“Двинскому бровару” приказано жить. Люди, имеющие отношение к истории, уверяют, что некогда производимое в Витебске пиво славилось далеко за пределами Придвинского края.

Настоящим ценителям пенного напитка поверить сегодня в это не так легко — бутылки с этикетками Витебского пивзавода практически не находят потребителя, пылясь на складах и торговых прилавках. Не спасает положения и то, что цена на витебское пиво значительно ниже, чем на аналогичную продукцию других белорусских, а уж тем более российских и украинских предприятий.

Настоящим ценителям пенного напитка поверить сегодня в это не так легко — бутылки с этикетками Витебского пивзавода практически не находят потребителя, пылясь на складах и торговых прилавках. Не спасает положения и то, что цена на витебское пиво значительно ниже, чем на аналогичную продукцию других белорусских, а уж тем более российских и украинских предприятий.

Версий этого явно несправедливого положения всегда гуляло достаточно много. И вода у нас в Витебске, дескать, совсем плохая, не подходящая для варки хорошего пива, и ячменя хорошего нет, да и хмель тоже...
А ведь были же, были времена! Справедливости ради отметим, что и тогда, в начале прошлого столетия, в Витебске хорошее пиво варили иноземцы. Известно, что первым владельцем витебского пивоваренного завода был известный купец Гозиас Левинсон. Именно он на окраине Витебска в далеком 1875 году возвел корпуса нового предприятия, которому дал звучное имя “Бавария”. И довольно скоро завод этот вошел в число ведущих пивоваренных производств дореволюционной Беларуси. По объемам выпуска предприятие уступало разве что пивоваренной империи братьев Лекертов, объединявшей заводы в Минске, Гомеле и Могилеве. Однако по ассортименту и, что гораздо важнее, по качеству продукции детище Левинсона определенно превосходило своих конкурентов.
Известно также, что накануне Первой мировой войны Витебский завод выпускал практически все сорта пива, имевшие наибольшее распространение на рынках Российской империи и Европы, — “Мартовское”, “Лагер”, “Баварское”, “Черное” и так далее.
Кстати, Левинсоновский завод известен еще и тем, что именно на его базе в 1913 году было создано первое в пивоваренной отрасли Беларуси акционерное общество. Пригласив в качестве компаньонов своих сыновей и нескольких влиятельных местных чиновников, Левинсон учредил акционерное общество “Левенбрей” в Витебске. Капитал предприятия составил тогда 300 тыс. рублей. Помимо витебского, в состав общества вошел завод, расположенный в городе Новоржеве, в соседней Псковской губернии.
Известность “Левенбрея” была огромной. Но вот прогремел в семнадцатом году выстрел “Авроры”, пивные промышленники во главе с Левинсоном покинули Беларусь — и отрасль начала потихоньку клониться к своему закату. А имя бывшего витебского пивного предприятия осталось в Европе — оно сохранилось за одним из самых крупных пивоваренных концернов — мюнхенским “Loewenbrau”.
Рискну, впрочем, предположить, что дело тут совсем не в особенных талантах иноземных пивоваров. Все гораздо проще. Если во многих европейских государствах пивоварение было среди наиболее почитаемых приоритетов, в отрасль вкладывались значительные материальные средства, то у нас это было неким приложением к куда более значимым отраслям пищевого производства. Варится пиво — и это главное. А какое оно, пользуется ли оно спросом у потребителя — это уже не суть важно. Ни о каких новых технологиях, закупке более современного оборудования в подобных условиях речь, понятно, и не заходила.
Так, собственно, и продолжалось “развитие” отрасли до последнего времени, что дало известному теперь в Беларуси предпринимателю, владельцу Витебской обувной фабрики Николаю Мартынову заметить, что “завода (то есть предприятия ОАО “Витебское пиво”) практически нет...” И это заявление вполне логично: долги предприятия превышают 5 млрд. рублей, объем выпуска продукции катастрофически падает.
Известный толчок переменам дал Президент Беларуси Александр Лукашенко, который подвергнул критике состояние дел в отрасли и потребовал от правительства принятия неотложных мер. Вскоре Советом Министров Беларуси была разработана конкретная программа развития пивоваренной отрасли. В отношении ОАО “Витебское пиво”, в частности, правительство предложило провести техническое перевооружение производства со значительным увеличением мощности предприятия и, разумеется, улучшить качество продукции. Для реализации намеченного было запланировано создание совместного предприятия с участием ООО “Предприятие “Марко”, а также инвестора из Германии.
Тут стоит отметить, что решение правительства возникло не на пустом месте — до этого властями области была проведена весьма значительная работа. Предложения выступить в качестве инвестора реконструкции Витебского пивзавода были сделаны руководителям сразу нескольких крупных предприятий области. Увы, предложение долго не находило отклика в директорском корпусе, пока руководитель ООО “Предприятие “Марко” Николай Мартынов, хорошо известный в Беларуси предприниматель, не проявил интерес к проекту. А вскоре нашелся и инвестор из Германии в лице многопрофильной компании “Эвимакс”, среди приоритетов которой находится именно пивоварение.
Приехавший в Витебск представитель немецкой компании на приеме у председателя Витебского облисполкома Владимира Андрейченко высказался вполне определенно: “Да, наша компания готова инвестировать проект, однако мы намерены иметь дело не с государственным, каковым и был до того Витебский пивзавод, а исключительно с частным предприятием”.
Витебские власти согласились с представителем немецкой компании, и за очень короткие сроки уполномоченная организация, областной территориальный фонд государственного имущества “Витебскоблимущество”, подготовила конкретные предложения по разгосударствлению предприятия.
Для реализации этого, как известно, требуется прежде всего согласие акционеров. И вот тут-то и начались непонятности — многие акционеры категорично выступили против разгосударствления завода и соответственно против создания совместного предприятия.
Впрочем, почему “непонятности”? Когда завод дышит на ладан, как известно, определенная прослойка его работников чувствует себя весьма вольготно — в мутной водичке, как известно, сподручнее рыбку ловить. Те, кто имел доступ к сахару, спирту, зерну и так далее, совсем не радовались предстоящим переменам. “Это нам не надо”, — категорично заявляли они. Почему не надо — понятно: немцы привезут технологии, к которым нет доступа, там ничего нельзя ни “попробовать”, ни недовесить, там все автоматы делают. Так что тут уже и не украдешь, не “договоришься” с партнером иметь свою “дельту” на тонне зерна...
Нашлись и такие, кто “бил” и на политику, и на патриотизм — зачем нам, дескать, немцы, что, мы сами не сумеем дело отладить? Дайте нам только деньги государственные, да побольше, а мы уж расстараемся!
Так что для специалистов “Витебскоблимущества” работы было немало: необходимо было четко сработать в рамках действующего законодательства, чтобы не дать противникам проекта найти даже малейший повод для оспаривания процесса разгосударствления.
Участники нового проекта определились следующим образом: компания “Эвимакс” вносит 39% всей доли уставного фонда совместного предприятия, “Марко” — 31%. Витебские власти в лице облисполкома вносят 30% доли. Вкладом белорусской стороны в уставный фонд СП стали незадействованные мощности принадлежащего ей ОАО “Витебское пиво”, остальные же участники договорились об инвестировании в модернизацию доставшейся им части производства более пяти миллионов евро каждый.
Немало разговоров было в городе по поводу участников нового совместного предприятия “Двинский бровар”.
Что касается немецкой компании — там все ясно, пивоварением она занимается не первый год, имеет значительный опыт в этом деле, известные в Европе брэнды. Но зачем совершенно новое дело обувному предприятию? Сам Николай Мартынов считает инвестирование средств в пивоваренную отрасль надежным вложением капиталов.
В настоящее время на территории предприятия бурлит стройка. Деловые партнеры договорились о том, что во втором квартале будущего, 2005 года на совместном предприятии “Двинский бровар” уже будут сварены первые партии из шести базовых сортов: четырех — светлого, и двух — темного пива. Новая продукция по качеству займет, по уверениям партнеров, место в группе “Премиум”.
Не знаю, почему, но после знакомства с новым проектом и, что важнее, с его участниками, меня не покидает твердая уверенность:  долгостроя в СП “Двинский бровар” не будет, а на прилавках магазинов появится действительно качественная продукция возрожденного предприятия.

Евгений ТЮЧКАЛОВ.
г.Витебск.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter