Формула-1. Гран-при Азербайджана

«Феррари» теряет форму и репутацию

Если командный мостик легендарной итальянской скудерии ничего не напутает со стратегией и тактикой, то случится что-то еще, что помешает «Феррари» выиграть гонку. К такому выводу приходишь, анализируя последние пять этапов чемпионата «Формулы-1», победу в которых с удивительным постоянством одерживает команда «Ред Булл».  

 

 Трасса в Баку проложена прямо у крепостных стен старого города

Гран-при Азербайджана, состоявшийся вчера на городской трассе в Баку, стал ещё одним подтверждением этой странной тенденции. Несмотря на скорость, которой обладают нынешние болиды из Маранелло, и шесть выигранных в квалификациях за восемь этапов поулов, всего лишь дважды гимн Италии звучал в этом году при награждении победителей. В то же время австрийская «конюшня» не перестаёт радовать своих многомиллионных болельщиков национальным гимном этой альпийской республики.

Красные начинают и … опять проигрывают

В минувшее воскресенье чемпионат «Формулы-1» прошёл отметку в треть дистанции всего сезона. За этот срок стало совершенно очевидным, что основная борьба за чемпионский титул будет идти между «Ред Булл» и «Феррари». Именно эти две команды наилучшим образом справились с постройкой новых машин согласно сильно поменявшемуся регламенту. Так оно и вышло. Именно они делят между собой места на первом ряду стартового поля, а также на подиуме. И лишь при сходах австрийских и итальянских машин с дистанции для других команд появляются надежда и возможность поучаствовать в финальном награждении кубками.

Рекордсмен нынешнего сезона по победам в квалификациях Шарль Леклер и в Баку заработал свой поул. Кстати, это уже его вторая выигранная квалификация в столице Азербайджана. В «Феррари» очень надеялись, что к поулу монегаск добавит здесь еще и победный кубок за гонку. Но судьбе суждено было распорядиться иначе.

Вход в паддок гостеприимного Баку

В первом повороте стартовавший вторым Серхио Перес на своём «Ред Булл» сумел-таки обойти Шарля Леклера. И затем восемь кругов мексиканец уверенно лидировал, пока не отказала гидравлика на «Феррари» Карлоса Сайнса. Вынужденно припарковавшись в небольшом кармашке, раздосадованный испанец покинул свой болид, а руководство гонки объявило режим виртуальной машины безопасности. На удивление, в этот момент, потеряв одну из своих машин, командный мостик «Феррари» не растерялся и позвал на пит-стоп своего второго пилота. В «Ред Булл» же замешкались и не успели совершить подобное, оставив своих пилотов на трассе.

Вскоре стало очевидным, что Леклер на новых шинах едет быстрее лидирующей пары пилотов скудерии. И после обязательной смены шин соперниками монегаск безусловно окажется впереди машин австрийской «конюшни». Но в этой, казалось бы, весьма благоприятной гоночной ситуации неожиданно взорвался мотор на машине «Феррари». Всего 20 кругов продержался двигатель из Маранелло на машине потенциального победителя гонки. Можно представить себе глубокое разочарование, охватившее боксы итальянской скудерии.

Сразу вспомнилась давняя примета касательно дорожных машин этой пресловутой итальянской марки. Мол, вслед за шикарной скоростной и суперпрестижной «Феррари» всегда должна двигаться по трассе машина технической помощи. Слишком уж часто случались в своё время неполадки у этих элитных машин.

Сам Матиа Бинотто признался после случившегося в Баку, что в погоне за скоростью им пришлось в некоторой степени пожертвовать надежностью своих болидов. И результат, как говорится, налицо. Шесть выигранных квалификаций за восемь первых гонок сезона, и всего лишь две победы. Кстати сказать, из-за механических проблем двумя кругами позже Леклера сошёл с дистанции Гуанью Чжоу на «Альфа Ромео», а затем, не проехав и половины гонки, отказал мотор ещё на одной машине с итальянским двигателем. Это был Кевин Магнуссен на «Хаас».

Кроме этих четверых подопечных «Феррари», в этот день в Баку остальные 16 пилотов добрались до финиша. Печальное резюме для репутации завода в Маранелло. Имея по сути  самую быструю на сегодня машину, итальянская скудерия с удивительной настойчивостью разрушает собственный имидж как гоночной команды, так и производителя силовых установок.

«Ред Булл» – приоритеты расставлены

Когда на предыдущем этапе в Монако победу праздновал Серхио Перес, руководство «Ред Булл» поспешило заверить своих болельщиков и прессу, что они не отдают предпочтения кому-нибудь из своих пилотов. Мол, тот, кто быстрее, тот пусть и побеждает. По этому поводу отец Макса Фестаппена даже с обидой высказался голландским журналистам, что его сыну, как чемпиону мира, не уделяют должного внимания.

Победитель гонки в Баку - Макс ФерстаппенНо в Баку всё встало на свои места. Когда после удачно выбранного момента для пит-стопа Шарль Леклер вернулся на своём «Феррари» на трассу и стал быстро сокращать своё отставание от Переса и Ферстаппена, в «Ред Булл» приняли однозначное решение по поводу приоритетов. Ставки были сделаны на Макса. Именно поэтому на 15-м круге, когда интервал между их пилотами сократился до возможности атаки, Серхио была дана команда не мешать напарнику. Мексиканец и не возражал. Он спокойно пропустил голландца вперёд. Цель была более , чем очевидной: максимально сдержать машину «Феррари», пока Ферстаппен будет пытаться оторваться на чистой трассе, чтобы затем после пит-стопа остаться в лидерах. Но героических усилий по сдерживанию соперника Пересу и не понадобилось. Шарль Леклер из-за проблем со своим мотором самоустранился.
– Мне, конечно, могут возразить болельщики «Ред Булл». Мол, на финише Серхио Перес отстал от победителя гонки более чем на 20 секунд, а значит, Макс Ферстаппен был заметно быстрее мексиканца. Но осмелюсь возразить этому аргументу. Во-первых, оба пит-стопа Серхио Переса были сильно затянуты: первый – 5,7 секунды, а второй – 4,6 секунды. В то время как его голландского напарника механики при равных условиях обслуживали в пределах 2,1-2,3 секунды. А во-вторых, время лучшего круга, которое Серхио Перес показал ещё на 36-м круге, имея почти полбака топлива, Макс Ферстаппен так и не сумел улучшить, как ни старался. А значит, темп у машины мексиканца был. Но Серхио ясно дали понять, на кого сделаны ставки. И очевидно, побеждать ему позволят лишь в том случае, когда что-то будет не получаться у главного лидера «Ред Булл» и действующего чемпиона.

Серхио Перес – обладатель 2-го места и лучшего круга в Баку 2022

Впрочем, Серхио в ответах прессе продолжал упорно держаться отработанной им линии поведения: мол, я был медленнее напарника, поэтому и пропустил его вперёд, не сопротивляясь. Похоже, подписанный накануне Серхио контракт на ближайшие два сезона предусматривал подчинение гонщика установленным в команде приоритетам. Оставим это на совести «Ред Булл».

Финишировав вторым, Серхио Перес обошёл в личном зачёте Шарля Леклера на 13 очков, и теперь отстаёт от Макса Ферстаппена на 21.

Лидер чемпионата Макс Ферстаппен

«Мерседес» опускает руки?  

Чемпионские болиды «Мерседес» на удивление выявили в этом году слабую сторону немецкой заводской команды. Увлекшись поиском оригинальных решений, которые должны были бы позволить сохранить немцам доминирование, к которому они привыкли за последние восемь подряд чемпионских титулов в Кубке конструкторов, в «Мерседес» не должным образом справились с проблемой «козления» своих машин.

Когда в начале сезона эта тема впервые встала на повестку дня, казалось, что Тотто Вольф и К° по-быстрому разберутся с нежелательным эффектом. Нововведение в виде граунд-эффекта, прижимающего болиды за счет формы днища к дорожному покрытию, породило проблему сильной вибрации кузова, вызываемую неровностями асфальта. Попросту говоря, на большой скорости болиды резко прижимаются то передней частью днища к дорожному покрытию, то задней. Чем меньше настраивается дорожный просвет для увеличения скорости, тем сильнее этот эффект продольного «козления». И вследствие этого гонщики испытывают сильную вибрационную нагрузку на тело, порой не позволяющую в достаточной мере видеть даже трассу перед собой. Словно болид всякий раз на большой скорости бьется днищем об асфальт, болезненно отзываясь в позвоночнике пилота.

Но если увеличивать дорожный просвет, то теряется скорость. И тогда соперники, сумевшие более или менее избавиться от этого неприятного эффекта, даже при наличии более скромных, чем «Мерседес», моторов, без труда обходят по темпу чемпионские болиды.

Поклонники немецкой «конюшни» надеялись, что за несколько этапов конструкторы их любимой команды сумеют справиться с этой проблемой, но восемь гонок уже позади, а воз и ныне там. Более того, в Баку после гонки мы увидели, с каким трудом из своего «Мерседес» выбирался Льюис Хэмилтон, финишировавший четвертым вслед за своим более молодым напарником Джорджем Расселом. Британскому чемпиону стоило больших усилий, чтобы вылезти из машины. И сразу стало понятным, что, жалуясь на боли в спине по ходу гонки, Льюис никоим образом не преувеличивал свои страдания. Руководитель команды Тотто Вольф даже заявил, что не исключает срочной замены своего пилота на следующую гонку в Канаде по состоянию здоровья. При этом австрийский менеджер немецкой «конюшни» публично в эфире извинился перед Хэмилтоном за откровенно плохую машину, не позволяющую пока бороться за победы.  

Льюис Хэмилтон – гонщик дня Гран-при Азербайджана

Джордж Рассел - самый стабильный гонщик сезона

Если сравнивать показатели «Мерседес» в начале сезона и сейчас, то прогресс, разумеется, имеет место быть. Но вот достаточен ли он, чтобы говорить о возвращении в борьбу за титул? Пожалуй, что нет. Джордж Рассел идёт четвертым в личном зачёте с 99 очками. Льюис – шестым, имея всего лишь 62 очка. И все заслуги в плане трех подиумов, которых юный британский дебютант «Мерседес» добился в этом году, скорее следует отнести к неудачам и сходам соперников.

Да, в Баку Хэмилтон стал Гонщиком дня. Он был единственным, кто совершил несколько обгонов в лидирующей группе. И после старта с седьмой позиции он финишировал четвертым. И это хоть как-то оставляет надежду его болельщикам на то, что Льюис еще вернется в борьбу. Только будет ли эта борьба за победу в чемпионате? Пока что верится с трудом.

Следующая гонка «Формулы-1» пройдёт уже в ближайшее воскресенье в рамках Гран-при Канады, куда команды вернутся после долгого трехлетнего отсутствия там из-за коронавируса.

Личный зачёт чемпионата:

1. Макс Ферстаппен                        «Ред Булл»                150

2. Серхио Перес                                «Ред Булл»                129

3. Шарль Леклер                              «Феррари»                116

4. Джордж Рассел                            «Мерседес»               99

5. Карлос Сайнс                                «Феррари»                83     

6. Льюис Хэмилтон                         «Мерседес»               62

7. Ландро Норрис                            «МакЛарен»             50

8. Вальтерри Боттас                       «Альфа Ромео»        40

9. Эстебан Окон                                «Альпине»                 31

10. Пьер Гасли                                  «Альфа Таури»         16      

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter