хэмилтона. На каждом круге Макс отыгрывал по несколько десятых долей секунды. И за 5 кругов до финиша в красивой корректной дуэли голландскому чемпиону удалось-таки обойти британского чемпиона. На подиуме им компанию составил Шарль Леклер, который перед этим также красиво поборолся с Ферстаппеном, когда тот прорывался в погоне за победой после неудачного пит-стопа. Не будем забывать, что пилот «Феррари» после наложенного на него штрафа за замену двигателя, стартовал не со второй позиции, как положено было ему по результатам квалификации, а лишь с 12-й. Так что 3-е место на подиуме для Леклера было сродни победе. Хотя по всему было видно, что Шарль рассчитывал на большее.

А лучший круг в гонке показал Джордж Рассел. Он для этого специально съездил в боксы за новыми шинами, так как преимущество над преследовавшим его соперником позволяло это сделать без потери позиции.

FIA пытается сохранить интригу

Понятно, что ни у кого из зрителей уже не вызывает сомнения лидерство «Ред Булл» и Макса Ферстаппена в чемпионате этого года. Оба титула и в личном, и в командном зачете уже добыты, осталась лишь борьба за вторые места. Но только вот Международная автомобильная федерация (FIA) решила-таки внести некоторые сомнения в определение чемпионов. Назовем это попыткой сохранить интригу в Формуле-1.


Дело в том, что аудиторы выявили финансовые нарушения в австрийской «конюшне», связанные с превышением ограничений бюджета команд. И теперь «Ред Булл» могут наказать. Если это будет только денежный штраф, то это создаст неприятный прецедент, так как в будущем команды будут закладывать подобный штраф в свой бюджет, чтобы пытаться получить преимущество в разработках машин. А вот если накажут потерей очков, то Макс Ферстаппен может лишиться чемпионского титула прошлого года. Это тоже создаст невиданный доселе прецедент в Формуле-1, когда титула лишают уже спустя такое долгое время. Могут, конечно, замахнуться на очки и в нынешнем сезоне, но преимущество Макса столь значительно, что вряд ли это изменит положение дел. Поэтому интрига сохраняется лишь по поводу прошлого года. Надолго ли? Как быстро клерки FIA будут это решать? А затем, как долго «Ред Булл» будет отстаивать свои права в судах? Сегодня сказать это сложно. Но скандалы в автоспорте были всегда, и Формула-1 в этом не исключение.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter