"Благословен Владыка, чью пищу мы ели"

Поблагодарить Всевышнего за пищу несложно. Есть определенные благословения, молитвы. А вот то, чего порой нет, — это времени или понимания.

Поблагодарить Всевышнего за пищу несложно. Есть определенные благословения, молитвы. А вот то, чего порой нет, — это времени или понимания. Наличие и первого, и второго зависит от правильного восприятия того, что не является второстепенным.

В еврейской традиции до начала трапезы есть очень короткое благословение на хлеб. А вот благословение, состоящее из четырех частей, произносится уже после принятия пищи. “И будешь есть, и насытишься, и благословишь Творца твоего за хорошую землю, которую Он дал тебе”, — говорится в Торе (книга Дварим 8). Эта фраза была воспринята мудрецами буквально. После приема пищи евреи благословляют Всевышнего, дающего пропитание всему миру (первая часть благословения), благодарят даровавшего народу Израиля  “добрую землю” (вторая часть), просят Всевышнего смилостивиться над Израилем и отстроить Иерусалим (третья часть) и в конце выражают надежду, что они не будут лишены, по милосердию Всевышнего, его благ (четвертая часть).

Произнесение четырех частей благословения занимает около пяти минут. Произносить его следует после каждого приема пищи, даже если человек съел небольшой кусочек хлеба. Но почему благословение состоит именно из четырех частей? Не достаточно ли одной или просто нескольких фраз благодарности за пищу?

В Талмуде (трактат Берахот 48) сказано, что авторство первой части благословения после принятия пищи принадлежит Моше (Моисею), которую он произнес после чуда с манной. Вторую часть, с благодарностью за землю, относят ко временам его ученика Иегошуа бин Нун — именно тогда в земле Израиля поселились все двенадцать колен. Третью часть, связанную с Иерусалимом и Храмом, относят к царям Давиду и Соломону, так как они имели непосредственное отношение к становлению Иерусалима как столицы и строительству Храма. Последнюю, четвертую часть, относят ко временам, наступившим после разрушения Второго Иерусалимского Храма. Таким образом, благословение после еды — Биркат а мазон — складывалось на протяжении более тысячи лет в разные исторические этапы становления народа. Впрочем, есть мнение, высказанное в книге Берешит Раба, что и сам Авраам предлагал гостям после еды сказать фразу: “Благословен Владыка, чью пищу мы ели”.

А еще важно добавить, что формирование Биркат а мазона происходит и сегодня. Уже несколько веков благословение поется на определенные мелодии. В середине прошлого века ряд либеральных раввинов создал и сокращенную форму четырех частей данного благословения. Это было сделано для тех, кто хотел бы потратить меньше времени, но не упустить произнесение благословения. И сегодня эта сокращенная версия, в которой присутствует не только музыка, но и ряд других творческих выражений, очень популярна в летних лекториях молодежного еврейского движения “НеЦеР”.

В нашей благодарности Всевышнему за пищу и за землю — тысячелетняя история. В современном мире мы порой не оставляем себе времени на эту благодарность. Но кроме “приятного аппетита” и “спасибо” важно произнести слова, отражающие нашу благодарность, веру в завтрашний день и любовь к дарам Творца.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter