Ограничение на посылки и покупки за рубежом: мнения за и против

Ограничения на посылки и покупки за рубежом: за и против
Согласно исследованиям, средний платеж белорусов, совершавших в прошлом году покупки в зарубежных интернет-магазинах, вырос в полтора раза. Поэтому совсем не удивительно, что новые лимиты беспошлинного ввоза и получения товаров из-за границы, оговоренные президентским Указом № 40, вызвали бурные дискуссии в обществе. Мы обзвонили экспертов и задали им вопрос: не слишком ли жесткая это мера – ограничивать покупки суммой в 22 евро? 

посылка.jpg

Александр ЛУЧЕНОК, доктор экономических наук, профессор, аналитик:

- Надо понимать, кого в первую очередь затронут эти ограничения. Если людей, которые покупают товары для перепродажи, тогда такой шаг целесообразен: нельзя допускать ввоза оптовых партий товаров без соответствующего оформления. Но при этом пострадать могут и рядовые граждане, а большой выгоды бюджету это не принесет. 

Нельзя говорить, что за границей все делают плохо, а у нас хорошо. Если нужно обратить внимание населения на отечественные товары, лучше делать это не административным способом, а путем повышения их потребительских свойств и снижения цен, в том числе за счет сокращения издержек и рационализации уплачиваемых налогов. Но никак не введением ограничений на покупку более дешевых и достаточно качественных импортных товаров. Население все равно будет искать способы приобретать необходимое за границей, что, в свою очередь, будет развивать теневой рынок. Если бы человек раз-другой ошибся, он бы не стал впредь смотреть в сторону заграницы. Мы же видим другую ситуацию: граждане делают покупки за рубежом, значит, считают, что это целесообразно. По крайней мере, подавляющее большинство моих знакомых, которые приобретают так товары, довольны. 

К тому же, в условиях, когда уровень жизни населения снижается, вряд ли стоит лишний раз обижать население и не давать ему возможности покупать вещи подешевле, но при достаточном уровне качества. На месте же чиновников следовало бы думать о поддержании жизненного уровня граждан, а не наоборот.

Анатолий АКАНТИНОВ, генеральный директор Центра стратегического партнерства «Маркетинговые системы»: 

- Один из посылов Указа – пресечь покупки в коммерческих целях. Если такие факты есть (а утверждается, что 250 тысяч человек заказывают посылки от 10 до 100 раз в год), с ними, конечно, надо бороться. Но не мерами, которые затрагивают всех граждан. С точки зрения маркетинга я за свободный рынок, поэтому ограничения меня шокируют. Как-никак конкуренция берет свое, от нее не отгородишься, так что надо не бороться с ней, а подстраиваться, изменяться, совершенствоваться. Отчасти логично было бы, если бы нормы Указа были временными – это в краткосрочном периоде помогло бы защитить внутренний рынок. Но, судя по тому, что на такой шаг мы пошли, опередив даже партнеров по Евразийскому экономическому союзу, не подождали, пока все страны примут единогласное решение, как предлагала Евразийская экономическая комиссия, этот вопрос для нас стоит острее, чем для других. У нас не такая большая экономика, как в России, поэтому нам нужно быть энергичнее в принятии решений.
 
Раиса МАШИЦКАЯ, директор частного предприятия «РомГиль-ТЕКС» (г. Слоним):

- У покупателя должен быть выбор. Но при этом все производители, на мой взгляд, должны быть в равных условиях, а люди должны быть уверены, что отдают деньги за качественный и безопасный товар. А значит, как минимум на него должны быть документы, подтверждающие эти параметры. Качественные вещи не могут быть дешевыми. Посмотрите: на тех же китайских сайтах нормальные обновки стоят приличных денег. Но чаще всего заказывают что-то попроще, непонятно из чего сделанное. И это попадает к нам. Это неправильно. 

Судите сами: чтобы попасть на рынок Европы или США, товар должен соответствовать их требованиям по составу, документам. У каждой вещи они свои. Да, многим производителям в мире не под силу тягаться с дешевым китайским товаром, и они защищают свой рынок пошлинами. Хотя бы потому, что их производителей поддерживает государство с помощью дотаций. У нас же в стране нет сырьевой базы. Нет пряжи, которая соответствовала турецкой, итальянской или болгарской, полотна, вискозы, которую мы покупаем в Польше, Турции. Мы имеем кредиты под 36 % годовых, да еще и отдаем товар в торговлю с большой отсрочкой платежей. А сколько стоит электроэнергия, газ и вода для предприятий? Даже если срок действия сертификатов соответствия техрегламентам Таможенного Союза продлят, это тоже повлияет на цену – в меньшую сторону. Поэтому наши изделия столько и стоят. Но модели не хуже, чем заграничные, художники наши талантливые. Что бы ни говорили, у «Коминтерна» очень хорошие мужские костюмы, ничем не уступают импортным. И «Коминтерн», и «Элиз» и ряд других заводов шьют для иностранцев – это о чем-то да говорит. Они могут конкурировать с привозным, но конкуренция должна быть честной и прозрачной. На это, на мой взгляд, и направлен Указ.

А что по этому поводу думаете вы, уважаемые читатели?

Мнение экспертов может не совпадать с точкой зрения редакции. 
druk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter