На «Линии Сталина» к 75-летию подвига танкиста Зиновия Колобанова восстановили легендарный танк КВ-1

На «Линии Сталина» восстановили легендарный танк КВ-1

75-летие подвига легендарного танкиста-аса Зиновия Колобанова, за полчаса лично уничтожившего 22 вражеских танка и сумевшего вместе со своей ротой остановить фашистский батальон, в историко-культурном комплексе «Линия Сталина» отметили грандиозной реконструкцией памятного боя.

Танк_b 500.jpg

Она одновременно стала и презентацией редкого тяжелого танка КВ-1, собранного местными умельцами всего за полгода. А основой для воссоздания уникальной боевой единицы послужила поднятая осенью прошлого года из сенненских болот башня взорванной боевой машины.

Танк_1_b 500.jpg
 
Директор по развитию и продвижению ИКК «Линия Сталина» Михаил Метла вспоминает предысторию: в этих витебских краях во время одного из массовых танковых сражений времен Великой Отечественной войны, было потеряно сразу 4 танка, знали давно. Общение с местными жителями позволило значительно сузить район поисков.

Танк_2_b 500.jpg
 
– Сложность поисковых работ состояла в том, что башня по сути была полой – ее верхний лист оказался вырванным. А значит вероятность попасть щупами в профиль была очень маленькой. Тем более, что фрагменты КВ-1 находились на глубине примерно 3,5 метров. Однако получилось! Сохранился номер, по которому мы смогли изучить историю. Узнали вот что. Конкретный танк был выпущен в 1940-х годах и передан во 2-е саратовское танко-техническое училище. Затем его отправили в забайкальскую роту, откуда он и ушел на фронт. А вот имена членов экипажа, увы, установить не удалось. Однако со слов старожилов нам известно, что именно советские воины самолично оставили этот КВ-1 в трясине – боевую машину до последнего пытались вытянуть из болота, но в итоге решили подорвать.

Танк_3_b 500.jpg
 
Находка, надо сказать, оказалась уникальной. Все дело – в малой башне и установленной на ней редкой пушке. Специалисты утверждают: найденный экземпляр – единственный во всем свете. Остальные – потеряны. А также в крепкой броне, аналогов которой на тот момент не было в мире. Чем не повод превратить найденные фрагменты в полноценную боевую машину? Работы начались в начале года.
 
– Белорусская железная дорога приняла решение передать нам изготовленный на базе ИСУ-152 (самоходки, созданной на основе тяжелого танка ИС, который пришел на смену танку КВ) тягач от действующего пожарно-восстановительного поезда. С тягача мы сняли мотор и трансмиссию, срезали рубку и, по сути, оставили лишь часть корпуса. Бронетанковое управление Министерства обороны тем временем помогло нам определенными деталями, – рассказал Александр Метла.
 
А недавно воссозданный раритет научили не только ездить, но и стрелять. Причем, холостыми. Для этого мастерам для пулеметного диска пришлось изготовить специальную вставку из дюралюминия и внести изменения в конструкцию ствола, исключающие стрельбу боевыми патронами.

Танк_4_b 500.jpg

Родственники Зиновия Колобанова
 
– Самым сложным в процессе реставрации было отсутствие башенного погона, детали, которая позволяет башне крутиться, – рассказывает мастер-реставратор Александр Микалуцкий. – Пришлось воспользоваться погоном от башни танка Т-34-85. Только диаметр у него больше. Пришлось подрезать, удалять лишние фрагменты…
 
deu@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter