Появится ли фонд помощи обманутым путешественникам?

Где спасательный круг для туриста

Лето набирает обороты. Все мысли об отпуске. Куда поехать? Отправиться в путешествие из Минска или попытаться сэкономить и лететь из Москвы, Киева? Самим организовывать отдых или купить готовый тур? Вопросы не праздные. Еще свежа в памяти череда скандалов прошлого года, связанных с банкротствами российских и недобросовестной работой отдельных наших турфирм. Тогда в разгар сезона одни путешественники застряли на зарубежных курортах: гостиницы не оплачены, обратные билеты тоже. Другие, оплатив поездку, и вовсе остались дома: накануне выезда турфирма перестала отвечать на звонки.

Есть ли гарантии, что все это не повторится? 



В России попытались подстраховаться: туркомпании скинулись и основали ОО «Турпомощь». По идее, из резервов этого ОО должны компенсироваться финансовые потери путешественникам, но в первую очередь поддерживались фирмы, оказавшиеся на краю банкротства. Хорошая идея заработала и почти сразу забуксовала. Только в этом году российское Федеральное агентство по туризму исключило из единого реестра 20 туроператоров по выездному туризму. Основная причина — неуплата ежегодных взносов в «Турпомощь». А «Турпомощь», в свою очередь, исключила из своих рядов 963 туроператора в связи с неуплатой членского взноса в компенсационный фонд. Кроме того, по «Турпомощи» прошелся аудит и обнаружилось расходование средств не по назначению и без контроля. А зачем тогда такая организация, которая тратит деньги не на дело?

Тем временем в нашей стране собираются учредить подобного рода структуру. Осенью будут рассматриваться изменения в Закон «О туризме». Одно из предложений — создать при общественных туристических организациях компенсационные фонды.

Вадим Кармазин, директор департамента по туризму Министерства спорта и туризма, подчеркнул, что государство никоим образом в работу этой структуры вмешиваться не намерено:

— Общественные организации должны будут сами договориться о том, как помогать друг другу и своим клиентам в случае невозможности исполнения обязанностей перед путешественниками. Через компенсационные фонды они могли бы возвращать деньги пострадавшим.

Как пример структуры, при которой может быть основан такой фонд, — Республиканский союз туристических организаций. Но объединяет он далеко не все фирмы. Значит ли это, что если вы стали жертвой обмана со стороны конторы, не входящей в состав РСТО, то спасательный круг вам не бросят? Вадим Кармазин дал дельный совет:

— Если инициатива начнет работать, то у туриста появится ориентир, в какую фирму обращаться. Ему нужно будет лишь знать, входит ли она в общественный союз, при котором есть компенсационный фонд. Очевидно, что вложить средства в такой фонд способны лишь солидные организации, не однодневки. Так что это, по идее, должно быть объединение крупных и надежных игроков рынка, способных отвечать за своих клиентов.

В РСТО 41 член — не нуждающийся в рекламе, работающий давно на рынке. Но председатель союза Валентин Цехмейстер смотрит на будущее общественного компенсационного фонда скептически:

— Есть отрицательный опыт работы «Турпомощи» в России. К тому же немногие компании способны внести крупный взнос в компенсационный фонд. Далее, допустим, что все члены РСТО скинутся. Но ведь в стране работает от 1.200 до 1.800 агентств. Деятельность некоторых из них покрыта сетью темных схем. Получится, что мы все равно всех туристов не защитим. Итак, приходится признать, что нужно придумывать другой способ защиты от возможных ЧП. Я вижу выход в создании фонда развития туризма. Каждый путешественник покупает путевку, стоящую, допустим, 300 евро, за 305, и этот пятак уходит в фонд. Из страны в год выезжают на отдых 450 — 700 тысяч человек. То есть в среднем за год будет аккумулироваться 2,5 миллиона евро, из которых можно было бы выплачивать компенсации. Но главное: учредителем такого фонда должно быть государство, а в правлении присутствовать представители общественных туристических организаций.

В ближайшее время при Минспорта будет создан общественный совет, который объединит различные туристические организации. Специалисты еще раз вернутся к вопросу создания оптимальной структуры по защите интересов отдыхающих и турфирм.

Однако, учитывая опыт «Турпомощи», которая защищала в первую очередь не клиентов, а турфирмы, есть основания полагать, что все может свестись к взаимоподдержке между игроками рынка, а туристы так ничего и не получат. Но ведь именно им больше всего нужна гарантия, что кто–то бросит спасательный круг, на котором можно будет добраться из чужой страны домой, если фирма, оформлявшая путевку, обанкротится и возникнут проблемы в отеле или с перелетом.

vk@sb.by

Советская Белоруссия № 110 (24740). Пятница, 12 июня 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter