От Постав до Эльбруса на велосипеде

Два колеса лучше пяти звезд

Сегодня, чтобы путешествовать, пожалуй, нет никаких преград. Вот и житель Постав Валерий Болт доказывает: вырваться из плена серых будней проще простого. Главное — поставить цель, собрать рюкзак и не забыть смазать цепь велосипеда. В прошлом году вместе с другом Сергеем Соколовским он съездил к Атлантическому побережью («Жуки, идущие вокруг света», «СБ» за 26 февраля 2016 года). А нынешней весной уже с другим товарищем, — Валерием Бутом, отправился на 118–дневные «велопокатушки» по маршруту Поставы — Ростов — Владикавказ — Тбилиси — Ереван — турецкая Хопа — Поставы. За спиной остались 7.690 километров, горы, Черное море и, естественно, море ярких впечатлений.


Велосипед для Валерия Болта — не более чем хобби. Его напарник Валера Бут последний раз педали крутил, наверное, лет 10 назад. Так что с его стороны поездка оказалась и вовсе большой авантюрой. Еще, например, мне казалось, что нужно быть состоятельным человеком, чтобы на 4 месяца уехать из дому на велике. Но Валерий Болт другого мнения:

— После школы я поступил в БНТУ. Из–за моей безалаберности меня оттуда выгнали. После армии учился в БГТУ, однако понял — не мое. У меня есть небольшой постоянный источник дохода. Деньги не ахти какие, но на жизнь хватает. Этим обусловлен выбор формата велопутешествия — в шутку мы его называем «бомж трип». С собой брали минимум вещей: портативный аккумулятор для смартфона, куда загружена офлайн–карта, палатка, спальники, пару музыкальных гаджетов, запчасти и инструмент для ремонта велосипедов, газовая горелка для приготовления пищи. Обычный рацион — сосиски, макароны, каши, овощи, майонез, печенье, халва, конфеты, напиток. В Северной Осетии нас часто угощали бараниной. Но больше всего понравились хинкали и хачапури с фасолью, мясом, картошкой, грибами. Грузинская кухня — супер!


К слову, в дорогу поставчане изначально и отправились, чтобы проверить рассказы о хваленом грузинском гостеприимстве. Если же говорить о деньгах, то в путешествии они потратили всего 1.200 долларов.

Сначала ехали проселками. Там движение спокойнее и люди — душевнее. Лишь через 1,5 тысячи километров выбрались на федеральную трассу Москва — Ростов–на–Дону и по ней катились до Владикавказа. Как раз, шутит Болт, проверили миф о жутких российских дорогах:

— Там все зависит от региона. Например, в Брянской области между городами Погар и Трубчевск встретился ну просто непроходимый 20–километровый участок. На крупных шоссе претензий к покрытию не было. За Ставрополем, к примеру, нам попалась пологая затяжная горка, где мы разогнались до 75 километров в час. Это — рекорд скорости!


В Гомеле путешественники переночевали у родственников Валеры Болта. В других же городах искали вписку. Вписку, или место для ночлега, можно найти через международный интернет–ресурс www.couchsurfing.com или специализированный сайт для велосипедистов www.warmshower.com. По словам Болта, люди регистрируются там и заявляют о готовности принять путешественников:

— Кто–то приглашал к себе. Кто–то подсказывал, где можно найти ночлег. В Тбилиси мы 5 дней прожили у создателя тамошнего велоклуба Томаза. Когда из Фиагдона в Верхний Унал ехали через пустынный перевал, под дождем вымокли и замерзли сильно. К счастью, служители маленькой горной церквушки пустили переночевать. Во Владикавказе нас приютил арт–объект Portal. Это — сообщество творческих людей различных направлений, которые собираются вместе, организуют выставки, ярмарки.


Во Владикавказе путешественники застряли на несколько дней из–за того, что селевой поток смыл полкилометра горной дороги. Там им подсказали, что в Северной Осетии есть классные ущелья, водопады, где можно покататься. Посоветовали, где остановиться. Через 3 дня они добрались до тупикового поселка Джамара. Нашли местного жителя Ахшара, которого им порекомендовали. Он там обработкой камня занимается. У него на участке, вспоминает Валерий Болт, вагончик стоит для туристов:

— Внутри — кровати, умывальник. Живите, говорит, сколько хотите. Бесплатно. В Северной Осетии люди вообще очень отзывчивые. Если где–то в селе спрашивали разрешения палатку поставить, нас, как правило, в дом приглашали ночевать.

В Приэльбрусье ребята встретили Васю и Диму из Курска — таких же, как и они, велопутешественников. Благодаря им поехали на поляну Азау, что на высоте 2.300 метров над уровнем моря. В столице Грузии познакомились с украинцем, который увлекательно рассказывал о велопутешествиях по Скандинавии. А с автостопщицей Сашей из Перми, ехавшей в Тбилиси, вместе застряли на закрытой российско–грузинской границе. Пересечение границ, по словам Болта, отдельная история:


— В России вблизи границы с Украиной стоят блокпосты, документы постоянно проверяют. На границе между Северной Осетией и Кабардино–Балкарией наши рюкзаки рентгеном просвечивали. На российско–грузинской границе, напротив, пропустили без очереди. Когда из Грузии в Армению ехали, едва ли не сами уговаривали пограничников посмотреть наши документы. А на погранпереходе в Турцию мы, наверное, были первыми белорусами — так там удивились, увидев наши паспорта.

В маленьком городке на западе Армении с путешественниками произошла любопытная история. Они зашли в продовольственный магазин. Разговаривали по–русски. Из национальной символики — лишь еле заметные ленточки с орнаментом на руле. А продавец вдруг спрашивает: «Ребята, вы из Беларуси?» Оба Валеры чуть на пол не сели от удивления... Кстати, Валерий Болт говорит, что везде, где они ехали, белорусов любят и уважают страну:

— Когда хозяева, к которым на ночлег просились, узнавали, откуда мы, старались на стол лучшее угощение поставить, домашнее вино принести.

Больше всего путешественникам понравилась природа Грузии. Особенно яркие впечатления остались от Крестового перевала — величественного и пустынного места, где горные вершины прячутся под снежными шапками. Вообще же, уверяет Валерий Болт, все было ярко и интересно с того момента, как с товарищем они уехали из Постав:



— Велопутешествие — это словно другое измерение, которое не сравнится ни с повседневной жизнью дома, ни с отдыхом all inclusive в 5–звездочном отеле где–нибудь на Канарах. Этот формат мне больше всего по душе. Им, похоже, я заболел окончательно и бесповоротно. В апреле 2017–го хочу уехать на 2 года в велокругосветку. Сейчас оборудование приобретаю, спонсоров ищу.

В социальных сетях странички у Валерия нет. Зато в Facebook есть организованная им группа YA Zhivoj. В Instagram, например, у нее более 800 подписчиков по всему миру. Там вся информация об уже состоявшихся поездках, а также — задумки и планы. Под этим брендом он намерен и в кругосветку отправиться.

Из дневника Валерия Болта


«Горы и ущелья вблизи Южной Осетии — красотища! Мама!.. А вот дорога из города Кобань к озеру Гизельдон — адский серпантин! Половину его мы проехали, ну а вторую половину тащили велики в руках. Очень крутой подъем и камни повсюду, которые не давали тронуться с места после остановки».

«Мы четвертый день в Батуми. Живем на пляже. Нашли металлоконструкцию, брезент огромный принесли и натянули его над нашим новым домом. Прячемся от палящего полуденного солнца. Овощное рагу готовим на костре. Море выбрасывает на пляж много хвороста и он абсолютно сухой! Рыбаки поделились уловом. В основном была барабулька, но попался один скат, которого мы зажарили на углях».

Цифра

Максимальное расстояние, пройденное путешественниками за один день, — 190 километров.

Фото Валерия БОЛТА.

Советская Белоруссия № 194 (25076). Суббота, 8 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter