«...А не то стукану, что чуму в хлеву держишь!»

Не так давно главный ветеринарный врач одного из районов Брестчины рассказал корреспонденту «БН», как обстоят дела на подведомственной ему территории, объявленной буферной зоной по АЧС

Конечно, большой плюс, что члены спецкомиссии из представителей ветслужб, участковых милиционеров, сотрудников райисполкома действовали там аккуратно, без нажима и запугиваний, чтобы люди поняли всю важность и серьезность ситуации. Но, признаюсь честно, меня обескуражил тот факт, что после проведения антиинфекционных мер практически из всех 116 деревень района стали поступать анонимные звонки от сельчан с сообщениями о соседях, которые не выполнили требований по предотвращению чумы и продолжают держать кабанчиков в личных сараях…

Подумалось, насколько безответственно многие сограждане относятся к беде, которая может обернуться серьезными проблемами для страны и каждого из нас. Не секрет, что нарушение антисанитарных мер открывает нишу для проникновения заразы через частные подворья на государственные комплексы. Под угрозу полного уничтожения может, не дай бог, попасть свиноводческая отрасль. И в это время кто-то, игнорируя опасность большой беды, может припрятать рискового кабанчика?..

К сожалению, за громкими словами о демократизации общества мы в постперестроечные годы, как писал классик, вместе с водой выплеснули и ребенка, имя которому — законопослушание. Как гласит философский словарь, «законность является антиподом вседозволенности, основанной не на нормах права, а на личностных, субъективистских, часто ошибочных убеждениях». Сложно, может, и слишком по-научному, но точно. В нашем случае именно таким образом поступают сельчане, нарушающие конкретное правовое предписание по карантинным мерам, связанным с АЧС. А ведь должностные лица, принимая властное решение по данному вопросу, руководствовались прежде всего общественными интересами. За неукоснительное его исполнение все граждане несут юридическую ответственность, под которой понимается наказание лица, виновного в совершении правонарушения. Данное средство является важнейшим и необходимым для укрепления законности, причем его эффективность определяется не жестокостью, а неотвратимостью.

Можно было бы только приветствовать законопослушность граждан Брестчины, которые не стали молчать и сообщили о недобросовестном поведении односельчан в районную ветслужбу. Однако в искренности намерений некоторых из них заставил усомниться тот факт, что все звонки были анонимными. А тут еще подоспел и случайно услышанный разговор в пригородной электричке, где тема африканской чумы свиней стала самой обсуждаемой.

Один из пассажиров пенсионного возраста поведал своему спутнику грустную историю. С осени прошлого года держал он на подворье кабанчика. Планировал справить свежину с первыми морозами, да тут незадача — проклятая чума. Хорошо еще, что при учете скота в сельсовете его Борьку не внесли в общие списки. Думал, что удастся как-нибудь сохранить животину, хотя бы до ноября. Но о тайных помыслах сельчанина узнал нигде не работавший, никогда не державший домашнего скота местный выпивоха. Заглянув на подворье к деду, он заявил: «Дай на бутылку, а не то стукану куда следует, что чуму в хлеву держишь!» Вручив 50 тысяч рублей шантажисту, хозяин надеялся откупиться. Да не тут-то было. Через три дня алкаш снова пришел за мздой. Понял дед, что ситуация тупиковая, и прирезал кабанчика. Теперь вот вез свежину в Минск к дочери, дома у которой есть большой морозильник…

Возможно, многие заявители, действительно, искренне озабочены сложившейся ситуацией. Но я лично не стал бы, скрываясь за анонимным звонком, подставлять соседа под штраф в 20—50 базовых величин, а постарался бы убедить его в неизбежной жизненной необходимости принятия профилактических мер по АЧС. А что сделали бы вы?..

Олег КАМИНСКИЙ, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter