...Чтобы не было “абзацев”

Книги России и Беларуси на ВВЦ. В Москве во Всероссийском выставочном центре завершила свою работу 8-я национальная ярмарка “Книги России”. Участие в ней приняли представители 84 регионов страны. Около тысячи фирм, среди которых полиграфисты, издатели, библиотекари, изготовители бумаги, представили на 10 тысячах квадратных метров свыше 100 тысяч наименований книг на разных языках.

В рамках выставки прошли конференции, семинары, круглые столы, на которых были затронуты важнейшие вопросы развития отрасли и серьезные проблемы общественной жизни. Как всегда состоялись встречи читателей с поэтами и прозаиками — Андреем Дементьевым, Василием Аксеновым, Аркадием Аркановым, Владимиром Вишневским, Александрой Марининой, Людмилой Улицкой, актерами Василием Ливановым, Валерием Золотухиным, Валентином Гафтом, тяжеловесом Юрием Власовым, модельером Вячеславом Зайцевым.
Каждый находил свою витрину на выставке. Большой интерес посетителей вызвала книга знаменитого японца Харуки Мураками “Подземка” (издательство “Эксмо”). Составлена она из интервью 60 человек, пострадавших в марте 1995 года от газовой атаки, устроенной сектой “Аум Синрикё” в метро Токио. “Азирис Нуна, или Сегодня, мама!” Сергея Лукьяненко и Юлия Буркина (“АСТ”, “Астрель” и “Транзиткнига”), вышедшая в свет одновременно со своей экранизацией, также была обречена на успех у значительной части публики. Издательство “АРТ-Родник” демонстрировало уникальную, очень объемную книгу-альбом, посвященную Леонардо да Винчи, вероятно, в надежде, что с ее помощью читатели сами откроют заветный “код”.
В пятый раз на выставке была вручена литературная антипремия “Абзац” — за худшие достижения в российском издательском бизнесе. Худшие редакторы, корректоры, переводчики, как выяснилось, работают в издательствах “АСТ” и “Ультра-Культура”. Антипризом “Полный абзац” отмечена серия романов о жизни Гитлера журналистки и историка Елены Сьяновой. Победители, как и на предыдущих ярмарках, за своими наградами не явились.
По традиции, страны СНГ принимают участие в сентябрьской книжной выставке на ВВЦ, но павильон Беларуси и в марте работал весьма активно. В национальной экспозиции государственные и негосударственные издательства Беларуси были представлены поровну — по шесть с каждой стороны. Кроме того, можно было ознакомиться с книгами Минской фабрики цветной печати, которая известна не только как полиграфическое предприятие, но и как издательский центр, выпускающий собственную продукцию и работающий на заказ. Интересно, что 70 процентов литературы фабрика выпускает для московских издательств “АСТ” и “Хорвец”.
Все витрины в павильоне Беларуси были оформлены тематически — искусствоведческая литература, детская, учебная, научная, методическая. Учебные издания в этот раз широко рекламировали издательские центры Белорусского госуниверситета, дебютирующего на ярмарке, и Белорусского государственного экономического университета, который не новичок в этом деле. Так, в экспозиции экономического университета было представлено 60 научных изданий, в основном учебники и пособия.
“Нашу литературу в России спрашивают, она представлена в большинстве бибколлекторов, вот вчера унесли последний экземпляр научной работы, чрезвычайно актуальной сегодня, — “Экономика Беларуси и России, ее взаимодействие, ее корни и возможности интеграции”, — рассказала директор издательского центра Белорусского экономического университета Л.Чеснокова.
— К сожалению, на российском рынке мы очень тяжело укореняемся, — говорит консультант Министерства информации Беларуси Е.Шитик, — у нас до сих пор нет своего отдела или магазина в Москве. Несколько лет назад открывали книжный магазин на Чонгарском бульваре, но просуществовал он недолго. В прошлом году открыли отдел на базе “Москниги” на Калужской площади, тоже безрезультатно. И мы рады тому, что перед поездкой на ярмарку получили сообщение из Москвы, что нам выделено помещение в Юго-Западном округе столицы. Думаю, на осенней книжной ярмарке в Москве сможем конкретно отвечать на вопрос посетителей, где купить ваши книги.
Прошу Елену Владимировну показать наиболее значимые издания. Она подводит меня к витрине издательства “Белорусская энциклопедия” им. Петруся Бровки. Здесь есть чему подивиться. В прошлом году закончился выпуск Белорусской энциклопедии в 18 томах. Беларусь первой из стран СНГ предприняла выпуск такого масштабного издания на родном языке. Кроме того, на основе этого материала вышел первый том шеститомного издания на русском языке под названием “Республика Беларусь”. Образцы томов представлены в экспозиции. Здесь же вторая “Красная книга Беларуси”, первые две книги, рассказывающие о Гомельской области, из 15-томного издания “Города и села Беларуси”. Неоценимый фолиант для исследователей — “Белорусский фольклор”.
Издательство “Мастацкая лiтаратура” выпускает серию “ЖЗЛ Беларуси”. “Нота судьбы” — так называется книга о легендарном “песняре” Владимире Мулявине. Книга вошла в число “ста лучших книг мира”, по признанию экспертов книжной ярмарки во Франкфурте-на-Майне, а также имеет диплом Первого международного конкурса на лучшую книгу на территории России.
Экспозицию Минской фабрики цветной печати представляет начальник ОТК А.Аксененко: “Посетители ярмарки проявляют большой интерес к нашей серии “Народы мира”, в которой вскоре выйдет “История русского народа”. Книги издаются на русском языке, в основном это переводы с оригинальных изданий. В этом году мы привезли замечательную книгу наших авторов Михася Бардзыко и Михася Башлакова “Полынь. Чернобыль”. Их первая поэтическая книга “Нетры” с оригинальными иллюстрациями издана также на нашей фабрике и наряду с книгами о Владимире Мулявине и поэтессе Ренате Мухе вошла в число “ста лучших книг мира”. Кроме того, на нашей фабрике выпущена еще одна уникальная книга — “Спадчына Беларусi”, отмеченная высшей наградой Беларуси — дипломом Франциска Скорины. Вторым дипломом Франциска Скорины награжден двухтомник “Победа”, выпущенный издательством “Мастацкая лiтаратура” к 60-летию Великой Отечественной войны. В первом томе изложена хронология военных событий, а во втором собраны песни военных лет. Считаю, что это лучшая книга о войне, ничего подобного я никогда не видела”.
— Юбилей Победы стал сквозной темой ярмарки, — еще на открытии выставки сказал руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ Михаил Сеславинский. Не случайно на ярмарке была организована экспозиция “Российские издатели — 60-летию Победы в Великой Отечественной войне”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter