Белорусская часть Беловежской пущи избежит массовой вырубки ельника

Европейцы митингуют против вырубки реликтовых деревьев в польской части Беловежской пущи
Европейцы митингуют против вырубки реликтовых деревьев в польской части Беловежской пущи. Польские власти, наоборот, уверены: столь кардинальные меры необходимы для остановки нашествия жука-короеда. «Эпидемия» насекомых губит деревья в геометрической прогрессии. Белорусы реагируют на ситуацию иначе: о массовых вырубках не может быть и речи.



Министерство окружающей среды Польши за пять лет собирается вырубить в лесу 188 тысяч кубических метров древесины, хотя пару месяцев назад речь шла о цифре в три раза меньшей. По мнению европейских специалистов, только такие жесткие меры остановят паразитирующего жука-короеда, оздоровят и спасут деревья. Представители «зеленых» оппонируют: активность жуков-типографов – естественное природное явление, которое наблюдается примерно раз в десять лет. Вырубку нужно прекратить, потому что именно она, а не насекомые, приведет к уничтожению одного из последних первозданных природных уголков в регионе. Пока спор не разрешен.

Белорусская часть Беловежской пущи реагирует на пришествие типографа более спокойно. Вспышку сотрудники национального парка предвидели: в прошлом году в феромонных ловушках было зафиксировано в два раза больше короедов-типографов, чем в позапрошлом. Как говорится, предупрежден – значит, вооружен: нацпарк встретил непрошеного гостя подготовленным. 

Кто он, этот опасный вредитель? Жучок длиной всего 4-5 мм. Селится он в ослабленных ельниках, за несколько месяцев убивая дерево. Особенность ситуации с короедом в белорусской части Беловежской пущи заключается в том, что ельников у нас не так много, как в Польше, объясняет генеральный директор ГПУ «Национальный парк «Беловежская пуща» Александр Бурый:

Для короеда-типографа на белорусской стороне пущи нет кормовой базы. По результатам проведенных лесопатологических наблюдений, отпад ели в пораженных короедом насаждениях составляет в среднем 5-8 кубических метров на 1 гектар. Поэтому мы не видим большой катастрофы в активизации вредителя. К тому же, большая часть еловых деревьев находится в заповедной зоне, где запрещена любая хозяйственная деятельность. На этой территории не изымаются даже мертвые деревья. Поэтому в любом случае речи о массовой вырубке древесины в национальном парке быть не может.

Природа распорядилась так, что вспышки массового размножения жука-типографа, то есть когда существует реальная угроза еловым насаждениям, периодически повторяются. Примерно раз в десять лет. Но специалисты подчеркивают: короед в пуще жил всегда. За тысячелетия существования Беловежской пущи в естественном лесу выработались механизмы саморегуляции, благодаря которым вспышки короеда затухают сами по себе через 2-3 года. Формируется естественная мозаичность натурального леса, усложняется его породная и возрастная структура, появляется шанс для развития светолюбивых растений. Такие древостои в дальнейшем будут обладать более высокой устойчивостью к болезням и вредителям. В общем, можно наблюдать в действии естественный отбор, один из основных законов природы.

Беловежская пуща – древнейший «экземпляр» первобытного равнинного леса на европейской территории. Ученые подсчитали, что в здешних чащобах экосистема самостоятельно сохраняется неизменной в течение десяти тысяч лет. 

hanna.petrachenka@yandex.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter